Новости Владивосток

Что и как на практике может сделать каждый депутат Владивостока для своего района

В Думе Владивостока 17 из 35 депутатов жители города выбирали сами — по одномандатным округам, то есть голосовали за конкретных людей, а не партии. Каждый из таких народных избранников призван представлять интересы населения своего района и способствовать решению насущных проблем округа. В прошлом одним из депутатских инструментов были наказы, на исполнение которых выделялось бюджетное финансирование. Однако с 2020 года практику депутатских наказов упразднили. Как теперь строится работа народных избранников с населением и чем в реальности они могут помочь при решении проблем районов - VL.ru спросил у городских депутатов.

В ноябре сервис «Отключения воды и света» на VL.ru провёл опрос, знают ли жители Владивостока депутатов по своему округу и могут ли назвать их работу эффективной. В целом результаты оказались неутешительными: 90% опрошенных со своим депутатом не знакомы, 6% - знают только фамилию, а что делает народный избранник, не ведают. И только 4% респондентов могут назвать работу депутата на округе эффективной.

По результатам голосования VL.ru определил четырёх народных избранников с самой высокой узнаваемостью и результативностью: Надежда Телелюева (округ № 8), Александр Шукевич (округ № 13), Наталья Кочугова (округ № 15) и Станислав Примаченко (округ № 12). Именно их мы и спросили, есть ли теперь у городских депутатов реальные полномочия, чтобы решать локальные проблемы Владивостока и его жителей.

В ручном режиме и по неофициальным каналам

Все опрошенные нами депутаты констатируют — реальных полномочий у городских депутатов сейчас, увы, не очень много. Из того, что ещё может делать народный избранник, - возможность направлять официальные обращения в администрацию Владивостока и надзорные органы, в приоритетном порядке общаться напрямую с главой города и другими чиновниками мэрии. Однако Надежда Телелюева отмечает, даже официальные обращения работают не без сбоев. Сообщения о необходимости провести работы мэрия, конечно, принимает, но ответы часто сводятся к мысли «в этом году денег нет».

«Одна из задач депутата – сообщать администрации, прокуратуре, ГЖИ, Роспотребнадзору и другим органам о проблемах на территории района и просить их решения. Для этого есть официальные каналы – обращения, которые депутат отправляет через Думу города. И есть неофициальные – можно позвонить начальнику отдела, главе департамента и попросить его помощи. Если говорить о скорости решения задач, то практика показала, что с момента первого обращения, например, о банальном ремонте лестницы и установке лееров, до момента ремонта этой самой лестницы с леерами проходит минимум три года», - констатирует депутат.

Станислав Примаченко считает, что больше всего помогают личные встречи с ответственными лицами, но в любом случае приходится запасаться терпением. Подчас на решение локальных проблем уходят годы.

«Эмоции не передашь через бумагу: когда ситуация совсем аховая, нужно уметь это донести. Например, известная история с ливнёвкой на улице Космонавтов — два года там по нашему запросу делали принимающий коллектор. Вода всё равно скапливалась в дожди. Наконец в этом году систему прочистили. Для решения проблемы мне пришлось дойти до приёмной администрации президента. Главное — добиться включения проблемного объекта в программу на ремонт. В этом году подавал заявку на ремонт 26 лестниц. Одобрили и сделали больше половины. Но из-за того, что в бюджете оставались сэкономленные на других аукционах средства, в итоге сделали ещё две — возле Борисенко, 100 и 100а, где лестницу ждали 8 лет», - приводит пример депутат.

Александр Шукевич констатирует и другую проблему во взаимодействии депутатского корпуса с мэрией — за последние годы исполнительная власть в целом стала более закрытой от законодательной.

«Нынешний глава города Олег Гуменюк на фракцию к нам приходил всего один раз, на личный приём я к нему тоже всего один раз попадал, - рассказывает депутат. - В этом отношении наиболее открытым и настроенным на конструктивный диалог был Виталий Веркеенко, он раз в месяц у нас бывал. С Игорем Пушкарёвым тоже было относительно легко встретиться. Только он много обещал, но мало исполнял».

Шукевич отмечает, что лично встречается с начальниками управлений в мэрии, записывается на приёмы к прокурору и даже ходит в суды. Свой положительный эффект оказывают посты в соцсетях и публикации в СМИ.

«Я писал в прокуратуру Ленинского района и выступал в суде по Пушкинскому скверу. История с 2014 года тянется — под Золотым мостом, если помните, территория была как после бомбёжки. В итоге суд обязал мэрию и администрацию края восстановить её. Окончательно работы планируют завершить только в 2021 году. Или вот другой пример — с 2017 года бьёмся за благоустройство общественной территории около Тунгусской, 69. Мой наказ, когда они ещё были, не утвердили. Хотя территория по рейтинговому голосованию была первой по Ленинском району. Три месяца мне не отвечали, что является грубейшим нарушением, а потом просто объяснили, что на работы надо слишком много денег. Альтернатив при этом не предложили».

Наталья Кочугова категорична — сегодня из инструментов работы депутатам оставлены только бесконечные переписки с администрацией, обращения в прокуратуру да личное участие в субботниках. Впрочем, даже в таких условиях сделать кое-что можно.

«Сегодня все решения принимают чиновники. Зачастую последнюю помощь, что я могу оказать, - это организовать встречу жителя с нужным чиновником, - говорит Кочугова. - В текущей работе, конечно, у меня в телефоне есть личные контакты большинства начальников управлений администрации и УК, с которыми в рабочем режиме, по звонку, решаются проблемы по асфальтированию, уборке территорий, открытым люкам, неработающему уличному освещению. Это всё текучка на округе, но даже её приходится решать «в ручном режиме». А такие глобальные проблемы, как, например, точечная застройка, решить крайне трудно — на них уходят годы. Это проблемы даже не округа, а целого города, так как они проистекают из халатной, а где-то даже намеренно халатной, подготовки генерального плана и других градостроительных обязательных для исполнения документов и норм. На такие вопросы уходит очень много времени и ресурсов. Зачастую наиболее эффективный способ добиться внимания чиновников к проблеме — придать её огласке, а это митинги жителей. Но мы же понимаем, что митинг — последнее средство общения народа с властью. К нему прибегают тогда, когда нормальные механизмы вроде обращений жителей и писем депутатов, как их представителей, не слышат».

Обострение ЧС

Прошедший в ноябре ледяной дождь и его последствия стали ещё одним индикатором работы депутатов на своих округах. Точнее, показателем того, что основной инструмент народного избранника — собственные руки и организаторские способности.

Надежда Телелюева вспоминает, что вместе с частью коллег по депутатскому корпусу они были волонтёрами - собирали данные о произошедшем на территории и передавали в оперативный штаб города, проводили субботники и пилили ветки, решали проблемы по восстановлению света, работе промышленных альпинистов на фасадах домов и так далее.

Работать в чрезвычайных ситуациях должны профессионалы – МЧС, бригады энергетиков, тепловиков и медиков, а депутаты помогать и чётко исполнять поставленные профессионалами задачи, так считает Наталья Кочугова.

«Депутаты в этот период, чисто по-человечески, в меру своих личных финансовых возможностей, помогали продуктами, газовыми печками и баллонами наиболее нуждающимся людям на округах, организовывали отряды волонтёров, сбор тёплых вещей. Пришлось купить инвентарь, бензопилы и расчищать завалы деревьев, чистить пешеходные зоны, выходить на субботник. Все это я делаю потому, что мне стыдно перед людьми на своём округе за нашу некомпетентную исполнительную власть и её беспомощность в первые дни чрезвычайной ситуации. Но мы же понимаем, что подобная физическая помощь депутата - это капля в море приключившейся трагедии. Муниципальный депутат должен делать гораздо больше для своего округа, но для этого ему необходимо развязать руки и дать полномочия».

Станислав Примаченко, живущий на Тихой, говорит, что главной задачей для него было доводить информацию до администрации города и в обратную сторону — лично до жителей. Мобильная связь в первые дни не работала.

«Всё в ручном режиме», - вспоминает депутат.

Александр Шукевич считает, что последствия непогоды могли быть не такими разрушительными, будь у исполнительной власти план уборки и политическая воля.

«17 ноября, за два дня до дождя и снегопада, был комитет по городскому хозяйству — дорожники отчитывались о том, как подготовились к зиме. Говорили про 150 единиц техники — тракторы и снегооткидыватели. Только про тротуары мне так и не ответили, а непогода показала, что именно пешеходам до сих пор приходится хуже всех.

Нужно мобилизовать население. Веркеенко, помнится, выводил сотрудников мэрии чистить тротуары возле фуникулёра. Так такой галдёж поднялся, что нельзя так людей использовать. В 80-е, когда я работал на предприятии «Эра», мы за три дня довольно большую территорию чистили. Может быть, стоит менять концепцию на уровне края, чтобы привлекать сотрудников предприятий, ТОФ, школьников старших классов на уборку во время ЧС было законно. А сейчас у мэрии в приоритете только дороги».

По мнению Станислава Примаченко, катастрофические последствия ледяного дождя возникли не на пустом месте — проблемы копились годами.

«Одна из главных проблем в том, что, к сожалению, некоторые чиновники не хотят работать в полном масштабе, - считает депутат. - Любая инициатива наказуема: когда берёшься за дело, то оно висит на тебе, ты за него ответственен, а проблем много. Вот мне чаще всего пишут, что денег на этот год нет. Так их не будет и на этот год, и на следующий, если их не заложить.

Большая проблема в нашей хронической недофинансированности. Тот бюджет, что есть, не позволяет обеспечить нормальную работу городу. Строятся дороги, а денег на их содержание не закладывается. Городу нужна стратегия и план, куда мы движемся. Пока плана восстановления и зарабатывания бюджета нет, мы так и будем топтаться на месте».

Надежда Телелюева на своей странице в соцсети провела опрос и предложила жителям своего района дать рациональные советы администрации Владивостока, которые помогли бы мэрии лучше справиться с ЧС в следующий раз.

«Знаю, как мэрия не любит критику (а кто её любит?), но я считаю, что мы, как жители, и мы, как депутаты, должны дать оценку деятельности администрации города и обращать их внимание на «провальные» моменты по разгребанию последствий ЧС, чтобы избежать их в следующий раз».

Где искать депутата

Вся депутатская практика и в особенности ноябрьская ЧС показали, что работа народных избранников на своём округе зачастую идёт «в ручном режиме» и в непосредственном контакте с населением. Депутатам выпадает роль посредников между жителями и исполнительной властью. Если коммуникация с мэрией ограничена официальными и неформальными каналами, то со своими избирателями они могут выбирать более гибкие способы общения.

Часто депутаты, баллотирующиеся по одномандатному округу, сами на этой территории не живут. Законодательно это не запрещено. Народные избранники, проходящие в Думу по партийным спискам, также не обязаны жить в округе, который они представляют. При этом крайне показательно, что три из четырёх выбранных нами депутатов всё-таки живут в своих районах постоянно.

По мнению Александра Шукевича это, конечно, не обязательно, но крайне желательно — так можно быстрее узнавать о проблемах и пожеланиях своих избирателей, даже просто сходив в магазин или на рынок. Депутата, действительно старающегося помочь горожанам, узнают в лицо, задают вопросы и передают наказы.

Наталья Кочугова указывает на фактор доступности — с людьми общаться быстрее и легче, если округ небольшой, можно пройти по нему пешком.

«Однако в целом, думаю, проживание депутата на округе не особо принципиально. Избиратели должны смотреть, что собой представляет сам человек», - подчёркивает Наталья.

Станислав Примаченко добавляет ещё один немаловажный фактор — при прочих равных условиях комфортнее жизнь ты делаешь не только своим избирателям, но и себе.

Наравне с очными встречами все опрошенные депутаты используют социальные сети. Это и способ информирования о своей работе, и канал обратной связи.

Надежда Телелюева одну из своих задач видит в том, чтобы у каждого жителя Фрунзенского района были её контактные данные: «Основными каналами связи на сегодняшний день для меня являются WhatsApp и Instagram. В последнем тоже есть мессенджер, то есть возможность обменяться сообщениями, плюс на этой площадке я ещё рассказываю о работе на округе. Через общение в соцсетях формируется онлайн-сообщество активных жителей».

Очные встречи депутат разделяет по формату: специально организованные мероприятия с жителями и участие депутата в общем собрании собственников дома в качестве приглашённого консультанта. Третий вариант она условно называет «депутатским дозором» - встреча с активным жителем территории.

«Проходим с ними по какой-то части района, обсуждаем все попадающиеся по пути проблемы, - описывает Телелюева. - Все три вида встреч рабочие. Результатом каждой должно стать обращение в администрацию города, в контролирующие и проверяющие органы – в зависимости от типа озвученных проблем и задач. Другое дело, что бывают проблемы «решаемые быстро», «решаемые сложно», «решаемые долго» и проблемы по типу «глобальное потепление», то есть не решаемые вообще, или по крайней мере в нашей текущей общественной политической и финансовой ситуации. И уметь определять тип проблем и грамотно планировать работу – вот это важно».

Александр Шукевич тоже использует соцсети - Instagram и Facebook, даёт свой номер телефона, принимает сообщения по электронной почте, но на первое место всегда ставит личные встречи.

Станислав Примаченко рассказывает, что из соцсетей по обращениям наиболее популярен Instagram, в Facebook пишут не так много. С сентября в среднем депутат получает по 30-40 обращений в месяц, а вот летом люди менее активны. Для онлайн-общения он использует WhatsApp, электронную почту, интернет-приёмную.

Наталья Кочугова говорит, что предпочитает в первую очередь личное общение, в том числе по телефону и в соцсетях.

«Мой сотовый телефон: 8 914 707 72 83 в открытом доступе, и поэтому он редко замолкает, договариваюсь с людьми о встречах на округе, чтобы сразу увидеть проблему, отфотографировать, если надо. Кроме того, жители часто обращаются через соцсети - в Facebook и в Instagram. Но также один день в неделю отвела на приём избирателей в Думе города - для тех, кому важно прийти к депутату и пообщаться в официальной обстановке. Встречи с людьми, по моему мнению, это необходимый атрибут работы. Муниципальный депутат без живых жителей - это ноль без палочки».

Наказы променяли на программы

До 2020 года главным инструментом городских депутатов были так называемые наказы избирателей. Каждый народный избранник собирал проблемы на своей территории и оформлял их в конкретный план действий. На комитетах и заседании Думы их отбирали, одобряли и отправляли в администрацию города. Мэрия формировала бюджет на все работы из расчёта от 500 тысяч до 5 млн рублей на одного депутата и в итоге решала, какие именно наказы из списка будут реализованы.

В последний раз депутаты рассматривали наказы избирателей в июле текущего года — тогда проверялось их исполнение за 2019-й. Из 116 утверждённых Думой наказов в итоге полностью реализовали 104, ещё четыре — частично, а 18 остались неисполненными по различным причинам — из-за отсутствия финансирования или несостоявшихся аукционов. В перечень на 2020 год включили 536 наказов. Но рекомендованный администрацией города список к исполнению был снижен из-за бюджетных ограничений. Однако уже в январе 2020-го МПА № 55 о наказах избирателей утратил свою силу. Эту практику признали устаревшей и отказались от неё.

«Сейчас ситуация изменилась: вместо списка наказов был собран «Список объектов благоустройства», то есть тех проблем, которые есть на территории округа, - говорит Надежда Телелюева. - В моём списке на 2021 год 87 таких локаций, и это только самые крупные, те, которые не касаются проблем с УК и относятся к муниципальной или неразграниченной территории. Будут ли они реализованы в 2021 году, в какие сроки, какой бюджет на них закладывается и возможна ли их реализация через муниципальные программы – такой обратной связи администрация не предоставила. Таким образом, депутаты Думы Владивостока больше не имеют понятным образом действующего инструмента «наказы». Мы пишем по объектам благоустройства постоянные обращения в администрацию города, прокуратуру и другие органы власти. Если нужно – собираем подписи жителей, чтобы мэрия понимала важность ремонта данных локаций и включала в план работ в приоритетную очередь».

В свою очередь Александр Шукевич считает, что отмена наказов избирателей даст возможность исполнительной власти сэкономить на депутатах: «С наказами у нас была понятная картина на следующий год. Сейчас же принимают пожелания населения, и до последнего момента непонятно, выделят на пожелания моего округа средства или нет. Раньше наказ, если он, конечно принимался, по МПА № 55, имел статус закона, обязательного к исполнению».

В теории на смену депутатским наказам должна прийти новая система, но, как говорит Станислав Примаченко, всё ещё непонятно, сможет ли она стать полноценной альтернативой.

«Сейчас есть, но пока ещё не в полную меру заработало народное бюджетирование, - констатирует Примаченко. - Те пожелания, которые мы по привычке называем наказами, добавляют в муниципальные программы. Я за то, чтобы был план мероприятий — у Думы, у мэрии, у жителей. Например, депутат собирает наказы, встречается и говорит: «У нас столько денег, давайте рассмотрим максимум, который мы в этом году сделаем на эти средства». С наказами на будущий год было понятно, стоит чего-то ждать жителям округа или нет. У меня наказов больше всех было, а проходило около 10% из них. По новой системе я пока не очень понимаю, как и насколько эффективно это всё будет работать».

Наталья Кочугова резюмирует - сейчас у депутата городской Думы полномочий гораздо меньше, чем было, например, у народного депутата в Советском Союзе.

«Произошёл сильный перекос в сторону исполнительной власти, - считает она. - А учитывая, что большинство получили депутаты одной партии, то вся Дума, как ни грустно это осознавать, превратилась в бессловесный придаток, узаконивающий решения исполнительной власти. В нашем случае — мэрии. Наказы избирателей отменили именно по настоянию администрации города. Не стоит забывать и о поправках в Конституцию, которые лишили местное самоуправление самостоятельности и независимости, теперь уже — законодательно».

Максим Барыленко (текст)


Мнение эксперта

Политический социолог и психолог Николай Щербина считает, что в последнее время очень много разговоров о том, что местное самоуправление переживает кризис, работа депутата сводится к установке лавочек возле домов и облагораживанию придомовых территорий, а «вес депутатского мандата» в обществе стал не тот.

«На самом деле это не так, муниципальная представительная власть может и должна влиять на события в городе, - считает эксперт. - К сожалению, по-прежнему часть депутатского корпуса рассматривают свой статус как ресурсный актив, который можно выгодно конвертировать в ущерб своим избирателям. Этим и пользуется действующая власть, и на протяжении более десяти лет идёт постепенная целенаправленная подмена понятий. Из законодательства убирается сама основа местного самоуправления и народовластия, вводятся понятия и термины, которые расширяют полномочия исполнительной власти в ущерб представительной. Всеми путями прививается выученная беспомощность населению, формируется мнение, что депутаты не способны отстаивать интересы простых граждан.

После поправок в главе 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» в статье 67 появился такой абзац: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Что это за территории и публичная власть и куда подевалось народовластие и местное самоуправление, законодатель не поясняет, оставляя для себя большое поле для маневра.

То, что это станет актуальным для Владивостока, нет никаких сомнений. В пункте 3 статьи 131 Конституции чёрным по белому написано: «Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом». А сейчас идёт приведение российского законодательства к принятым поправкам Конституции. Так что в ближайшее время мы с вами узнаем, что останется от местного самоуправления во Владивостоке.

Я не жду ничего хорошего от встраивания местного самоуправления в пресловутую вертикаль власти, основная проблема которой – постоянное неэффективное ручное управление. Для того, чтобы местное самоуправление работало эффективно, не надо менять систему. Скорее, наоборот, нужно вернуться к истокам, которые были заложены в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. И это прежде всего прямые выборы глав городов и районов края».


Надежда Телелюева (округ № 8) — newsvl.ru Станислав Примаченко (округ № 12) — newsvl.ru Александр Шукевич (округ № 13) — newsvl.ru аталья Кочугова (округ № 15) — newsvl.ru
Надежда Телелюева (округ № 8) — newsvl.ru Станислав Примаченко (округ № 12) — newsvl.ru Александр Шукевич (округ № 13) — newsvl.ru аталья Кочугова (округ № 15) — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта