Новости Владивосток

Приморский депутат предлагает отстреливать конфликтных тигров на месте и без разрешения Росприроднадзора (ОБНОВЛЕНО)

Тигров, которые выходят в населённые пункты и нападают на домашних животных, предлагается разрешить отстреливать в критических ситуациях сотрудникам полиции и уполномоченных органов без получения ответа от Росприроднадзора. Инициативу будет рассматривать 20 мая комитет по природопользованию Законодательного собрания.


Обновление 13:32: «Данное письмо – это инициатива одного единственного депутата Законодательного собрания, а именно [Леонида] Васюкевича. К письму Васюкевича возник целый ряд вопросов, замечаний и предложений, поэтому его письмо будет с 99% вероятностью отклонено на профильном комитете, и не будет никуда отправлено», – прокомментировал Новостям VL.ru председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Андрей Андрейченко.


Постановление предполагается направить всем депутатам Госдумы от Приморского края, а также в три субъекта, где также проживают редкие кошки – Амурская область, Еврейская автономная область и Хабаровский край. В тексте обращения говорится, что участившиеся выходы тигра в населённые пункты стали проблемой.

«Деревенская жизнь в значительной мере отличается от городской: как правило посёлки окружены лесом, через который проходит дорога в соседние деревни, куда возят детей в школу, рабочих на рабочие места, собирая их автобусами с точек сбора ранним утром, когда ещё темно; а наличие собаки во дворе служит для безопасности людей, их имущества, и очень часто, для сохранения сельскохозяйственных животных, которых они содержат, от мелких лесных хищников. Освещение сельских улиц также оставляет желать лучшего, что не придает людям уверенности при передвижении по поселку ранним утром или вечером при сумерках», – описывается в документе непростой быт сельской жизни в Приморье.

Тигр находится под защитой государства, которое принимает огромный комплекс федеральных мер для создания благоприятных условий жизни хищника, в том числе на это выделяется и федеральное финансирование. В обращении указано, что существует «полный запрет на его изъятие при любых обстоятельствах», хотя это не так – тигров изымают по решению Росприроднадзора, краевые власти обязательно указывают на это при каждой конфликтной ситуации.

Как следует из ответа Дальневосточного отделения Российской академии наук, стратегия сохранения амурского тигра до 2034 года оказалась достаточно эффективной для восстановления популяции. В настоящее время численность тигра стабилизировалась и составляет 751-787 особей. Кроме того, в стратегии указана задача не просто сохранить популяцию, а именно в параметрах бесконфликтного существования с человеком, и указана численность для этого не менее 700 особей, которая достигнута.

На данном этапе, как написано в документе, «существующее количество тигров критично для безопасности человека». Случаев выхода хищника в населённые пункты становится больше и больше. Далеко не все пойманные конфликтные тигры имеют какие-либо травмы, полученные от людей. Но даже старые огнестрельные ранения говорят о том, что в тайге стали чаще происходить встречи человека с тигром. Охотники пытаются себя защитить в опасной ситуации, в отличие от браконьеров, которые хотят заполучить тигра и не оставят в лесу тело раненого хищника.

В федеральное законодательство предлагается внести следующие изменения: закрепить приоритет защиты жизни и здоровья человека над стратегией сохранения редких видов хищников, занесённых в Красную книгу Российской Федерации; считать любой случай выхода амурского тигра на территорию населённого пункта конфликтной ситуацией, представляющей угрозу для жизни и здоровья людей (любая встреча с тигром в Приморье уже по умолчанию считается конфликтной – Прим. ред.); разрешить полиции или уполномоченным региональным органам исполнительной власти принимать незамедлительное решение об отстреле тигра в критических ситуациях, когда существует угроза нападения со стороны животного на человека и непосредственной опасности для его жизни и здоровья.

Эти меры могут дать возможность незамедлительно реагировать на ситуацию. Сейчас же необходимо время на получение специального разрешения на изъятие хищника, процедура затянута. Отличие указанных предложений от тех, что сейчас обсуждаются на разных уровнях (восстановление кормовой базы тигра и строительство центра реабилитации для хищников), это быстрое достижение цели, а именно обеспечения безопасности граждан, прямо сейчас.

Предлагается также предусмотреть возможность введения системы компенсации государством причинённого вреда здоровью, жизни человека, ущерба его имуществу от действий тигров, произошедшим в населённом пункте. Необходим простой, понятный механизм получения справедливой компенсации по примеру компенсаций в случаях чрезвычайных ситуаций. Если государство взяло на себя обязательство по сохранению тигра и ввело различные ограничения, то и ответственность за причинённый ущерб необходимо нести государству. Сейчас Центр «Амурский тигр» за свой счёт и добровольно компенсирует ущерб в случае гибели скота или собак. Но на государственном уровне таких программ не существует, равно как и компенсации за гибель человека.

К обращению приложен ответ от ДВО РАН, где говорится, что тигр должен оставаться в списке редких видов, а его охрана должна определяться юридически и на государственном уровне. Однако учёные отмечают (уже не в первый раз), что популяция тигра эволюционно связана с биомом Уссурийской тайги, который стремительно и критически деградирует. Эти изменения требуют организации специальных исследований с акцентом на модели пищевых цепей, в которые входит амурский тигр. В ДВО РАН также указывают, что все методики и способы подсчёта тигров не проходят научную экспертизу, их актуальность не может быть подтверждена. Учёные, конечно, участвуют в работе АНО «Центр «Амурский тигр», но исключительно по приглашению. Так, по представляемым данным популяция тигра действительно восстановилась до целей, указанных в стратегии сохранения – то есть около 700 животных, включая почти половину половозрелых самок.

Также есть письмо от Олега Кожемяко министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александру Козлову, где приводится статистика нападений тигров. В 2023 году в Приморье произошло 170 подтверждённых случаев, в результате которых уничтожено 125 домашних животных. В 2024 году зафиксировано уже 300 конфликтных ситуаций и погибло более 250 домашних животных. В 2025 году произошло уже два случая нападения тигров на человека со смертельных исходом. В аппарате губернатора связывают кратное увеличение конфликтных ситуаций с критическим сокращением популяции дикого кабана вследствие африканской чумы свиней.

По данным минлесхоза Приморья, начиная с 2020 года, в крае из-за АЧС более чем в три раза сократилась численность дикого кабана – основного объекта охоты амурского тигра. В результате, с ростом популяции нашего уникального хищника, отмечается ежегодный рост конфликтных ситуаций: выход в населенные пункты и охота на домашних животных. Так, в 2020 году, до эпизоотии АЧС, было отмечено всего 76 подтверждённых конфликтных ситуаций. В 2024 году таких ситуаций отмечено 300, а за текущий год уже 169. Минлесхоз даже прорабатывает вопрос о полном запрете охоты на все виды животных, за исключением пернатой дичи, сроком на год, с компенсацией из регионального бюджета выпадающих доходов охотничьих хозяйств.

Правда, тигриные специалисты утверждают, что кормовой базы для хищников достаточно. В регионе большая популяция, например, пятнистых оленей. То есть тигры не от голода выходят к людям, на фотоловушках появляются не истощённые животные. К посёлкам чаще выходят раненые и больные особи, которым не по силам добыть себе пищу в лесу.

Министерство же предлагает предусмотреть в качестве оснований для закрытия любой охоты с нарезным оружием рост конфликтных ситуаций и дефицит кормовой базы амурского тигра, ограничить калибры и сроки охоты на пушных животных, под видом охоты на которых часто ведётся браконьерская добыча копытных. Предлагается установить запрет на любое применение тепловизионных прицелов в Приморском крае, включая запрет на нахождение с такими прицелами в охотничьих угодьях, разработать и утвердить методику разрешения конфликтных ситуаций с амурским тигром, установить для охотпользователей обязательные требования и нормативы по проведению биотехнических мероприятий в увязке с площадями охотничьих угодий и численностью охотничьих ресурсов, ограничить и упорядочить заготовку кедрового ореха – ключевого объекта в трофической цепочке дикого кабана и многих других видов. Для этого нужно наделить региональные власти соответствующими полномочиями.

Центр «Амурский тигр» от инициативы по отстрелам не в восторге. К вопросу приложено их письмо-ответ депутату Андрею Андрейченко, правда, мартовское, но всё ещё актуальное. Руководитель центра Сергей Арамилев указывает на большое количество неточностей в описании проблемы депутатом Леонидом Васюкевичем, автором инициативы. В частности, помимо отсутствия освещения на улицах посёлков, есть ещё большая проблема несанкционированных свалок и бродячих собак. Эти два фактора очень способствуют привлечению хищников.

«Проблемы с транспортом, освещением, несанкционированными свалками никак не связаны с природой или краснокнижными животными. Поэтому нужно сосредоточиться на помощи жителям, улучшением их жизни и быта, а не на том, чтобы безосновательно вредить популяции редкого животного», – говорится в письме.

Сергей Арамилев подтверждает, что тигров из природы изымают – нет никакого «полного запрета». С 2010 года изъято 94 особи, из которых в природу вернулось только 39. Остальные либо умерли, либо остались жить в неволе.

При отстреле тигра велика вероятность того, что его не убьют, а просто ранят, и он станет по-настоящему опасным для человека. Кроме того, применение огнестрельного оружия вблизи населённых пунктов неизбежно приведёт к «шальным» пулям – пострадают люди.

«Амурский тигр» считает, что в гибели рыбака в селе Зимники в январе этого года виноват не хищник, а человек. Кто-то ранил животное за несколько недель до трагедии, сделав его агрессивным. По мнению Арамилева, если бы не эти раны, то никакого нападения могло бы и не быть. Но стрелявших по тигру никто не искал и не ищет. В центре за обсуждаемой инициативой видят лобби браконьеров и поклонников трофейной охоты. То, что тигры были ранены в порядке самозащиты человека, тигроведы отрицают. У того же хищника из Зимников раны были нанесены с большого расстояния и сбоку, то есть он в тот момент не нападал.

Указывает «Амурский тигр» и на то, что стратегию сохранения популяции планируют обновить и внести в неё снижение допустимого объёма изъятия древесины в местах обитания тигра, ограничить применение спецприборов на охоте (тепловизоры, приборы ночного видения, глушители), разработать методику по реабилитации тигров и единую методику фиксации конфликтных случаев, а также другие меры, которые описаны в ответе минлесхоза.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Полная версия сайта