Новости Владивосток

«Отдайте специалистам на проверку!» – жители города не поверили в японский мастер-план Владивостока, но приняли его (ФОТО)

Публичное обсуждение концепции развития Владивостокского городского округа, предложенной японской компанией Nikken Sekkei, в очередной раз показало неготовность жителей города к адекватному диалогу. Мастер-план, который не содержит никакой конкретики и не является градостроительным документом, некоторые участники слушаний восприняли слишком близко к сердцу.

Японская компания Nikken Sekkei по заказу Фонда Единого института развития в жилищной сфере (ЕРЖС) в течение года разрабатывала так называемый мастер-план развития Владивостокского городского округа. По большому счету, созданный проект – это концепт, эскиз, предполагаемый вектор развития, но никак не конкретные предложения со всесторонней проработкой, учетом мнения общего и частного и прочими элементами, свойственными генеральному плану. Но часть жителей Владивостока, пришедших 29 мая в актовый зал администрации Владивостока, так и не поняли, что это было.

Концепция видения градостроительного развития города Владивостока (мастер-план), которую разработала японская компания Nikken Sekkei, предполагает создание в городе нескольких основных узлов или точек притяжения, если угодно, вокруг которых будет строиться вся логистика и происходить жизнь. Над проектом работали не только японцы, но также представители консалтингового бюро «Стрелка» и известные архитекторы Владивостока.

Nikken Sekkei прорабатывали детальные решения по двум стратегическим зонам развития. Первая – это исторический центр города, где аккумулируется вся культурная и общественная жизнь, где происходит так называемая городская активность. Это места отдыха, музеи, общественные площадки – словом, то, что привлекает и самих жителей, и туристов.

Предполагается частичный вынос торгового порта на соседние территории, что уменьшит поток грузового транспорта. На освободившихся причальных стенках создаются набережные, а исторические объекты связывает единый пешеходный маршрут. Кстати, парковки и транспортные узлы должны уйти под землю. Например, под центральную площадь.

Вторая зона детальной проработки – будущая бывшая нефтебаза. Идею переноса опасного соседа за пределы города обсуждали и в советские годы, и позже, и вот снова обсудили. Если нефтебазу убрать, а берег существенно нарастить (то есть отсыпать), то будет здесь центр деловой активности – с офисными и административными зданиями, железнодорожной станцией и центральным парком по берегам Первой речки.

Все это богатство будет окружать кольцевая автодорога, вокруг исторической зоны раскинутся перехватывающие парковки, тротуары в центре расширятся. А общественный транспорт станет удобным, чистым и функциональным.

«Мы детально работали над этим проектом, – говорит почетный архитектор Валентин Аникеев. – Я выражаю огромное уважение и огромную благодарность японским специалистам за такую быструю и очень высококлассную работу. У нас с советских времен корректировки генпланов занимали десятилетия. Хотя и споров у нас было много. И еще такой вопрос – на какие деньги все это будет строиться? Ведь люди не знают, что скрывается за этими красивыми картинками. Что на берегах у нас илистые грунты, и для строительства высотных зданий нужна не только отсыпка, но и сваи. Что во время подготовки к саммиту АТЭС нам выделили 600 млрд рублей, из который Приморский край и город Владивосток не дали почти ничего – все федеральный бюджет. А проект ВКАДа после последних изысканий и перерасчетов стоит уже 70-80 млрд рублей. А бюджет Владивостока у нас всего 11 млрд. Сколько мы все это будем строить за свой счет?»

Валентин Аникеев говорил много – честно пытался объяснить присутствующим разницу между генеральным планом и мастер-планом. Например, что в российском законодательстве вообще нет такого термина. Что, согласно тому же законодательству, японская компания не получила доступ к документации – это объект гостайны, так что даже топосъемки у них при разработке мастер-плана не было. Словом, у японской организации и не стояла задача детальной проработки «нового Владивостока», они лишь предлагали свое видение.

«Первоначально мы собирали всю информацию о городе, о его потенциале и слабых местах, – говорит главный планировщик Nikken Sekkei Рюити Кидзуми. – Здесь, по нашему мнению, отличная туристическая привлекательность, большой потенциал у города. И большое количество различных учебных заведений, что может сделать Владивосток научно-образовательным центром. Но есть проблемы с промышленностью и транспортной инфраструктурой. Мы в мастер-плане предлагаем взять за основу развитие научного потенциала города и те проекты, которые здесь могли бы разрабатываться».

На базе этой общей концепции разработаны пять стратегий: изменение структуры города на умную и компактную, создание бизнес-платформы, улучшение городской среды, сохранение ландшафта Владивостока и, наконец, транспортные связи. Японскую нацию трудно заподозрить в неумении эргономично организовать пространство, так что предложения их вполне рациональны. В центре культура, на Орлиной сопке – бизнес-инкубатор, вместо нефтебазы – деловой центр, а на Русском – креативный центр (эту часть города прорабатывает КБ «Стрелка»). Эти узлы будут формировать город, развивая его с юга на север.

Как и во всем мире, портовые зоны надо развивать в интересах горожан. Поэтому проект предлагает набережные на месте убранного порта. Береговая зона должна быть динамичной. Но этому возразили директор морвокзала и представитель ДЦСС. Они спросили, изучали ли японские проектировщики уже имеющиеся варианты развития городских береговых территорий. У порта свое видение уже есть, а ДЦСС вообще попросил их участки не трогать.

«Мы не изучали другие видения и предложения, а предложили свое, – объяснил управляющий проектом архитектурно-инжиниринговой компании Nikken Sekkei Александр Крыс. – Это только идея, и она не обязательно будет воплощена досконально. В случае продолжения работы с мастер-планом требующие внимания участки будут изучены более детально и интегрированы в градостроительную документацию».

Ольга Калашникова, представитель ЕРЖС, добавила, что часть предложений вообще-то уже учтена генпланом – тот же перенос нефтебазы, например. Правда, у «Града» там была предложена рекреация, а только в итоговый вариант территориального планирования вошла зона ОД2 (общественно-деловая и коммерческая застройка) с рекреационным поясом.

То, что воплощение японского видения в жизнь потребует детальной работы с официальной документацией, у многих слушателей так и не уложилось в голове. Люди требовали «заняться городом вплотную» – снести ветхие дома, починить ливневку, провести в дома канализацию, убрать рекламные растяжки из центра города, не понимая, что это дело ежедневной кропотливой работы муниципальных и краевых властей, но никак не японских архитекторов. Активно протестующие – в основном дамы пенсионного возраста или около того – как только не называли проект. И «мастер-классом», и «мастер-этим-планом», и «вот этим вот». Требовали «показать его специалистам», так и не услышав, что выше уровня специалистов, чем разработчики, вообще сложно найти. Это признают, кстати, и местные архитекторы – Мельник, Мялк, Аникеев.

«Нельзя голосовать за это! – возмутилась жительница города Раиса. – Надо голосовать поэтапно, все изучить, рассмотреть, "выйти в народ" и походить по районам. Не было никакой информации, люди ничего не знают! И вот предложение у меня – все парковки перенести на Зарю или на Тихую, нечего им в городе делать. У нас хороший автобусный парк! И много такси есть, не нужны машины в городе».

Архитектор Анатолий Мельник, кстати, отметил, что утвержденный концепт, может, и не будет воплощен на улицах Владивостока, но во всяком случае станет отличным толчком для дальнейшего обсуждения на самом высоком уровне. В конце концов после таких обсуждений у нас однажды и появились «объекты саммита АТЭС».

Не слишком явное понимание сути происходящего среди слушателей не ускользнуло от президиума обсуждения. Председателю Сабрине Соболевой пришлось четко и конкретно объяснить, за что же людям сегодня предложено проголосовать.

«Прошу участников общественных публичных слушаний проголосовать за представленное мнение, за концепцию, – сказала Сабрина Соболева. – Обращаю внимание – за концепцию! Это всего лишь проект, который в дальнейшем будет разрабатываться более детально и с учетом всех законодательных нормативов. Это материалы развития мастер-плана Владивостокского городского округа, разработанные японской архитектурно-инжиниринговой компанией Nikken Sekkei в рамках подписанного договора с ЕРЖС. Кто поддерживает дальнейшее развитие данного проекта с учетом всех аспектов?»

Большинство присутствующих проголосовали за принятие проекта, кроме десятка человек, которые ходят на каждые публичные слушания и выступают всегда против всего. Таким образом, мастер-план отправляется на дальнейшую доработку и японскими специалистами, и нашими. Не исключено, что через некоторое время конкретные изменения найдут свое отражение в муниципальных программах, стратегиях развития и генеральном плане, без которых невозможно ни проектирование чего-либо, ни выделение финансирования на реализацию.  


Японская компания Nikken Sekkei представила мастер-план развития Владивостока — newsvl.ru Управляющий проектом компании Nikken Sekkei Александр Крыс — newsvl.ru Предложения внимательно слушали японский консул и вице-консул — newsvl.ru Замначальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока Петр Карпов — newsvl.ru Представитель заказчика проекта, Фонда ЕРЖС, Ольга Калашникова — newsvl.ru Председатель городской Думы Андрей Брик и зампред Елена Новицкая — newsvl.ru Представленный проект является только концептом, а не официальным документом — newsvl.ru Не все жители города поняли, что им показали направление, а не утвержденный план — newsvl.ru В дальнейшем японские и местные специалисты будут дорабатывать мастер-план — newsvl.ru Председатель обсуждений Сабрина Соболева — newsvl.ru Почетный архитектор Валентин Аникеев — newsvl.ru Не все жители города поняли, что им показали — newsvl.ru Главный планировщик компании Nikken Sekkei Рюити Кидзуми — newsvl.ru У Андрея Брика возникли вопросы по организации дорожного движения — newsvl.ru Горожане презентацию конспектировали — newsvl.ru Архитектор Александр Барников — newsvl.ru Андрей Брик и Елена Новицкая интересовались дорогами и парковками — newsvl.ru Анатолий Мельник сказал, что мастер-план может послужить толчком к дальнейшему развитию города — newsvl.ru Мастер-план приняли большинством голосов — newsvl.ru
Японская компания Nikken Sekkei представила мастер-план развития Владивостока — newsvl.ru Управляющий проектом компании Nikken Sekkei Александр Крыс — newsvl.ru Предложения внимательно слушали японский консул и вице-консул — newsvl.ru Замначальника управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока Петр Карпов — newsvl.ru Представитель заказчика проекта, Фонда ЕРЖС, Ольга Калашникова — newsvl.ru Председатель городской Думы Андрей Брик и зампред Елена Новицкая — newsvl.ru Представленный проект является только концептом, а не официальным документом — newsvl.ru Не все жители города поняли, что им показали направление, а не утвержденный план — newsvl.ru В дальнейшем японские и местные специалисты будут дорабатывать мастер-план — newsvl.ru Председатель обсуждений Сабрина Соболева — newsvl.ru Почетный архитектор Валентин Аникеев — newsvl.ru Не все жители города поняли, что им показали — newsvl.ru Главный планировщик компании Nikken Sekkei Рюити Кидзуми — newsvl.ru У Андрея Брика возникли вопросы по организации дорожного движения — newsvl.ru Горожане презентацию конспектировали — newsvl.ru Архитектор Александр Барников — newsvl.ru Андрей Брик и Елена Новицкая интересовались дорогами и парковками — newsvl.ru Анатолий Мельник сказал, что мастер-план может послужить толчком к дальнейшему развитию города — newsvl.ru Мастер-план приняли большинством голосов — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта