Защита Артёма Самсонова добивается освобождения его от отбывания наказания. По закону это возможно, если заключённый серьёзно болен, а в марте у экс-депутата была диагностирована онкология – рак кожи. Осуждённый подал заявление в Ленинский районный суд, но его ходатайство было возвращено. Адвокат Самсонова считает, что такое решение ничем существенным не обосновано, а суд, вероятно, таким образом просто тянет время, чтобы не брать на себя ответственность по будущему освобождению. Это судебное определение защита намерена обжаловать.
Как рассказала корреспонденту Новостей VL.ru адвокат Наталья Касилова, в конце марта депутату, проходящему лечение в тюремной больнице при СИЗО № 1 (ФКУ КБ ГУФСИН России по Приморскому краю), сделали биопсию, на основании которой Артёму Самсонову диагностировали рак кожи лица.
В международной классификации болезней это код С44.3. В перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждённом Правительством РФ, подобные заболевания (от С00 до С97) указаны в пункте 8 главы II «Новообразования». В нём упомянуто, что это все формы злокачественных образований, требующие лечения в специализированной медицинской организации (операции, лучевой терапии, химиотерапии), которое не может быть проведено по месту отбывания наказания.
«Поскольку это заболевание находится в таком перечне, администрация больницы или осуждённый могут подать ходатайство в суд, который должен принять заявление и организовать комиссию, которая выявляет факт такого заболевания. Обычно этого достаточно для освобождения от отбытия наказания», – объясняет адвокат.
Как отмечает Наталья Касилова, после того, как была проведена биопсия, администрация больницы сообщила Самсонову и адвокатам, что сама подаст ходатайство в суд. Но больше чем через месяц этого так и не произошло, поэтому Артём Самсонов сам составил ходатайство в Ленинский районный суд (по месту пребывания, СИЗО на Партизанском проспекте – это Ленинский район). Однако 15 мая документ ему был возвращён.
«Я считаю, что вернули его заявление по максимально иезуитским основаниям. Их три – отсутствие документов, подтверждающих факт отбывания наказания в ФКУ КБ ГУФСИН по Приморскому краю, отсутствие приговора и отсутствие заключения специальной медицинской комиссии, подтверждающей наличие болезни», – перечисляет защитник.
Как объясняет адвокат, то, что Артём Самсонов отбывает наказание в больнице при СИЗО № 1, очевидно – ходатайство поступило в суд через администрацию соответствующего учреждения. Копию приговора Ленинский районный суд, по мнению защиты, тоже не должен был требовать – в законе нет таких норм. Но даже если приговор и требовался для рассмотрения ходатайства, суд мог бы принять заявление к производству, а затем или предложить заключённому предоставить приговор самому, или истребовать копию у Советского районного суда.
«На мой взгляд, самый циничный довод – о том, что не приложено заключение медицинской комиссии о том, что у Артёма обнаружено заболевание. Это прямо противоречит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ. В нём указано, что суд не вправе отказать в принятии ходатайства осуждённого из-за отсутствия заключения медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы. А требуется – направить копию ходатайства в учреждение для последующего незамедлительного представления администрацией в суд соответствующих материалов», – уточнила Наталья Касилова.
По предположению адвоката, подобный отказ без весомых аргументов, скорее всего, нужен для того, чтобы затянуть время.
«Я могу предположить, что Ленинскому районному суду не очень хочется рассматривать ходатайство и брать на себя ответственность за возможное освобождение. Потому что все основания для такого решения есть. Может быть, ждут, что его вновь переведут в колонию в Волчанец, и тогда это будет уже проблема Партизанского районного суда.
Пока время идёт, никакое лечение онкологии не производится. У Артёма я последний раз была с перерывом в три недели и в мой последний визит увидела, что образование на лице в области носа за это время у него стало заметно больше. На нынешнем этапе это поддаётся лечению, но требуется химиотерапия. Жалобу на отказ Ленинского районного суда рассмотреть ходатайство я планирую подать 30 мая», – рассказала Наталья Касилова.
Обновление 28 мая: В пресс-службе ГУФСИН России по Приморскому краю сообщили, что сейчас Самсонов находится на обследовании и лечении в филиале «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России: «Ему назначена и проводится медикаментозная терапия. Ухудшения состояния здоровья у осуждённого не зарегистрировано. Он находится под постоянным наблюдением медицинских специалистов. Кроме того, сотрудниками филиала «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России организована работа по проведению С. А. А. лучевой терапии в ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер».
Приговор Артёму Самсонову вынесли 20 сентября 2022 года в Советском районном суде. Ему дали 13 лет колонии строгого режима за демонстрацию фаллоимитатора в компании людей во время отдыха на пляже, среди которых, по версии следствия, оказался 11-летний мальчик. Самсонов обвинения отрицает, утверждает, что находился в другом месте, с потерпевшим не был знаком до очной ставки, а ту самую игрушку многие видели в руках тех, кто теперь выступает в роли свидетелей обвинения.
В феврале 2023-го Приморский краевой суд отменил это решение и выпустил депутата из СИЗО под домашний арест. Уже через два месяца его снова взяли под стражу, запретили вести депутатскую деятельность, разговаривать по телефону с родными. Новый приговор вынесли в июле – всё те же 13 лет лишения свободы. После вступления в силу решения суда Самсонова лишили и полномочий депутата. В октябре 2024 года стало известно, что у него разрушился один из клапанов сердца. В январе 2025-го ему сделали операцию.
В апреле 2025 года в Ленинском районном суде состоялось первое предварительное слушание по иску адвокатов Артёма Самсонова, которые пытаются доказать, что бывший депутат Законодательного собрания Приморья был подвергнут политическому преследованию.