Новости Владивосток

Если ничего не делать, бухту Новик на Русском острове ждёт судьба плохо пахнущего Углового залива – учёные

Последнее десятилетие стало для бухты Новик на Русском острове огромным испытанием. Несмотря на протесты учёных и активистов, сюда неудачно провели канализацию ДВФУ, в воду продолжают попадать тяжёлые металлы от разделки судов, а недавно появился новый негативный фактор – аварийный пирс в Подножье, загрязняющий акваторию нефтепродуктами. И это вдобавок к не самой удачной форме самой большой бухты острова, осложняющей процесс самоочистки. О том, почему решение о сбросе канализации именно в южную часть бухты было большой ошибкой, какое состояние у бухты сейчас и как исправить ущерб от антропогенного воздействия с помощью тоннелей и рифов из покрышек, рассказали приморские учёные.

Спасти нельзя сливать

Как отмечает старший научный сотрудник лаборатории физической океанологии ТОИ ДВО РАН, кандидат технических наук Александр Лазарюк, исследовавший бухту с 2013 до 2021 года, последнее десятилетие для Новика стало тяжёлым испытанием. В советское время доступ в Новик был закрыт, здесь базировался ВМФ. Но в целом большого антропогенного воздействия на бухту тогда не было.

«Военные занимали северную часть бухты, где рециркуляция воды выше, – говорит Александр Юрьевич. – Единственное, что осталось отрицательного, – кладбище кораблей. Ещё шёл прямой сбор неочищенных бытовых вод с военных посёлков. Но водоснабжение давали нерегулярно, его давали на 2-3 часа в день, да и населения было мало. Всё изменилось, когда построили ДВФУ. По какой-то причине точку сброса очищенной канализации выбрали Новик, при этом в южной, самой плохо вентилируемой его части».

Как отмечает Александр Лазарюк, точка сброса канализации в южной части Новика первоначально вообще не рассматривалась. Среди возможных вариантов был остров Елены, бухта Аякс (в непосредственной близости от университета) и мыс Вятлина. Считается, что два последних варианта могли зарубить из-за строящегося океанариума – якобы кто-то из экспертов в команде бывшего вице-премьера Шувалова отметил, что возможно попадание стоков в воду, которую будет брать заведение для своей работы. А с островом Елены (самый север Новика), видимо, решили сэкономить – до южной части бухты тянуть трубу было ближе, так были сэкономлены несколько сотен миллионов рублей.

Что загрязнет Новик

Сейчас на бухту негативно воздействуют канализационные стоки ДВФУ и прочих новых объектов на полуострове Сапёрном (были запущены осенью 2013 года). Они сливаются с очистных в ручей, который впадает в самую дальнюю, мелководную кутовую часть бухты. Но есть и другие стоки, типа труба у Экипажного, есть угольная пыль от двух шестиподъездных пятиэтажек в Парисе и нефтепродукты от пирса на Подножье и многое другое. Также при поднятии судов, например, в бухте Труда в воде оказываются тяжёлые металлы. Но и загрязнение пластиком тоже имеется. 

«Особенно много в нашем совместном исследовании с коллегами из Калининграда и Милана было обнаружено микропластика, – отмечает Александр Лазарюк. – В 2020-2021 году мы брали пробы льда в южной части бухты, затем его топили, пропускали через фильтры и смотрели, что на них осталось. Если грубо экстраполировать на всю бухту, получается, что в воде Новика 420 частиц микропластика на литр. Для сравнения, в океане норма 1 частица на 2 литра. При этом эти частицы гораздо крупнее, чем обычно. Также наши итальянские коллеги были удивлены, обнаружив очень много частиц фармацевтических препаратов. Медицинский центр по правилам должен такие химически активные вещества утилизировать, но, видимо, это не всегда удавалось делать».

Как отмечает учёный, в июле 2022 года на большом совещании представитель Примводоканала отчитывался о том, что сейчас воду, которая выходит в Новик, хорошо очищают.

«Но можно утверждать, что по крайней мере до 2020 года очистка была фиктивная, это видно по данным исследований. Однако даже если лить дистиллированную полностью очищенную воду, сам факт её поступления в бухту нарушает естественный гидрологический режим бухты. Особенно это критично зимой, когда должно проходить наиболее интенсивное естественное очищение. Воду подо льдом в Новике не отводит на север. Поэтому процесс самоочистки зимой прерывается».

По мнению гидробиолога, кандидата биологических наук, директора АНО «Центр природоохранных инициатив» Александра Олифиренко, Новик – одна из самых уязвимых акваторий для антропогенного воздействия в Приморье.

«Бухта Новик уязвима из-за близости к материковому Владивостоку, её закрытости с трёх сторон, вытянутой формы и мелководности, – перечисляет Александр Борисович. – Из-за этого существует постоянная опасность перенасыщения взвешенной органикой. Зимой лёд стоит долго, поэтому не происходит нормальный газообмен. Это может провоцировать замор рыбы из-за дефицита кислорода в воде».

Как отмечает учёный, в дополнение к канализационной трубе, которую вывели в самую закрытую кутовую часть Новика со строительством кампуса ДВФУ, сейчас ситуация стала ещё напряжённее из-за разделывания судов на металл на Подножье. Образующаяся в процессе мазутная плёнка мешает нормальному газообмену и снижает концентрацию кислорода в воде.

«В будущем, если ничего не сделать, Новик будет ждать судьба залива Угловой. Летом там неприятно подходить к берегу даже на полкилометра из-за сильного запаха сероводорода. Там бухта тоже мелководная, как и Новик. Из-за недостатка кислорода там активно размножаются бактерии, которые продуцируют сероводород, происходит сероводородное заражение».

Диалоги о рыбалке

Как отмечает Александр Лазарюк, местные жители и рыбаки говорят, что корюшки и зубатки в бухте в последние годы стало меньше, а ту, что ловят иногда, приходится выкидывать – пахнет химией, домашние животные тоже не хотят такое есть.

«Новик по-прежнему популярен, но чаще всего здесь любят рыбачить в начале зимы – здесь раньше встаёт лёд, – объясняет Александр Лазарюк. – Зашедшая в бухту рыба к тому моменту ещё не успевает «нахвататься» местной загрязнённой воды. В середине зимы и в конце рыбаки предпочитают Воеводу, Рынду – места, где таких экологических проблем, как в Новике, нет».

Как отмечает Александр Олифиренко, в Новике уже начал появляться неприятный запах, увеличивается мутность воды, учащаются заморы рыбы подо льдом. «Да, там активно рыбачат, и рыба сюда идёт. Её привлекает большое количество пищи, но при этом здесь она страдает от недостатка кислорода».

Как спасти Новик

Все опрошенные корреспондентом Новостей VL.ru учёные сходятся в одном – канализационным стокам в южной части Новика не место, их нужно как можно скорее переносить в Уссурийский залив. «Этот вопрос обсуждался в ДВО РАН, в том числе, с властями обсуждался неоднократно. Планировалось выделение средств на исследования, но пока ничего не двигается», – отмечает Александр Лазарюк.

По мнению Лазарюка, в качестве временной меры можно начать качать воду из Уссурийского залива в кутовую часть бухты, чтобы освежить воду и помочь экосистеме восстановиться.

«Нужны пластиковые трубы, насосы для морской воды, инженерные и экономические расчёты. Сами работы можно провести быстро, за 3-4 месяца, – отмечает Александр Юрьевич. – Можно использовать первоначальный проект сброса в Вятлина, на него проведены геологические изыскания, думаю, есть и другие намётки. Даже без выноса канализационных стоков из Новика это поможет изменить ситуацию к лучшему».

Как уточняет Александр Лазарюк, этот проект можно будет увязать с новым проектом расширения канализации – федеральные власти планируют комплексную застройку острова Русского, по планам население острова вырастет в несколько раз. И уже сейчас Примводоканал готовит проект – сейчас в день может прокачиваться 10 тысяч тонн в день (фактически до 5-6 тысяч), а в перспективе система должна иметь возможность прокачивать 36 тысяч тонн воды.

Как отмечает доктор физико-математических наук, профессор Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичёва ДВО РАН Талгат Кильматов, усилить циркуляцию в бухте можно двумя способами – переносом канализационных труб из Новика и строительством подземного канала. Лучше сделать и то, и то.

«Чтобы усилить рециркуляцию воды, моё предложение – соединить Новик в его кутовой части и Уссурийский залив через узкий перешеек острова Русского. По инженерным и экономическим соображениям целесообразным видится проект подземного тоннеля, а не классического открытого канала. Со стороны Уссурийского залива высота перешейка – порядка 30 м, там проходит автомобильная магистраль. Подземный тоннель позволит сэкономить на объёме земляных работ», – отмечает Талгат Рустемович.

Своё предложение учёный описал в первом номере 2023 года «Вестника ДВО РАН». Как отмечает учёный, концепция, если её одобрят, потребует предварительные экспертизы биологов, ихтиологов, экологов, океанологов, экономистов, инженеров. Зато для развития туризма можно будет предусмотреть маршрут прохождения подводного канала на лодках.

В качестве одной из мер по очистке Новика Александр Олифиренко и его некоммерческая экологическая организация «Центр природоохранных инициатив» предлагают делать искусственные рифы.

«Речь о санитарной аквакультуре, – уточняет Александр Борисович. – Гидробионты: мидии, двустворчатые моллюски, актинии, могут очищать воду, прокачивать взвешенную органику через себя. Но им нужно место для того, чтобы закрепиться на дне. В мелководном Новике илистое дно, естественных подводных скал нет. Сейчас там концентрация таких обитателей около 50 грамм на 1 кв. м. А на искусственных рифах их биомасса может превышать 50 кг на кв. м и более. Если сделать риф на 1/1000 площади, способность к самоочищению бухты вырастет в два раза».

Как отмечает Александр Олифиренко, в качестве материала для рифа можно использовать очень дешёвый материал – связки автомобильных покрышек. При этом для акватории это безопасно, это доказано исследованиями.

«У автопокрышек 4-й класс опасности в основном из-за токсичности при горении. А в воде вредные вещества не выделяются – через несколько часов образуется плёнка из микроводорослей, которая исключает контакт шины с водой, – объясняет учёный. – Через год уже начинаются процессы очистки. При этом гидробионтов не нужно высаживать, их личинки естественным образом оседают на покрышках. Через несколько лет покрышки полностью становятся не видны под слоем мидий и других ракушек. Рифы также являются отличным укрытием для рыб, там они могут прятаться и привлекают трепанга, который начинает водиться и в окрестностях рифов, и на них самих».

Как подчёркивает Александр Олифиренко, исследование создания искусственных рифов проводил известный приморский эколог Владимир Раков и даже публиковал книгу по этой теме. Использование покрышек при создании рифов тоже исследовалось, и было доказано, что они безвредны для акваторий.

«Мы несколько раз выступали на экологических мероприятиях с такой инициативой, но тут нужно не только финансирование (хотя создание подобных рифов сравнительно недорого), но и согласования от ведомств. Пока что в ближайшее время мы планируем проводить гидробиологические практикумы по морской гидробиологии для школ № 5 и 15, расположенных на берегу бухты Новик. Заодно это будет мониторингом состояния бухты», – заключил Александр Олифиренко.

Максим Барыленко (текст)


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта