Старая одежда стала героем выставки в центре современного искусства «Артэтаж» во Владивостоке. Она рассказывает о моде, времени и следах, которые мы оставляем. В триптихе три основные работы – прошлое, настоящее, будущее. Каждую сделал молодой художник. Выставку «Одной нитью» сопровождает целая программа – мастер-класс, своп, кинопоказ и лекторий.
Выставка стала частью проекта «Текстильная революция», переосмысливающего отношение к одежде. А её анонс звучит так: от мудрости коренных народов до последствий сверхпотребления – взгляд на то, что мы носим.
Организатор выставки – союз «Во имя добра». Его руководитель Валерия Костина рассказывает: два года они занимаются вторичной одеждой – собирают, сортируют, дают вторую жизнь. И всё время была мысль – что-то не так:
– Это костыль, но не решение проблемы. Она в том, что мы потеряли ценность вещи, стали относиться к ней как к одному из расходных материалов. Когда появился наш и другие проекты, которые утопают в текстиле, люди получили вроде индульгенции: есть классные ребята, которые сами придумают, что с моей вещью делать. Но ответственность есть в каждом, с момента решения о покупке. Последнее время мы не только занимаемся сбором – нам важно говорить с людьми о пересмотре отношения к одежде и потреблению. И используем для этого множество разных площадок. Нельзя кошмарить одежду. Модная индустрия всегда с человеком. Это отражает происходящее в социуме и культуре. Выставка – о том, что одежды была, есть и будет. Вопрос в статусе, роли и последствиях.
Зрителей приглашают проследить «нить» от мудрости коренных народов до критического взгляда на современное общество потребления и его последствия.
Начало этой нити – в руках Софии Мозжериной. Свой проект «Было» она создавала из кусочков старой одежды, которую предоставил союз «Во имя добра»:
– Я могла выбрать любой народ, но выбрала удэгейцев. Мне интересна их культура – узоры, орнаменты, ремесло. Начала копаться в теме, пошла посмотреть экспозицию в музее Арсеньева, читала книги. Кусочки взяла нейтральных оттенков, добавила яркие акценты, потому что они присутствуют в этой культуре. Вот эти свисающие ленточки – сначала они использовали пёрышки, а со временем стали делать украшения из ткани. Мне нравится заниматься одеждой. Сама придумываю, создаю коллекции, делаю вышивку.
– Что бы вы взяли в сегодняшний день?
– Мне нравится крой. И узоры, чёрно-белые, например. Если стилизовать, то почему бы и нет. Какой-нибудь принт на футболку.
Основной посыл проекта «Было» – мудрость предков. И то, что важно брать у природы ровно столько, сколько нужно.
Автор второго проекта, «Есть» – Максим Кузнецов/Листопадский. Он об индивидуальности в эпоху глобализации и о жизни одним днём. О том, что за внешним блеском скрывается внутренняя пустота. И «тело» в роскошном многослойном одеянии символизирует стремление компенсировать внутреннее одиночество внешними атрибутами. Никаких тел на выставке нет – ни буквальных, ни закавыченных. Нет и манененов. Одежда располагается как арт-объект, как часть композции. А на стенах висят панно из кусочков фанеры и дерева. Мир предметов, которые не гибнут, а возрождаются.
Если у прошлого и настоящего в основе текстиль, то у будущего всё не так. Последняя часть триптиха – о последствиях. О жизни после. И работа Михаила Чувакина столь же противоречива, как и прогнозы на завтра. Здесь – выброшенные морем куски дерева и оттиск протектора подошвы. Древесина и гипсовый след соединяют органическое и искусственное. Вещи, эти хрупкие нити, могут оказаться единственными свидетелями нашей эпохи:
– Я нашёл книгу про удэгейцев, и меня заинтересовала история с великим гнездом и душами людей, которые выходят оттуда. Меня вдохновил Русский остров, где слои явно органического происхождения становятся материалом для строительства острова. Ничего не может быть вечным, и люди становятся частью археологии. Отпечаток подошвы когда-нибудь будет такой же архаикой. Завтра ещё только только формируется. Эта работа – как вспышка бокового зрения. И этот мир – вспышки, тени либо ушедшего, либо не произошедшего. Знаете, я так люблю руины. Всё станет ландшафтом, когда некое человеческое создание со временем начинает переходить в нечто среднее между природным и человеческим. А вообще гнездо для меня позитивный образ. Там всегда что-нибудь найдётся для продолжения истории.
У выставки «Одной нитью» есть сопровождающая программа. В «Артэтаже» пройдут мастер-класс, своп, лекция и кинопоказ. Расписание можно прочитать здесь.