Два дня назад в СМИ появилась информация о запрете на импорт в Россию праворульных автомобилей – якобы из-за решения Арбитражного суда Приморского края по иску от одной из сертификационных лабораторий. Она выдавала СБКТС, в которых у Росаккредитации, как у основного контролирующего органа, появились сомнения. Сотрудники провели внеплановую проверку и отозвали у лабораторий лицензии, попутно аннулировав несколько сертификатов. Многие издания интерпретировали этот прецедент как потенциальный запрет на ввоз всех праворульных авто и теперь ждут рассмотрения апелляционной жалобы 18 декабря. Тревог добавляет тот факт, что дело рассматривают в закрытом режиме. Но всё же запретить ввоз машин суд не может.
В феврале 2025 года несколько испытательных лабораторий Владивостока лишили аккредитации на выдачу СБКТС и ЭПТС. Как пишут СМИ, ведомство провело внеплановую проверку, в ходе которой аннулировало минимум десять выданных СБКТС на праворульные автомобили и гибриды. ООО «Сертификационные системы», зарегистрированное в Москве, решило оспорить это постановление в Арбитражном суде. Иск подан в конце мая, а в конце августа дело стали рассматривать в закрытом режиме по ходатайству Росаккредитации «в связи с представлением документов, имеющих гриф «Для служебного пользования». Из тех немногих документов, что есть в открытом доступе, установлено, что ведомство в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности пресекло «факты незаконной выдачи СБКТС со стороны испытательных лабораторий». Такое уже бывало и раньше, например, когда вводили ЭПТС.
СБКТС – это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, официальный документ, который подтверждает, что конкретное транспортное средство соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств»). Он требуется для таможенного оформления при ввозе автомобиля, без него машину можно привезти, но это будет просто кусок железа на колёсах – ЭПТС не оформят, на учёт не поставят.
СБКТС выдают сертифицированные лаборатории после проведения ряда испытаний автомобиля, которые подтверждают его соответствие техрегламенту. В 2017 году, когда начался скандал с ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствие «тревожной кнопки» на праворульных автомобилях стало одним из поводов для отказа в выдаче сертификата. Аккредитуют лаборатории сотрудники Росаккредитации. Они же имеют право на проверку той или иной лаборатории – действительно ли те испытывают автомобили или просто формально выдают бумагу о соответствии машины техрегламенту. Лишение лабораторий лицензии – довольно распространённая практика. Например, как писал Autonews, причина может быть в формальном «штамповании» сертификатов, а у лабораторий даже не оказывается необходимого оборудования.
Арбитражный суд Приморского края признал действия Росаккредитации правомерными, но из-за закрытого процесса решение не будет опубликовано. По никем не подтверждённым данным, в документе говорится, что ввозимые машины нужно проверять на соответствие, в частности, по направлению светового пучка. В России ярче должен быть пучок в правой фаре, в Японии – в левой. Переоборудовать автомобиль нельзя, соответственно, выдавать СБКТС тоже. Этим суд якобы изменил существовавшие правила выдачи документа после попытки испытательной лаборатории оспорить отзыв аккредитации.
Действительно ли это запрет на правый руль? Сомнительно. В сообщении портала Mash, распространившего информацию, говорится, что проверять требуется «на соответствие 13-го требования приложения № 8» техрегламента, но это не фары, а спецтребования к пассажирским автобусам. Более того, приложение № 8 прямо называется «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации». В том же техрегламенте указано, что «датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси)», то есть того самого СБКТС.
Также требуется проводить оценку выбросов на холостом ходу, что как будто ставит крест на гибридах, у которых «холостые» – на батарейке. Но это звучит довольно странно, поскольку как минимум у Toyota и Honda есть так называемый Inspection Mode – сервисный режим, который позволяет ДВС работать постоянно. Он включается с помощью определённой последовательности действий и вряд ли на Дальнем Востоке для специализированных автомобильных сервисов является тайной.
То, что лицензию отозвали у нескольких лабораторий, а СБКТС аннулировали у нескольких автомобилей, тоже не говорит о «массовости». Это подтверждает и сама Росаккредитация.
«В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Росаккредитация пресекла факты незаконной выдачи СБКТС со стороны испытательных лабораторий. Правомерность принятых контрольным органом решений в отношении одной из таких испытательных лабораторий была проверена судом. Важно подчеркнуть, что предмет судебного разбирательства никак не затрагивал законность ввоза и обращения на территории РФ транспортных средств с правым рулем. Суд рассматривал исключительно правомерность выдачи отдельно взятых СБКТС на конкретные автомобили и правомерность действий определенной лаборатории. По результатам рассмотрения спора суд первой инстанции подтвердил законность принятого Службой решения о прекращении действия аккредитации.
Обращаем внимание, что по вопросам технического регулирования, включая ввоз и обращение на территории РФ транспортных средств, следует руководствоваться информацией из официальных источников таких ведомств, как Росаккредитация, Минпромторг РФ и Росстандарт», – говорится на сайте ведомства.
По иску «Сертификационных систем» пока вынесено только решение в первой инстанции – отказ в признании недействительным решения Росаккредитации. Компания подала апелляцию, но она тоже закрыта. Следующее заседание назначено на 18 декабря. И только после вердикта Апелляционной инстанции решение вступит в законную силу. Но при этом есть ещё кассация и даже Верховный суд.
Отметим, что у суда нет компетенции разрешать или запрещать ввоз тех или иных товаров, поскольку это область регулирования профильных ведомств, например, Минпромторга, который пока комментариев не давал. Никакие государственные органы не вводили запрет на эксплуатацию или регистрацию уже находящихся в стране машин и не объявляли о грядущем запрете. Массово СБКТС не аннулировали.
Но нападки на правый руль вполне в логике действия властей. Напомним, в июле МВД представило проект «Стратегии повышения безопасности движения до 2036 года». В ней говорится, что праворульные автомобили «создают более высокий, чем леворульные машины, риск ДТП, что в перспективе может плохо отразиться на аварийности. По данным на конец 2024 года, в РФ зарегистрировано 3,5 млн праворульных машин, это 5% от всего автомобильного парка. В ГИБДД предлагают подумать о «пересмотре подходов» к допуску таких автомобилей к движению».
Это тоже восприняли как указание к запрету на эксплуатацию правого руля, после чего МВД поспешило опровергнуть само себя.
«В связи с появлением в средствах массовой информации сообщений о предложениях ввести дополнительные обременения (утилизационный сбор, ограничение ввоза, поэтапная замена и другие) на транспортные средства с правым расположением рулевого управления информирую, что МВД России такие инициативы не выдвигало и не поддерживает. В 2024 году удельный вес числа погибших в авариях с участием праворульных автомобилей составил около 12 % от общего числа погибших в ДТП. Изучение возможностей обеспечения безопасности при эксплуатации праворульных автомобилей предусмотрено в проекте новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения. При этом планируется оценить риски, обусловленные, например, особенностями расположения механизмов управления и настройками внешних световых приборов в таких автомобилях. Предстоит выработать конкретные меры, включающие в том числе проведение соответствующей просветительской работы с водителями и совершенствование качества их подготовки. Эти меры направлены на повышение безопасности при управлении праворульным транспортом, а также выработку механизмов взаимной адаптации таких автомобилей и дорожной инфраструктуры. Ни о каких запретах в этой сфере в проекте Стратегии речи не идёт. МВД России выступает категорически против каких-либо ограничений в эксплуатации праворульных автомобилей. Никаких проектов нормативных правовых актов в этой сфере в настоящее время ведомством не разрабатывается и не планируется», – сообщала Ирина Волк.
В 2024 году ни один дальневосточный регион не вошёл даже в десятку наиболее аварийных регионов страны. По данным «Автостата», в России насчитывается 3,87 млн праворульных легковушек. Из них около 2 млн зарегистрировано на Дальнем Востоке, ещё около 1,5 млн – в Сибири. Доля таких автомобилей в автопарке России – около 8,2%. С праворульными машинами в 2024 году произошло 16 тысяч ДТП – почти на 1% больше, чем годом ранее, и составило 12,2% от доли всех аварий в 2024 году.