Вот уже больше года в приморском городе Арсеньеве идёт строительство горнолыжного курорта международного уровня. Создать его, сменяя друг друга, обещали четыре губернатора, но как-то не получалось. Уже сейчас, когда идёт стройка, с обещаниями тоже не всё гладко. В прошлом сезоне здесь уже должны были устроить тестовые катания – этого не случилось. А в октябре здесь обещали запустить канатную дорогу для всех желающих – тоже не дождались. На этом фоне заверения, что курорт точно откроется в нынешнем сезоне, звучат всё менее уверенно. Тем более что даты всё ещё нет. Корреспонденты Новостей VL наведались на «Арсгору» с «неожиданной проверкой» и застали стройплощадку в разгар работы, коей предстоит ещё очень много.
Из Владивостока дорога до Арсеньева займёт около 3 часов, но если ехать быстро, то добраться можно и за 2–2,5 часа. Через город проходит автомобильная трасса А-181. В Арсеньеве эта дорога превращается в улицу с названием Стахановская. Для того, чтобы доехать до горнолыжки, а вернее, до нижней станции канатной дороги, нужно повернуть направо на улицу Советская. По пути к горе Обзорной начинается частный сектор.
Будущий курорт строится на территории бывшего детского лагеря «Салют». От него там остались несколько зданий из красного кирпича, но большая часть здравницы, включая уличные стадион и сцену, уже застраивается. Лагерь не функционирует.
По проекту, вдоль дороги планируется построить несколько административных зданий, домик с прокатом инвентаря (лыж, сноубордов, амуниции и тюбингов). Самое заметное уже сейчас – это канатные дороги. Раньше по склону поднимались на Т-образных бугельных подъёмниках, стартовали с площадки, которая расположена гораздо ближе к горе примерно на 1,3 километра. Теперь же прямо от частного сектора стартует канатная дорога Е, но она пока не готова принимать посетителей.
А вот канатно-кресельную дорогу Д, нижняя станция которой расположена ближе к трассам, на улице Рябиновая, уже в октябре должны были запустить для всех желающих. Курорт планируется круглогодичным, и в отсутствие снега здесь есть и другие преимущества – красивая природа и потрясающий вид на город и окружающие сопки с высоты 895 м. Планировалось, что горожане смогут подниматься по канатной дороге и гулять по осеннему лесу, покупая билет за 500 рублей. И многие ждали такой возможности, но в итоге запуск перенесли на неизвестный срок.
Пока же вокруг всех станций кипит стройка. Внизу она начинается прямо у частного сектора. По общим дорогам снуют грузовики, нет пока никакой инфраструктуры для будущих посетителей. На повороте есть автобусная остановка в виде одинокостоящей лавочки, бабушки и дедушки, которые ждут общественный транспорт, говорят, что относятся к работам уже спокойно. Но жалуются на размазанную грязь по всей ближайшей территории, из-за которой почти невозможно пройти, не испачкав обувь. Символично, что на одном из ближайших к стройке домов висит объявление: продаётся. Видимо, кто-то хочет уехать.
Сама территория стройки огорожена забором, но пройти туда можно без труда. Охраны на входе нет. На данный момент горнолыжный курорт пока не выглядит так, будто готов принять гостей уже в этом сезоне. По плану, многочисленные гостиницы должны построить только через год. И тут действительно строят домики, чьи очертания начинают напоминать курорт «Красная поляна». Но сама территория с траншеями и тяжёлой техникой вряд ли готова к транзиту туристов. Что и подтвердили местные работники. На полпути к подъёмнику корреспондентов остановили и попросили покинуть территорию, отметив, что находиться тут опасно, техника может задавить. В итоге попасть к нижней станции подъёмника не вышло.
Зато можно на автомобиле заехать на вершину сопки по серпантину и посмотреть на уже готовую верхнюю станцию подъёмника «Д». По грунтовке нужно преодолеть 6,4 километра, это займёт от 15 до 30 минут. Дорога ведёт к телевышкам. Раньше по ней за 500 рублей возили на микроавтобусах тех, кто не хотел ждать очереди на подъёмник. Сегодня спуститься с дороги к станции канатки не получится – проход от телевышек закрыли железным щитом и насыпали кучу гравия. Получается, что и с канатки пройти в сторону вершины нельзя.
Но отсюда видно, что и у верхней станции канатки территория ещё не готова принимать гуляющих. У платформы работает строительная техника. Небольшой погрузчик ровняет территорию у административного здания подъёмника. Возле трассы, откуда будут начинать свой путь любители зимних видов спорта, экскаватор вычерпывает грунт по бокам, а рядом с ним стоят железные конусы. Работа идёт.
Отсюда начинаются действовавшие трассы «Бумеранг» и «Стрела». Их, по идее, должны привести к курортному уровню, а также запустить параллельно трассу «Молния», существовавшую ранее в виде просеки, без системы оснежения. И ещё откроют две новые зелёные трассы. Пока нет снега, судить о готовности трасс к сезону сложно. Но местами склоны невыровненные и засыпанные скальником.
В пресс-службе курорта настаивают, что всё идёт по плану. А план – запуститься уже в этом сезоне.
«Строительство верхней канатной дороги «Д» завершено. В ноябре 2025 г. планируем закончить строительство нижней канатной дороги «Е». Сейчас наш основной фокус – завершение установки современной системы искусственного оснежения. Уже установлены автоматизированные пушки, обеспечивающие качественный снежный покров. Параллельно идёт строительство туристической инфраструктуры», – поясняют в пресс-службе.
Протяжённость скоростной канатной дороги «Д» – 1570 метров, 93 шестиместных кресла. Канатной дороги «Е» – 1522 метра, 86 шестиместных кресел.
Напомним, что строить горнолыжный курорт планировали ещё с 2000-х годов. В 2007-м эту тему поднял тогдашний губернатор Сергей Дарькин, потом за дело вот-вот готовы были взяться Владимир Миклушевский и Андрей Тарасенко. Позже эту тему подняли и в 2022 году, но реальный старт стройки пришёлся на март прошлого года. Застройщик «Приморье СпортОтельИнвест» подписал договор о финансировании проекта через механизм инфраструктурных облигаций с ДОМ.РФ, который направил на строительство горнолыжного курорта «Арсеньев» почти 6,7 млрд рублей.