Создание благоустроенного парка вокруг озера на Патрокле подходит к концу. Новые пешеходные маршруты и видовые площадки фактически стали доступны горожанам в начале месяца, а в среду, 23 июля, создатели этого общественного пространства из компаний DNS и Concrete Jungle провели для журналистов экскурсию, растолковав значение и назначение некоторых объектов. Ещё не все из них введены в эксплуатацию – кафе откроется в августе, а твёрдого покрытия на подходе к Леопардовой набережной в ближайшее время ждать вовсе не стоит.
Сочетание природы и комфорта
Горожане по большей части не любят не подготовленную для отдыха природу – из такой аксиомы исходили архитекторы, проектировавшие приозёрный «островок благоустройства». Поэтому для отдыхающих подготовили разнообразные удобства: среди них видовые площадки на искусственно созданных валах, выступающих в сторону озера, а также скамейки всех форм и размеров. На так называемые «опирашки», к примеру, можно лишь облокотиться задом, продолжая созерцать окружающую красоту. Интересной локацией стали «бойницы» для фотокамер (или, как было сказано в шутку, «Дот для фоторужья») под навесом – такую станцию для наблюдения за птицами расположили как раз над местом с обильной растительностью, где текущий из города ручей впадает в водоём.
Однако в первую очередь новая общественная территория должна стать именно природным уголком. Он окружён городской жизнью, но по возможности отделён от него искусственными насыпями, на которых можно увидеть большое количество посаженных деревьев.
«Патрокл – это первое [общественное] пространство во Владивостоке, которое озеленяют таким способом. Фактически это лесовосстановление. Это не парковое озеленение, а заново восстановление экосистемы. Мы провели работу с Ботаническим садом, совместно с коллегами сформировали зоны [озеленения] в зависимости от расположения, от освещённости, от близости к воде. У нас есть целый спектр необходимых к высадке растений, чтобы была здесь приморская тайга. Это не декоративные растения, а ровно то, что составляет экосистему приморской тайги. Она подрастёт и будет очень устойчивой», – пояснил руководитель архитектурного бюро Concrete Jungle Феликс Машков.
При этом особую гордость у архитектора вызывают не столько элементы благоустройства, сколько объекты инфраструктуры: хозяйственно-административные строения, общественный туалет, а также местная канализационно-насосная станция (КНС). Редко когда в городе такие объекты гармонично и стильно вписывают в среду. Как говорит Машков, до модернизации КНС вряд ли дошли бы руки, если бы не имеющиеся проблемы с запахом. А в итоге её переоборудовали за сравнительно небольшие деньги: по приблизительной оценке руководителя Concrete Jungle (на точность он не претендовал), две грабельные решетки и пусконаладка стоили 8,8 млн руб., сам павильон – около 12 млн руб., благоустройство вокруг станции – ещё 10-15 млн. Позаботились и о сотрудниках КНС – высоко поднимающаяся над павильоном труба нужна не для того, чтобы давать какой-то «выхлоп», а чтобы в помещение поступал свежий воздух.
Кстати, установленные на КНС грабельные решётки по большей части разрешили проблему зловония из-за городских стоков. Но не на все 100% – в жаркие дни неприятный аромат всё же ощущается. Хотя по сравнению с былыми годами ситуация улучшилась многократно.
Планы на будущее
В ближайших планах открыть павильон, обосновавшийся рядом с обширной видовой на западном берегу озера. Уже в августе здесь должен заработать общепит. Чтобы горожане могли напитываться не только впечатлениями от прогулки, но и вполне материальной едой. Перед павильоном расположена небольшая «площадь», которую в летнее время можно будет заполнить столиками. В самом здании пока сложены стройматериалы и ведутся работы. Интересной особенностью является то, что со второго этажа не открывается никаких впечатляющих панорам, но на первом уровне постройки посетители вплотную приближаются к водной глади, расположенной за стеклом.
В уже выполненной работе есть недочёты, это признают и её авторы. Из мелочей: буквы, обозначающие административное здание и туалет, по ошибке дизайнера изготовили слишком большими – теперь постройка «кричит» на горожан. Из более существенного: прямой маршрут от ближайших многоэтажек, через развязку, оканчивается вьющейся лестницей без пандусов. Мамам с колясками приходится перетаскивать их по ступенькам.
С инклюзивностью значительно лучше обстоит дело с другой стороны озера, ближе к Леопардовой набережной и переброшенному через трассу виадуку. Здесь есть и спуски для пешеходов, и дорожки для колясок. При этом ближайший проход к набережной пока не покрыт бетоном, в отличие от прилегающих к нему пешеходных дорожек, и в ближайшем будущем твёрдое покрытие здесь не появится. Основная причина заключается в необходимости работы с коммунальными сетями на этом участке. Но она не единственная. Дело в том, что под вопросом оказалась судьба соседней парковки, прилегающей ко входу на Леопардовую набережную.
– У нас есть два идейных течения, – начинает объяснять совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.
– Постмодернистское и метамодернистское, – добавляет Феликс Машков.
– Метамодернисты не любят машины и считают, что нужно их «уничтожать» вместе с местами обитания, – шутит меценат.
– Не совсем, но в целом… С предложением альтернативы… Это большой разговор, на самом деле, – возражает архитектор.
В рамках экскурсии большого разговора конкретно на эту тему не состоялось. В конечном итоге судьба небольшого кусочка благоустройства остаётся неопределённой. И она тесно связана с последующим обустройством пляжной территории, созданием парковочных мест.
Пляжные истории
О том, что в бухте Патрокл открылась первая очередь пляжа с искусственной насыпью-видовой и детским «лягушатником», Новости VL тоже сообщали. Дмитрий Алексеев подчёркивает, что это лишь прототип будущего пляжа – значительная часть работ ещё впереди.
Продолжая разговор об автомобилях и местах их размещения, бизнесмен подчеркнул, что во Владивостоке личное авто превратилось в своеобразный культ. Подразумевается, что ограничивать возможности автомобилистов если и стоит, то крайне осторожно. Хотя бросать машины у самой воды, конечно же, в будущем никто не даст. Будущую многоуровневую парковку архитекторы неофициально называют «храмом автомобиля». Помимо неё, предусмотрены и дополнительные места, где можно будет оставить авто. Например, в качестве возможного паркинга рассматриваются «уши» прилегающих дорожных развязок.
«Многоуровневый паркинг на 330 мест [будет строиться]. И, возможно, нам понадобится второй такой. Сейчас, мы считаем, что вмещается сюда примерно 850 машин. <...> Мы уже должны постараться по осени начать строить первую многоуровневую парковку, а вокруг неё будет какая-то галерея с коммерческими объектами. Оптимисты считают, что парковку можно построить к сезону следующего года», – пояснил Алексеев, ещё раз подчеркнув, что это оптимистичный прогноз.
Но ясно, что в следующем году автомобилистам здесь будет сложно: места станет меньше. Пока новая парковка ещё не будет построена, работы по её возведению займут часть территории.
В апреле 2026 года на берегу бухты Патрокл могут начать строить купальню, призванную продлить, собственно, купальный сезон. Авторы идеи многократно подчёркивали, что это будет не баня. Ориентировочно, в январе 2027 года в неё смогут попасть первые посетители.
На берегу уже проведены значительные работы по очистке акватории – из воды убрали проржавевшие остатки слипов. Но многие концептуальные вопросы ещё обсуждаются. Например, соотношение людей и машин в новом общественном пространстве или людей и тени на берегу. Так, по мнению Дмитрия Алексеева, навесы и зонтики здесь появиться не должны – это будет стимулировать акты «захвата» и «приватизации» лучших мест со стороны тех, кто приехал отдыхать пораньше. Тени на новом пляже сейчас нет, но нет и необходимости «застолбить» здесь место и отдыхать целый день. В будущем вокруг должно появиться больше объектов, которые смогут отвлечь внимание от воды. Ведь в редкие жаркие дни отдых у моря становится для многих горожан не менее «сакральным», чем желание где-нибудь бесплатно припарковаться у владивостокских автомобилистов.