Новости Владивосток

Минус один: суд удовлетворил иск прокуратуры о демонтаже яхт-клуба «Вольный шкипер» на Моргородке

Арбитражный суд Приморского края удовлетворил иск прокуратуры о возврате в собственность Владивостока земельного участка на Моргородке, на котором сейчас находится стоянка для маломерного флота, а также гидротехническое сооружение. Земля использовалась Владивостокским спортивно-техническим кооперативом владельцев маломерных судов «Вольный шкипер» без правоустанавливающих документов – договор аренды давно закончился, а подтвердить то, что мол строили самостоятельно, кооператив не смог. Суды за стоянку шли больше 10 лет.

Прокуратура в судебном порядке добивается возвращения муниципального имущества: земельный участок и гидротехнические сооружения в районе Моргородка истребованы из незаконного владения. Надзорное ведомство провело проверку в сфере исполнения земельного законодательства и законности использования муниципального имущества.

Установлено, что земельный участок в районе остановки «Моргородок» площадью около 6 тысяч квадратных метров, а также гидротехнические сооружения – мол, причальная стенка и набережная – используются кооперативом без правоустанавливающих документов. Объекты на праве собственности принадлежат городу, однако участок незаконно использовался под стоянку маломерных судов, пишет прокуратура.

Прокурор края предъявил в суд исковое заявление об истребовании земельного участка и гидротехнического сооружения из незаконного владения ВСТК «Вольный шкипер». Арбитражный суд Приморского края полностью удовлетворил иск. Фактическое исполнение судебного акта поставлено на контроль надзорного ведомства.

Дело рассматривалось довольно быстро, с ноября 2024 года. Прокуратура требовала демонтировать все объекты – 137 штук общей площадью 2139 кв. м, – снести забор протяжённостью 86 м и шестиметровый шлагбаум и привести земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние в соответствии с его назначением, в том числе вывезти материалы демонтажа. Несмотря на то, что в обеспечительных мерах прокуратуре было отказано, иск суд удовлетворил полностью.

Речь идёт об участке 25:28:040001:42 и зарегистрированном в его пределах гидротехническом сооружении (причальной стенке) 25:28:040001:709. ВСТК «Вольный шкипер», как утверждается в судебных документах (впрочем, оспоренных) при других разбирательствах, строил его самостоятельно.

В одном из дел от 2015 года есть вся история стоянки, изложенная как представителями кооператива, так и органами власти. Согласно версии «Вольного шкипера», в 1992 году на основании государственного акта участок был предоставлен кооперативу в бессрочное пользование для размещения стоянки маломерных судов. На основании разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, выданного в декабре 1996 года, кооператив построил на берегу мол. В июле 1997 года на него был выдан акт приёмки от Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора при администрации Владивостока.

История похожа на картодром «Змеинка», но ВСТК «Вольный шкипер» в 2012 году взял «свой» участок в аренду по договору с департаментом земельных и имущественных отношений, без всяких задержек и долгов оплачивал аренду. И параллельно судился с неким ООО «Очаг», которое в том же 2012 году взяло в аренду воду внутри стоянки. Получилась любопытная правовая коллизия – на одной территории два разных арендатора земли и воды. Они и выясняли отношения друг с другом на протяжении нескольких лет, пока кассационная инстанция не постановила, что факт аренды воды не является бесспорным преимуществом для получения права аренды на землю. Каждый остался «при своих».

В 2015 году ВСТК «Вольный шкипер» пытался зарегистрировать право собственности на причальную стенку, но в Росреестре ему было отказано. Решение было принято с учётом пояснений уполномоченных органов. Вкратце – в архивах Приморского края и Владивостока правоустанавливающие документы на спорный объект отсутствуют, а в результате правовой экспертизы были выявлены противоречия в документах кооператива.

Так, представленный в материалы дела государственный акт на право пользования землёй не соответствует типовому шаблону, в нём отсутствует ряд сведений. Кроме того, из указанного акта прямо не следует, что земельный участок был предоставлен для строительства мола. Как считает администрация, из договора аренды земли следует, что земельный участок был предоставлен кооперативу для целей, не связанных со строительством, поэтому мэрия считает мол самовольным объектом.

МКУ «Архив города Владивостока» сообщило, что в документах архивного фонда «Комитет по архитектуре и градостроительству мэрии города Владивостока» за 1998 год разрешения на выполнение строительно-монтажных работ для ВСТК «Вольный шкипер» отсутствуют. Акта приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта тоже нет. Согласно письму ГКУ «Государственный архив Приморского края», акты на право пользования земельными участками на хранение в госархив не поступали. Более того, как следует из кадастрового паспорта объекта, зарегистрировали его не 1997-1998 годах, а в 2000-х.

Интересно, что в выписке из ЕГРН право собственности на гидротехническое сооружение зарегистрировано в 2016 году на администрацию Владивостока. И это сооружение 1983 года постройки. Других объектов недвижимости на участке нет.

По какой причине суд принял такое решение, пока не известно – документы в картотеке не опубликованы.

Напомним, во Владивостоке начали изымать и закрывать стоянки для маломерных судов. Самую большую, на Улиссе, разогнали в течение весны, а Генпрокуратура обратилась в суд с тем, чтобы признать договоры купли-продажи недвижимости незаконными. Судебные разбирательства по искам от Генпрокуратуры к ГК «НИКО» и «Улисс-Марин» об объектах недвижимости и участках в бухте Улисс будут проводиться в закрытом режиме. Арбитражный суд вынес соответствующие определения по обоим искам. В оставшихся маринах места для всех желающих физически не хватает.

Ранее Константин Шестаков озвучивал планы по созданию «наземной парковки для катеров», но дальше планов дело пока не зашло. На выставке Vladivostok Boat Show глава Владивостока, отвечая на вопрос журналиста, заявил, что есть три крупных инвестиционных проекта по созданию стоянок для маломерного флота во Владивостоке. Ни один из них пока не известен широкой публике. 


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта