Новости Владивосток

Мир, труд, завод, продолжение! Не все советские предприятия Владивостока смогли достойно встретить современность

Не все гиганты советской промышленности из Владивостока смогли сохраниться до наших дней. Но есть и такие примеры, когда предприятия до сих пор можно назвать успешными. Причём успех или неудача не предопределены ориентацией на какие-то конкретные отрасли вроде ВПК, моря или природных ресурсов. Просто кто-то смог приспособиться, кто-то нет, и истории из сегодняшней подборки это хорошо иллюстрируют.

В первой части мы уже рассказывали о крупнейших владивостокских предприятиях, большинство из которых возникли ещё в царские времена. И если вы ещё не читали наш первомайский материал, возможно, стоит начать с него, перейдя по ссылке. В этой, второй по счёту подборке мы вспомним про предприятия, возникшие в 30-60-х годах, историю которых вы, возможно, не знали, но точно про них слышали.

Дальхимпром

В 1931 году предприятие было основано как артель, а в 1938-м здесь приступили к выработке ценного химического вещества, употребляющегося для консервации рыболовецких сетей, – нафтиола, который до этого привозили на Дальний Восток из Ленинграда. В 1951 году получил статус завода. В 60-е годы «Дальхимпром» был реконструирован и в 1963 году передан управлению пищевой промышленности Дальневосточного совнархоза. В доперестроечное время «Дальхимпром» имел союзное значение. 70% выпускаемой продукции отправлялось в районы Крайнего Севера.

До 1991 года на предприятии трудилось 450 человек. 20 октября 1992 г. путём приватизации государственного завода было учреждено акционерное общество открытого типа «Дальхимпром». В тот период «Дальхимпром» продолжил разработку и производство товаров бытовой химии. За верность своему делу указом президента в 1999 году генеральный директор АО «Дальхимпром» Владимир Кирин награждён Орденом Почёта.

В 90-годы от прежних объёмов производства осталось лишь 30-40%. Но «Дальхимпром» продолжал производство известных приморцам чистящих паст «Санита», «Суржа», «Восточная», моющей пасты «Ландыш» и т. д.

Однако в середине 2000-х годов предприятию всё сложнее стало выдерживать конкуренцию, оставшиеся мощности пришлось свернуть. Сегодня ОАО «Дальхимпром» также заявляет о себе как о предприятии, производящем мыло, моющие, чистящие и полирующие средства. Входит в реестр МСП как микропредприятие с коллективом в 33 человека. С 2019 года во главе компании стоит Владислав Юзов, одновременно являющийся генеральным директором ООО «Приморские окна».

ЭРА

Владивостокское предприятие электрорадиоавтоматики в этом году празднует свой 90-летний юбилей. В 1932 году приказом по Наркомату тяжёлой промышленности «ЭРА» была создана на базе двух предприятий «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности СССР и ДВ отделения «Связьморпроект» для ремонта электротехнической части кораблей и судов. В год создания общее руководство предприятием осуществлял Николай Данилкин.

В годы войны, помимо выполнения электромонтажных и ремонтных работ, предприятие выпускает для фронта автоматы ППШ, гранаты «лимонка», радиостанции ОПК. После войны перед предприятием ставятся задачи в кратчайшие сроки освоить ремонт добывающего, рефрижераторного и транспортного флота, обеспечить выпуск товаров народного потребления, организацию ремонта электронной судовой техники и средств связи.

В послевоенные годы и вплоть до 90-х гг. возрастает объём электромеханического производства, расширяется профиль производимых приборов и аппаратов. Также для этого периода характерно активное строительство производственных помещений, жилья и объектов социально-бытового назначения.

В советское время на предприятии трудилось 5,5 тыс. человек.

В 1993 году Владивостокское предприятие электрорадиоавтоматики было преобразовано в Открытое акционерное общество Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика» и сохранило свою отраслевую специфику. Контрольный пакет АО «ВП «ЭРА» находится у АО «Современные технологии судостроения» (76,3%), подконтрольного АО «Роснефтегаз». В 2019 году «ЭРА» вошла в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта в качестве интегратора по поставке и выполнению электротехнических работ. Сегодня  ВП «ЭРА» занимается в том числе проектированием спиралевитых воздуховодов для СК «Звезда». На сегодняшний день на предприятии трудятся 786 сотрудников.

Игорь Мирошниченко руководил предприятием с 1994 по 2000 год, затем возглавлял «Восточную верфь», о которой мы рассказывали в прошлом выпуске, а с 2016 года на некоторое время снова вернулся в кресло генерального директора завода «ЭРА».

«Я пришёл на завод фактически после ДВПИ и, как говорится, «зацепился» за людей, за коллектив. Интересно, что сразу попал в цех, который находился на территории Владивостокского судостроительного завода (сейчас «Восточная верфь»). Помню, в декабре приходит срочный заказ на завод, полетел дизель на корабле. Судно в море. За кем решение? Срочный звонок в оборонный отдел крайкома, те связываются с самолётом, он доставляет сюда дизель на ремонт, и через два дня новый дизель уже стоял на корабле, – вспоминает Игорь Мирошниченко в разговоре с корреспондентом VL.ru. – Все красные директора действительно растерялись, когда СССР закончил своё существование, исчезли райкомы, горкомы и крайкомы, прекратили действовать оборонные отделы в крайкомах, исчезла настроенная взаимосвязь между горисполкомом и крайисполкомом. А сегодня маневрируют в условиях, какие есть. Ценности, что ли, изменились…»

Рыбный порт

Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1937 года стало основополагающим документом, закрепившим создание порта 1-го разряда на мысе Чуркин во Владивостоке.

20 марта 1938 года первым начальником рыбного порта была назначена капитан дальнего плавания Анна Щетинина. И в июле того года новый рыбный порт основали на базе причалов № 48-51 ВМТП. В этот же месяц порт принял первое судно «Большой Шантар» для выгрузки более 3000 тонн рыбы. Однако война нарушила все планы: на фронт ушли почти 400 работников Владивостокского рыбного порта.

В 1946 году за успешное выполнение правительственных заданий в годы войны порту было присуждено и вручено на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета обороны.

В послевоенный период рыбный порт стал наращивать собственные профильные мощности. К 1960 году в порту уже имелось 9 портальных кранов, 50-тонный плавкран, несколько автокаров, обновился портофлот, появился целый автопарк.

В 1962 году был включён в число 150 важнейших строек страны. Всего за четыре года был построен самый большой в стране на тот период холодильник. Общая длина причальной линии к 1986 году достигла 1701 погонного метра. В порту имелось 21 хозяйственное подразделение.

Все причалы стали глубоководными и могли принимать уже не только крупные рефрижераторные суда, но и плавбазы. Вместе с реконструкцией причалов были вновь переложены железнодорожные пути, оборудованы переезды, возведены новые здания, перепланирована вся территория.

Владрыбпорт был самым крупным портом Советского Союза и достигал грузооборота 1,5 млн тонн рыбопродукции в год. К 1991 году среднесписочная численность служащих порта составляла 3775 человек.

В июле 1994 года порт преобразован в ОАО «Владивостокский морской рыбный порт». Сегодня в ведении ВМРП 44-54-й причалы, в порту работает не более тысячи человек.

В постсоветское время во всей стране и во Владивостоке в частности профильное назначение рыбных портов стало уходить на второй план, холодильники порта загружались рыбой лишь на 20-25%. Работа по неспециализированному профилю стала основанием для отказа от договора аренды причалов на 49 лет со стороны ФГУП «Нацрыбресурс». Основанием для судебных тяжб стал отказ от строительства портовой холодильной инфраструктуры на территории ВМРП.

Основными держателями акций ОАО «Владморрыбпорт» среди более чем 1800 акционеров являлись до недавнего времени ООО «Геотэкс» (г. Москва) – 52% и (через номинального держателя и ряд компаний) семья Дениса Сараны – немногим более 47%. Менее 1% приходится на многочисленных миноритариев, оставшихся со времён приватизации порта. В августе прошлого года СМИ сообщили, что доли в «Геотэксе» перераспределились в пользу экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина. В то время как Денис Сарана, попавший под уголовное преследование, объявил о намерении продать свою долю «Владморрыбпорта».

Владивостокский бутощебёночный завод

Первореченский бутощебёночный завод был основан постановлением Совета Министров СССР от 25 мая 1953 года. Предприятие начало работу 27 ноября 1960 года и практически сразу стало одним из ведущих в строительной индустрии Приморского края, обеспечивая капитальное строительство во Владивостоке. К 1964 году предприятие оказалось самым крупным в строительной отрасли Дальнего Востока. Рост жилищного строительство в Приморье заставлял увеличить объёмы производства, в итоге к концу 1980-х уровень производства нарастили до 1 млн кубометров щебня в год.

Андезит, который добывают в карьерах завода, обладает морозостойкостью и крепостью, щебень из него пригоден для всех видов бетона. Поэтому продукция завода находится в основаниях всех народнохозяйственных объектов столицы Приморья: ковш Владивостокской ТЭЦ-2, основание площадки Рыбокомбината, путевое развитие торгового порта. Более половины объёмов продукции вложено в жилищное строительство (отмостки, фундаменты, ЖБИ, бетоны, растворы). Завод сейчас входит в группу УК «Востокцемент».

Некоторые проблемы у предприятия возникли на фоне уголовного преследования экс-мэра Игоря Пушкарёва, фактического владельца «Востокцемента». Завод останавливался, коллектив даже выходил на митинги. Но проблемы предприятия, по всей видимости, в итоге решились, в отличие от Пушкарёва.

Средняя численность коллектива на сегодня – 121 человек.

Радиоприбор

Одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса по производству радиоэлектронной техники на Дальнем Востоке был основанный в 1958 году завод «Радиоприбор».

Завод во Владивостоке работал по производству продукции двойного назначения, официально здесь выпускали радиолы «Серенада» различных модификаций и транзисторные радиоприёмники «Восход». Но большую часть продукции составляли заказы военно-промышленного комплекса. Каждый четвёртый корабль ВМФ СССР комплектовался радиоэлектронной аппаратурой, изготовленной на «Радиоприборе». Здесь же выпускали аппаратуру самонаведения крылатых ракет. В месяц производили по 9-10 подобных изделий. В лучшие годы на заводе работало до 9 тысяч человек.

После распада СССР «Радиоприбор» остался в статусе стратегического предприятия. С начала 2000-х поставлял на Арсеньевский авиационный завод «Аскольд» детали для производства противокорабельных ракетных комплексов. Главной гордостью «Радиоприбора» являлись «головка» для противокорабельной ракеты «Москит» и контрольно-проверочная аппаратура для неё же.

Долгое время заводом руководил Игорь Борбот. Его обвинили в присвоении более чем четырёх миллиардов на стройке судоверфи «Звезда» в Большом Камне и осудили заочно.

Предприятие пришло к банкротству. Для выполнения гособоронзаказа производственные мощности были переданы в аренду ОАО «Дубненский машиностроительный завод имени Н. П. Фёдорова» в Подмосковье, а трудовой коллектив продолжил работу по срочным контрактам. Сегодня деятельность предприятия фактически признана нерентабельной, руководство ОАО «ДМЗ» предложило сотрудникам из Владивостока переехать в Дубну с предоставлением ряда компенсаций и трудоустроиться на предприятии там.

Продолжение: часть третья

 


Обсудить в Telegram
Дальхимпром был основан в 1931 году как артель, в 1951 году получил статус завода — newsvl.ru В 1938-м здесь приступили к выработке ценного химического вещества, употребляющегося для консервации рыболовецких сетей – нафтиола — newsvl.ru  В доперестроечное время «Дальхимпром» имел союзное значение — newsvl.ru До 1991 года на предприятии трудилось 450 человек — newsvl.ru Сейчас Дальхимпром входит в реестр МСП как микропредприятие с коллективом в 33 человека — newsvl.ru В советское время на предприятии ЭРА трудилось 5,5 тыс. человек — newsvl.ru На сегодняшний день здесь трудятся 786 сотрудников — newsvl.ru Владрыбпорт был крупнейшим в Союзе, грузооборот достилал 1,5 млн тонн рыбопродукции в год, к 1991 году численность служащих составляла 3775 человек — newsvl.ru Сегодня в ведении ВМРП 44-54 причалы, в порту работает не более тысячи человек — newsvl.ru Первореченский бутощебеночный завод был основан 25 мая 1953 года — newsvl.ru К концу 1980-х уровень производства нарастили до 1 млн кубометров щебня в год — newsvl.ru Средняя численность коллектива на сегодня – 121 человек — newsvl.ru Первореченский бутощебеночный завод был основан 25 мая 1953 года — newsvl.ru Средняя численность коллектива на сегодня – 121 человек — newsvl.ru Раиоприбор был одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке — newsvl.ru В лучшие годы на заводе работало до 9 тысяч человек — newsvl.ru Сегодня оставшимя сотрудникам предложили переехать в Дубну и трудоустроиться на предприятии там — newsvl.ru Сегодня оставшимя сотрудникам предложили переехать в Дубну и трудоустроиться на предприятии там — newsvl.ru Раиоприбор был одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке — newsvl.ru Раиоприбор был одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке — newsvl.ru
Дальхимпром был основан в 1931 году как артель, в 1951 году получил статус завода — newsvl.ru В 1938-м здесь приступили к выработке ценного химического вещества, употребляющегося для консервации рыболовецких сетей – нафтиола — newsvl.ru  В доперестроечное время «Дальхимпром» имел союзное значение — newsvl.ru До 1991 года на предприятии трудилось 450 человек — newsvl.ru Сейчас Дальхимпром входит в реестр МСП как микропредприятие с коллективом в 33 человека — newsvl.ru В советское время на предприятии ЭРА трудилось 5,5 тыс. человек — newsvl.ru На сегодняшний день здесь трудятся 786 сотрудников — newsvl.ru Владрыбпорт был крупнейшим в Союзе, грузооборот достилал 1,5 млн тонн рыбопродукции в год, к 1991 году численность служащих составляла 3775 человек — newsvl.ru Сегодня в ведении ВМРП 44-54 причалы, в порту работает не более тысячи человек — newsvl.ru Первореченский бутощебеночный завод был основан 25 мая 1953 года — newsvl.ru К концу 1980-х уровень производства нарастили до 1 млн кубометров щебня в год — newsvl.ru Средняя численность коллектива на сегодня – 121 человек — newsvl.ru Первореченский бутощебеночный завод был основан 25 мая 1953 года — newsvl.ru Средняя численность коллектива на сегодня – 121 человек — newsvl.ru Раиоприбор был одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке — newsvl.ru В лучшие годы на заводе работало до 9 тысяч человек — newsvl.ru Сегодня оставшимя сотрудникам предложили переехать в Дубну и трудоустроиться на предприятии там — newsvl.ru Сегодня оставшимя сотрудникам предложили переехать в Дубну и трудоустроиться на предприятии там — newsvl.ru Раиоприбор был одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке — newsvl.ru Раиоприбор был одним из ведущих предприятий советского оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта