Новости Владивосток

Концепцию создания системы лёгкого метро вновь обсуждают во Владивостоке

Несколько дней назад СМИ, блогеров и жителей дальневосточной столицы всколыхнула концепция лёгкого метро, представленная строителями Нагорного парка – компанией Concrete Jungle. Население автомобилецентричного Владивостока потенциальную возможность разгрузить город от пробок восприняло с воодушевлением. Как выяснилось, эту идею проектировщики разработали по заказу коммерческой организации ещё в 2019 году. Несмотря на то, что времена изменились, эксперты уверяют: предложения о модернизации системы общественного транспорта актуальны всегда. Даже если подобные проекты будут реализованы лишь в далёком будущем, идеи нужно изучать и обсуждать уже сегодня.

Наземный метрополитен

Согласно представленной Concrete Jungle концепции, во Владивостоке – городе со сложным рельефом – использование железнодорожных путей для нужд общественного транспорта напрашивается само собой. Так называемое наземное лёгкое метро – это рельсовый транспорт средней вместимости, который будет курсировать по путям наравне с поездами.

По предварительным планам, маршруты лёгкого метро будут связаны между собой и протянутся от Зари до Казанского моста, с Чуркина до Луговой, со Снеговой до Военного Шоссе. Всего 21 остановка, 32,3 км пути, а депо – на Чуркине. По расчётам проектировщиков, при реализации такой системы годовой пассажиропоток составил бы 65,6 тысячи человек. Из них 36,3 тысячи – местные жители и 29,5 тысячи – туристы (напомним, идея разрабатывалась до введения коронавирусных и прочих ограничений).

Как уточнили VL.ru в Concrete Jungle, проект был разработан в 2019 году по заказу транспортной компании «Пасифик Лоджистик», партнёра холдинга «Соллерс». Тогда ежегодно рос туристический пассажиропоток, но перемещались путешественники в основном по центральной части города. Концепция призвана решить несколько задач: разгрузить центральную часть города, обеспечить лучшую связь удалённых районов с центром и создать для них постоянный трафик.

По словам заместителя гендиректора по стратегическим вопросам компании «Пасифик Лоджистик» Ивана Туриченко, для компании было важно актуализировать концепцию, которую обсуждают ещё с середины прошлого века.

«Концепции несколько лет. Но судя по тому, какие оживлённые обсуждения она породила, идея лёгкого метро как минимум интересна, на злобу дня. У нас есть перспективные территории, которым нужно развитие. И если бы к ним был такой постоянный приток трафика в виде лёгкого метро, можно было бы планировать крупные интересные бизнес-проекты в удалённых районах, например, на Снеговой или Чуркине», – отмечает Иван Туриченко.

В компании подчёркивают, что это только концепт – приглашение к разговору. Даже порядок цифр на воплощение подобного проекта никто не считал.

«Мы не железнодорожные эксперты и получили в отзывах заслуженную критику. Однако мы уверены, что со временем крупный бизнес, город и федеральные монополии должны двигаться к решению таких масштабных задач», – резюмировал представитель «Пасифик Лоджистик».

Эксперты тоже отмечают некоторую утопичность проекта. На части линий – например, от Зари до вокзала – лёгкое метро вряд ли получится сделать из-за слишком плотного трафика не только из грузовых, но и пассажирских поездов (это конец Транссиба). Да и строительство развязок на месте ж/д переездов никто в концепции не учитывал.

Электричка с Чуркина на Енисейскую

Совершенно другой проект предлагает рассмотреть участник сообщества «Решение. Город» Владимир Остен. Замахиваться на лёгкое метро он не предлагает. Идея куда прозаичнее, но зато и более реалистична – пускать электричку с Чуркина на Енисейскую (выше автобусной остановки «Магнитогорская») с интервалом 15-20 минут в часы пик и 40-60 минут – в дневное время.

Этот участок выбран вполне осознанно: эксперты полагают, что теоретически такой план можно реализовать с минимальными затратами для РЖД и города. Путь пересекают всего два переезда – на Татарской и Нефтеветке. В этом отношении на ветке Чуркин – центр, например, гораздо сложнее увеличить число электричек: автомобильное движение в районе Военного Шоссе и Кунгасного будет парализовано.

«У Concrete Jungle интересный проект и потенциально крайне востребованный, но вряд ли возможный к реализации в короткие сроки. У меня предложение другое – пустить электрички от Чуркина до Енисейской. На этом участке ездят электрички – на Раздольное, Де-Фриз, – но их крайне мало, максимум 1-3 в день. А нужен маршрут, на который можно было бы положиться, особенно в часы пик», – объясняет Владимир Остен.

Как уточняет автор идеи, она полностью исключает строительство новых тоннелей, мостов, ж/д переездов или новых ж/д путей, а значит, может быть реализована в короткие сроки и по сравнительно небольшой цене.

Что требуется для реализации? Во-первых, нужно будет согласовать движение грузовых составов – пускать их в основном днём и ночью, а часы пик (по три часа утром и вечером) отдавать электричкам. Второе необходимое условие – это строительство платформы и новой стрелки на станции Луговая и оборудование из складского помещения на Енисейской новой станции. И, наконец, третье – выбор правильных составов.

«Мы предполагаем, что на линии ожидается небольшой по сравнению с пригородными перевозками пассажиропоток. Это делает использование обычных электричек, даже в самой короткой их конфигурации (4 вагона), нерентабельным, – рассуждает Владимир Остен. – Выходом из ситуации могут стать электромотрисы – одно- или двухвагонные составы, в основном предназначенные для служебного использования. Такие самоходные вагоны создаются из вагонов обычных электричек, поэтому переоборудование их для внутригородского пассажирского использования не должно быть проблемой. Примеров таких мотрис у нас в стране, и даже на ДВЖД, достаточно много».

Сейчас концепция общественников и урбанистов из «Решение.Город» активно дорабатывается. После этого её планируется представить на широкое обсуждение, в том числе в мэрию и РЖД. С описанием концепции и её схемой можно ознакомиться по ссылке.

Опросы вместо решения вопроса

Стоит отметить, что создание и открытие новых маршрутов электричек во Владивостоке идёт крайне медленно. В частности, в 2021 году сообщалось, что путь электропоездов уже в 2022-м могут продлить до Казанского храма. Пару недель назад мэрия даже проводила опрос: до какой остановки лучше продлевать движение? Однако дальше обсуждений «состав» пока не двигается.

«Опрос проводился, чтобы узнать мнение жителей. Работа над проектом продолжается, пока финансовый и организационный аспекты проекта только обсуждаются представителями мэрии и ведомств», – уточнили в пресс-службе администрации города.

Напомним, что возможность появления метро во Владивостоке обсуждают уже много лет. В частности, такие разговоры велись в 1980-х – эксперты даже рисовали схемы. Помимо этого, существовал проект монорельса из центра до Луговой, прокладки трамвайной линии на Корабельной набережной. А история с лёгким метро активно обсуждалась в 2018 году – тогда японские проектировщики предлагали построить ветку в районе Первой Речки и по сути перенести туда центр города. Обо всех этих проектах VL.ru уже подробно писал.

По мнению почётного архитектора России Валентина Аникеева, вопрос о строительстве метро во Владивостоке может рассматриваться только в перспективе, когда число жителей города вырастет до необходимого уровня.


Обсудить в Telegram
Часть презентации концепции лёгкого метро от "Конкрит Джангл" — newsvl.ru Здание, которое Владимир Остен предлагает переоборудовать под новую станцию Енисейская — newsvl.ru Концепт того, что Остен предлагает сделать на Луговой — newsvl.ru Концепт того, что Остен предлагает сделать на Луговой — newsvl.ru
Часть презентации концепции лёгкого метро от "Конкрит Джангл" — newsvl.ru Здание, которое Владимир Остен предлагает переоборудовать под новую станцию Енисейская — newsvl.ru Концепт того, что Остен предлагает сделать на Луговой — newsvl.ru Концепт того, что Остен предлагает сделать на Луговой — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта