Новости Владивосток

Бывший лагерь «Юный приморец» на Седанке может снова стать частной школой: история противостояния собственников и прокуратуры

Частная школа на Седанке закрылась в июне прошлого года, после того как попала под каток прокурорской кампании по возврату бывших детских лагерей во Владивостоке в собственность государства. Сама она расположена на базе бывшего лагеря «Юный приморец», поэтому суд ожидаемо удовлетворил иск прокурора и забрал комплекс зданий у собственников из Южной Кореи, владевших им более 20 лет. Решение уже вступило в силу, и мэрия даже собиралась открыть тут муниципальную школу. Однако внезапно кассационный, а потом и Советский районный суды встали на сторону бизнесменов и со второй попытки отклонили иск. Новое решение тоже будут обжаловать, но владельцы частной школы в случае окончательной победы готовы открыть её двери уже в нынешнем году. Таким образом, краевой прокуратуре в ходе своей кампании пока не удалось вернуть ни одного лагеря. 

Первое решение по иску прокурора к Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Владивостокский международный университет» (именно она владеет частной школой) Советский районный суд вынес 24 июня 2024 года. Иск о признании права муниципальной собственности на земельный участок и объекты недвижимости и истребовании имущества из незаконного владения был полностью удовлетворён. А 12 сентября решение поддержал и Приморский краевой суд, после чего оно вступило в силу. К тому времени школа закрылась, ученики и преподаватели нашли другие образовательные учреждения. Здания предстояло передать муниципалитету, чтобы открыть здесь городскую школу.

Неожиданный поворот произошёл 4 февраля 2025 года. Девятый кассационный суд рассмотрел жалобу АНОО ВО «Владивостокский международный университет» и отменил решения предыдущих судов, а дело направил на новое рассмотрение. И уже на втором круге Советский районный суд выносит противоположное решение – отклоняет иск прокуратуры и оставляет бывший лагерь за частной школой. В своих решениях суды соглашаются, что приватизация объекта была скорее незаконной, однако настаивают, что для данной территории, учитывая обстоятельства покупки комплекса зданий, а затем и участка, срок давности давно прошёл.

В самой школе продолжают настаивать, что приватизирован объект законно.

«Что раньше, что сейчас думаем только о том, что законных оснований по иску прокуратуры для возврата территории муниципалитету не имеется, потому что школа была приватизирована в тот короткий промежуток времени, когда приватизация была разрешена, а запрета на приватизацию лагерей не было, – рассказывает Мария, юрист ЧОУ ВО «ВМУ». – В первых двух инстанциях суд не учел срок исковой давности, а в кассации он был учтён – с учётом разъяснений уже появившейся практики по примерно таким же делам Верховного и Конституционного судов».

21 июля закончился обмен возражениями. Апелляцию, к слову, подали все участники делопроизводства: прокуратура, Росимущество, поддерживающее сторону ведомства, и даже сама частная школа.

«Апелляционная жалоба со стороны школы была подана на мотивировочную часть, потому как здесь школа отстаивает позицию, что именно сам факт приватизации был законен. То есть независимо от срока давности, сама по себе приватизация была основана на нормах права, действующих в тот период», – поясняет юрист.

Ориентировочно рассматривать жалобы будут в августе. И если фортуна и суд останутся на стороне школы, то учебный процесс может возобновиться. Однако детали открытия в ЧОУ пока не обсуждают. Школа стоит закрытая больше года. Кроме сотрудника охраны, там никого нет.

«Мы ждем окончательного решения суда, поэтому пока ничего не предпринимаем. И если к концу лета не будет решения, то школу в этом году открывать вновь не будем... Если так получится, что наша школа останется на этом месте, то, естественно, будет продолжение образования», – говорит Лидия Ли, заместитель директора школы.

По её словам, что проблем с возвращением педагогического состава не возникнет, так как многие учителя, хоть и перешли в муниципальные школы, готовы вернутся к работе. То же самое Лидия говорит и про учеников. По словам собеседницы, она неоднократно получала сообщения и звонки с вопросом о том, когда школа откроется вновь. До закрытия здесь обучалось около 200 детей во всех возрастных параллелях, с 1 по 11 класс. Обучение стоило 29 400 рублей в месяц, повышать его если и будут, то лишь в соответствие с инфляцией.

Работала школа в режиме полупансиона с питанием с 9 утра и до 17 часов вечера. В одном классе могло обучаться 15–16 человек. Помимо привычных общих уроков учебный план включал занятия по английскому языку и дополнительные секции от спортивных до творческих.

«Цель нашего учредителя – это образование и дружба Кореи с Россией, он преследовал именно эту цель. Мы вызывали носителей английского языка из Америки, Кореи, Филиппин, Канады, чтобы наши дети могли свободно разговаривать на иностранном языке», – рассказывает заместитель директора школы Лидия Ли.


Лагерь «Юный Приморец» принадлежал Владивостокской базе тралового и рефрижераторного флота (ВБТРФ). В 1992 году на её основе создано акционерное общество открытого типа. И поначалу предполагалось, что детский лагерь будет передан на баланс муниципалитета. Однако позже в документах в том числе комитета по управлению имуществом Приморского края детский оздоровительный комплекс «Юный Приморец» уже указывался как собственность АО ВБТРФ. Видимо, в то врем у города не было ни возможности, ни желания забрать учреждение к себе на баланс. Не возникало оно и в последующие 30 лет.

Согласно справкам ОАО «ВБТРФ», по состоянию на 1 декабря 1997 года на балансе предприятия числились в составе ДОК «Юный Приморец»: гараж на 2 машины, три спальных корпуса, прачечная, административное здание (лечебный корпус), столовая, овощехранилище, здание хозблока, здание очистных сооружений. В феврале 1999 ОАО «ВБТРФ» признано банкротом, открыто конкурсное производство, которое завершилось в мае 2003 года.

В июне 2001 года комитет кредиторов одобрил договор купли-продажи пионерского лагеря «Юный Приморец», и 10 июля его продали за 154 760 долларов США. Покупателем стал гражданин республики Корея Юн Юн Кон. В ноябре 2002 года он передал пионерский лагерь негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Владивостокский международный университет» (в настоящее время ЧОУ ВО «ВМУ»). В 2007 году «ВМУ» выкупила земельный участок под лагерем у департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края. К тому времени на территории бывшего лагеря уже работала частная школа – она начала свое существование в 2005 году.


Напомним, ранее прокуратура Приморского края решила вернуть муниципалитету территории детских лагерей на территории Владивостока, которые перешли в руки предпринимателей в 90-х годах. До этого детские здравницы принадлежали заводам и предприятиям, которые во время распада Союза акционировались и обретали новых владельцев. Частными под шумок стали и лагеря, несмотря на указ президента Ельцина о том, что такие объекты нельзя приватизировать. Поначалу они ещё использовались по назначению, но в 2010-х практически все, за редкими исключениями, стояли заброшенными.

Большинство находилось на Садгороде, в курортной зоне, но даже несмотря на особый статус застройщики постепенно стали выкупать бывшие лагеря, сносить ветхие корпуса и возводить новые микрорайоны.

Три из пяти лагерей на момент подачи исков прокуратурой в 2023 году уже принадлежали застройщикам: «Прометей», он же «Спарта» (СЗ «Тим-Групп Девелопмент), «Изумруд» (СЗ «Форест Групп») и «Нептун» («СЗ «Залив» из ГК «Эскадра»). И если «Прометей» ещё сохранил корпуса, то на месте «Изумруда» уже давно пустырь, а на территории «Нептуна» уже началось строительство новостроек. Суды поставили процесс на паузу.

Два других бывших лагеря выбивались из этого ряда: «Юный приморец» и «Лесная поляна». Первый после приватизации сохранил корпуса и превратился в частную школу – пусть и не детский лагерь, но объект близкий по назначению и точно нужный городу. Возможно, внимание прокуратуры к нему привлёк пожар в марте 2022 года в одном из корпусов. Тогда никто не пострадал, но несколько месяцев, пока устранялись нарушения, дети учились удалённо. «Лесная поляна» и вовсе осталась местом круглогодичного отдыха для детей и взрослых, со своим аквапарком и даже горнолыжным склоном. В связи с этим в судах особенно странно смотрелся аргумент прокуратуры о том, что из-за приватизации люди якобы лишились права на отдых – отдыхать здесь как раз-таки можно. Представитель ведомства уточнял, что владельцы базы предоставляют услуги за деньги. В ответ те просили назвать хоть один государственный лагерь, где дети могут отдыхать бесплатно. Таковых не нашлось.

Прокуратура выигрывала последовательно все суды по истребованию бывших лагерей, и казалось, что это уже решённый вопрос. Однако процесс внезапно развернулся. Первой ласточкой стала как раз «Лесная поляна». Неожиданно даже для её владельцев краевой суд осенью удовлетворил апелляционную жалобу и отказал прокуратуре. А позже это решение поддержал кассационный суд.

В декабре окончательно решился вопрос с «Нептуном». «Эскадре» удалось почти невозможное: договориться с прокуратурой и мэрией о застройке бывшего лагеря. Не помешали ни уголовные дела, ни санаторно-курортная зона, в которой вырубили более 14 тысяч деревьев, ни полтора года судов. Прокуратура отказалась от требований вернуть огромный участок городу и пошла на мировое соглашение, взамен застройщик должен будет отдать мэрии 60 квартир для детей-сирот.

«Юный приморец» и «Изумруд» краевой суд оставил за государством, однако оба лагеря развернула кассация, после чего Советский районный суд вынес новые решения и отклонил иски прокуратуры.

Остаётся только «Прометей». Суд первой инстанции встал на сторону прокуратуры и передал ДОЛ муниципалитету. Но апелляция ещё впереди. Когда-то ОАО «Дальэнерго» продало лагерь компании «СпортМаркетингГрупп», а после её банкротства в 2018 году комплекс купил застройщик «Тим Груп Девелопмент» за 158 млн рублей. Отметим, что в «Прометее» всё ещё сохранились корпуса, относительно недавно тут проходили детские смены.

Ещё одна неудача постигла ведомство в Надеждинском районе. Там проверка выявила факты незаконного перехода в частную собственность участков бывшего лагеря «Космос», принадлежавшего «Дальзаводу». Однако иск к новым собственникам суд отклонил, ведомство сейчас обжалует это решение. Таким образом, компания приморской прокуратуры по возврату детских лагерей пока не принесла плодов. Возможно, именно поэтому с 2023 года ведомство больше не подавало иски к новым собственникам, хотя таковых ещё много и на Садгороде, и в других местах. Какие-то всё ещё стоят заброшенными («Лотос», «Квант», «Пограничник» и другие), а на месте других уже построили жилые кварталы, автосалоны и так далее.

Единственная «история успеха» – бывший лагерь «Лесная сказка» завода «Радиоприбор». Суд забрал в пользу Российской Федерации землю и объекты недвижимости у СЗ «Тим Груп Девелопмент 2» там же, на Садгороде, как раз между «Прометеем» и «Нептуном». Обжаловать решение не удалось, теперь между собой судятся покупатели. Как пишет РБК, ООО «Лесная сказка» подало иск к ПАО «Примсоцбанк» на 120 млн руб. (80 млн. руб. – «неосновательное обогащение», 40 млн. руб. – проценты с этой суммы). Но здесь положительное решение может объясняться тем, что в качестве истца выступила не краевая, а Генеральная прокуратура РФ.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта