Новости Владивосток

Минпромторг предложил отменить мораторий на установку «ЭРА-ГЛОНАСС» для физических лиц

Упрощённый режим импорта машин для физических лиц могут отменить на год раньше из-за плохой статистики по ДТП. Минпромторг предлагает отменить действующий мораторий на установку модулей вызова экстренных оперативных служб уже с апреля 2026 года вместо 2027-го. Ранее упрощённый порядок установки «ЭРА-ГЛОНАСС» вводили и продлевали из-за дефицита устройств и спекуляций.

Проект постановления Минпромторга опубликован на сайте федерального портала проектов нормативно-правовых актов. К настоящему времени у него 15 голосов «за» и 13 – «против».

Согласно пояснительной записке, с 1 апреля 2026 года предлагается проводить оценку соответствия в отношении оснащения УВЭОС (устройствами вызова экстренных оперативных служб) единичных транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для собственных нужд, при вводе в эксплуатацию. Оценка соответствия проводится юридическими лицами - испытательными лабораториями. Всего таких лабораторий, как указывается в документе, 66.

Для дальневосточников это по сути возврат в 2017 год, когда «ЭРА-ГЛОНАСС» только появилась в нашем лексиконе. Нет устройства – нет СБКТС (свидетельства безопасности конструкции транспортного средства), соответственно, ПТС и дальнейшей регистрации машины в ГИБДД не будет тоже.

При этом в графе «риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий» у Минпромторга написано «отсутствуют».

Министерство объясняет, что в России эксплуатируется более 12,9 млн транспортных средств, оснащённых УВЭОС, их доля составляет 23% от общего количества эксплуатируемых ТС. С 2015 года через государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в экстренные оперативные службы передано более 506 тысяч экстренных вызовов (то есть около 50 тысяч в год). В 2025 году доля экстренных вызовов, поступивших в автоматическом режиме при срабатывании систем пассивной безопасности транспортных средств при тяжёлых ДТП, когда пострадавшие, как правило, не в состоянии самостоятельно вызвать помощь, составила более 84%. При этом время доведения информации о ДТП (в том числе координат места нахождения транспортного средства) через «ЭРА-ГЛОНАСС» до системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не превышает 20 секунд, что существенно сокращает время прибытия помощи в так называемый золотой час для спасения жизни и здоровья пострадавших.

Касается ли это «насильно» установленных УВЭОС, в записке не объясняется. Напомним, в 2017 году водитель в Михайловке пытался вызвать экстренные службы через модуль на трассе. Но его связали с диспетчером, которому пришлось в обычном порядке рассказывать, что и где произошло. На пути из Владивостока в Томск радиус обнаружения автомобиля давал погрешность около 100 километров. А руководство «ЭРА-ГЛОНАСС» не гарантировало, что установленные самостоятельно или в сторонних организациях модули будут работать так же, как и заводские.

Итогом этих скандалов стал так называемый временный порядок – документ, которой сперва продлевали ежегодно, а в прошлом году приняли сразу до 2027 года. Он позволял «физикам» не ставить кнопки на автомобили, которые привозят для собственных нужд. Причём тогда это решение и объясняли тем, что физлица везут машины в основном через Дальний Восток, где сохраняется серый авторынок, создаётся искусственный ажиотаж и накрутка стоимости. Другой причиной был недостаток компонентов для изготовления самих модулей из-за санкций. Некоторое время даже с завода «АвтоВАЗ» новые машины сходили без «ЭРА-ГЛОНАСС», её потом устанавливали дополнительно.

За год, кажется, всё резко изменилось. По данным статистики Минпромторга, количество ввозимых физическими лицами автомобилей постоянно увеличивается. За 2024 и 2025 годы в рамках моратория физическими лицами для собственных нужд было ввезено более 780 тысяч автомобилей, которые не оснащены УВЭОС. Люди, пострадавшие в ДТП с автомобилем, не оснащённым УВЭОС, не могут воспользоваться возможностями вызова экстренных оперативных служб через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», поэтому их жизнь и здоровье подвергаются дополнительной опасности. А отсутствие норм обязательности оснащения ввозимых физическими лицами транспортных средств создаёт угрозу достижения целевого показателя по снижению смертности в ДТП.

Учитывая это, проект постановления предлагает отменить действие моратория. Как пишет РБК со ссылкой на пресс-службу АО «Глонасс», сейчас дефицита возникнуть не должно. В России достаточно производителей, а компонентную базу импортозаместили. При этом у предпринимателей не должно возникнуть дополнительных обязанностей, связанных с реализацией проекта постановления. Ведь они уже устанавливают модули на ввозимые автомобили.

Напомним, на пике спроса кнопки во Владивостоке стоили 70-80 тысяч рублей, а жители Приморья жаловались в УФАС на сговор четырёх компаний-производителей. Добиться отмены установки модулей для дальневосточников обещал тогда ещё врио губернатора Олег Кожемяко, но вряд ли вспомнит об этом теперь. Примечательно, что единственный официальный дилер во Владивостоке, компания «Волтон Менеджмент Рус», оказался замешан в финансовой афере. Компания часто отказывалась продавать модули под предлогом их отсутствия и необходимости длительного ожидания. При этом купить можно было и сразу же – за три-четыре цены. ФАС России в итоге возбудила дело об антиконкурентном соглашении на рынке устройств вызова экстренных оперативных служб.

Позже налоговая инспекция провела проверку и установила, что компания завышала налоговые вычеты по НДС и на прибыль на общую сумму более 350 млн рублей. Сделано это было путём фиктивного документооборота и с помощью четырёх подконтрольных «технических» компаний. Итоговая сумма, которую ВМР остался должен государству после судебных разбирательств составила 51,8 млн рублей. Видимо, уплачены они не были, поскольку 12 декабря налоговая подала иск о признании должника банкротом.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта