В декабре 2023 года правительство Приморского края отчиталось о том, что многоквартирный дом на Сафонова, 7, брошенный компанией «Аврора-Строй» экс-депутата Ищенко, сдадут в этом же месяце. Чуть позже оказалось, что речь шла о жилой части жилого комплекса «Сафонов». Спустя почти полтора года жители многоквартирного дома продолжают оставлять свои машины на устрашающего вида парковке, заходят в дом через пожарную дверь, потому что проход к главному входу до сих пор не отсыпан, борются с протекающими потолками, прибирают тонны мусора за подрядчиками, которые продолжают какой-то ремонт, и надеются, что новые названные сроки сдачи нежилой части дома наконец сбудутся.
«Исполин на курьих ножках» с нелёгкой судьбой
В 2019 году ЖК «Сафонов» уже был практически полностью отделан, казалось, оставалось немного – и его уже можно будет заселять. Но произошло непредвиденное – «красного депутата» Ищенко, возводившего его, арестовали за связанное со строительством мошенничество.
Сначала за дольщиков взялся один фонд, защиты участников долевого строительства Приморья, владельцы квартир даже самостоятельно собирали деньги на оставшиеся работы, за ним – другой, Фонд поддержки обманутых дольщиков Приморского края.
«Им выделили деньги, более 70 миллионов, но так ничего и не получилось. У нас сдачу дома поделили на две части. Получается, дом сдали официально 26 декабря 2023 года, чтобы перед президентом отчитаться о том, что у нас нет обманутых дольщиков в крае. И вторую часть дома, нежилую, – парковку, парадный вход, благоустройство – должны были до первого полугодия следующего года сдать. Жилую часть сдали, месяца 3 ключи не давали, люди начали бучу поднимать – тогда ключи начали давать, но говорили: «Не заходите, мы тут ещё работаем». Очень много чего ещё не доделали. Хотя, конечно, частично мусор вывозили и частично кое-какие нарушения устраняли - откосы заделывали, убирали в короба провода. И очень много проводят бюрократической работы, которая со стороны не заметна. Но без этой бюрократии многие вещи нельзя будет в доме потом делать», – рассказывает Сергей, один из владельцев квартир в «Сафонове», который провёл нам экскурсию.
Жильцы говорят, что подрядчиков на ремонт найти сложно – денег, которые есть в распоряжении фонда на этот дом, мало – компании просто не хотят браться за серьёзную работу за несерьёзные суммы. Никто не может сказать, когда дом наконец полностью сдадут, – сроки постоянно называют новые.
– Подрядчики как часто здесь работают?
– После Нового года никого не было – никто не приходил, не работал.
– Почему не приходят?
– Старые не устраняют свои дефекты, а на новых, скорее всего, всё никак не могут разыграть контракты. Подрядчики приезжают, видят это всё, смотрят суммы – и разворачиваются. Себе в убыток никто не хочет работать. Вот буквально сегодня был подрядчик…
Дом вовсю живёт – кто-то делает ремонт, кто-то заселяется, кто-то перепродаёт свои квартиры. Жильцы уже платят коммуналку, но и с ней есть проблемы – в ЖК стоят общедомовые счётчики, а платят собственники за тепло по нормативу. В управляющей компании отвечают – акт приёма-передачи дома не подписан, сам он находится в процессе строительства. В УК технические документы, в том числе на холодное водоснабжение и водоотведение, от Фонда поддержки обманутых дольщиков не поступали.
Вот так сданный недострой продолжает жить своей жизнью – на парковке валяется оставленный подрядчиком строительный мусор, который жильцам приходится убирать самостоятельно. Скидывают бытовые отходы сюда и жители соседних бараков – они либо не знают, что дом активно заселяется, либо специально перекидывают пакеты с мусором через забор к «курьим ножкам» жилого комплекса. Жильцы говорят, что чужие насмешки по поводу внешнего вида дома их вовсе не трогают, ведь здание действительно частично стоит на сваях, но пускай соседи хотя бы не мусорят.
Мрачная парковка и подъезды в «стиле лофт»
Наш визит в ЖК «Сафонов» превратился в целое приключение. Проводить нас по «сданному» жилому комплексу класса «комфорт» согласился собственник одной из квартир Сергей. Путешествие началось с подъезда к дому.
Машину мы оставили у одного из соседствующих с 14-этажным исполином бараков. Подниматься к дому пришлось по отвесному грязному косогору, заваленному мусором, мимо покосившихся заборов. Под домом – парковка, визитная карточка ЖК «Сафонов». Заезд на неё открытый, но свободных мест предостаточно, хотя часть её площади занимают похожие на брошенные авто кучи строительного мусора. Внутри мрачно – к некоторым светильникам, вкрученным в потолок, провод протянут, к каким-то его то ли так и не дотянули, то ли своровали – местные жители говорят, что последний вариант более вероятный. Пожарные кнопки просто вырваны.
Обшивать парковку не будут – она должна была стать частью благоустроенной зоны, закрывать её нельзя по правилам пожарной безопасности. Поэтому двухуровневая бетонная стоянка, места в которой, кстати, продавались, превратилась просто в проходной двор и свалку одновременно. Поднимаемся на второй ярус парковки – отсюда видно другие проблемы дома – протекающие потолки, отваливающееся утепление труб.
Со второго яруса парковки виден и «центральный вход в дом», вернее, то, что сейчас выполняет его роль, – пожарный выход. Дорогу к обычному входу, который есть во всех домах, ещё не отсыпали.
«Это наш «парадный вход», дверь всегда открыта, одно время пытались на ключ закрывать, но потом дверь два раза меняли. Постоянно ловим каких-то местных ребятишек, которые просто по подъезду бегают. Один из провайдеров города установил камеры на вход, которые пишут круглосуточно, боремся с их помощью с нерадивыми жильцами», – рассказывает Сергей.
В дом мы всё-таки решили зайти как «белые люди» – не через пожарный вход, а через главный, который находится с обратной стороны здания. Дорога к нему не отсыпана, зато стоят металлические поручни – цепляемся за них и, стараясь не смотреть вниз, двигаемся к бетонной территории. Она по проекту должна была превратиться в небольшое благоустроенное пространство рядом с домом, с детской площадкой и коммерческими помещениями. Но пока здесь просто лужи, грязь и разруха. Зато входные двери есть, они тоже открыты, а домофон не работает. Внутри парадное выглядит убого и недоделанно.
– Это у нас цокольный этаж – стяжки нет, пола нет, к лифтам подхода нет, но ехать можно.
– Это же часть, которую теоретически должны были сдать в 2023 году?
– Ну как можно сдать жилой дом без парадного входа? Я не понимаю. По идее, должны были сдать, но сказали: вот, ребята, второй этап.
Поднимаемся наверх на жизнерадостном жёлтом лифте. Работает только один – второй отключили, потому что его заливает с крыши, сгорела плата, нужно менять. Жильцы даже успели обшить его самостоятельно, но пока не могут пользоваться. УК говорит, что его включат, когда кровля перестанет течь, но фонд подрядчика на её ремонт, по видимости, средств не нашёл.
Оказываемся на проблемной крыше, к которой нас проводит ещё одна жительница дома. Вид с крыши открывается очень красивый – на недавно благоустроенное озеро. Но вот сама она сделана, мягко говоря, с недочётами, из-за которых протекает и затапливает не только лифт, но и несколько верхних этажей – говорят, вплоть до восьмого.
Через подъезды снова спускаемся к лифту. Подъезды внутри выглядят так, будто ремонт ещё продолжается. Стены – просто выкрашенный в белый цвет кирпич, где-то торчат коммуникации, где-то разбиты откосы, потолки просто голые, с трубами. Сергей шутит, что подъезды выполнены в «стиле лофт». На лестницах уже обвалилась плитка. Местные жители думают, что стены придётся отделывать, плитку, вероятно, тоже менять – за свои деньги.
На лифте под звуки классической музыки, играющей в нём, спускаемся к нынешнему «парадно-пожарному» выходу.
– Это что, музыка у вас играет в лифте?
– Да.
– Такой лифт жёлтый, жизнерадостный.
– Наверное, единственная жизнерадостная вещь во всём доме.
На «цокольном» этаже жители поставили стол, чтобы было где оставлять квитанции, добавили доски объявлений – хочется хоть как-то благоустроить пространство, в котором живёшь, пускай всё вокруг против. Открываем дверь, спускаемся к парковке по деревяшкам и паллетам, которые выложили жильцы. Рядом со входом жильцы выясняют, куда делись кабели освещения. Выглядит всё печально – кругом разруха, дыры в асфальте, ещё и кабели кто-то своровал, но местная жительница резюмирует: «Хоть дом сдали».