Новости Владивосток

От парковки до столовки: проект «Цифровое Приморье» запускают на 12 лет за 5 миллиардов

Уже в апреле во Владивостоке начнут работать первые зоны платной парковки вдоль дорог, о чём недавно сообщил глава города на совещании с губернатором Приморья. Как оказалось, с машины будут брать не меньше 35 рублей, без уточнения срока, а автоматические паркоматы установят в рамках проекта «ИС Цифровое Приморье», который начали создавать ещё в прошлом году в порядке государственно-частного партнёрства. VL.ru разбирался, что это за проект, кто его интересанты и что ещё край получит в ближайшие 12 лет.

Хотите как в Европе?

Вызывающее зависть многих наших соотечественников качество жизни и управления многих городов мира, будь то Лондон или Сингапур, не в последнюю очередь основывается на внедрении информационных технологий. Российские же урбанистические инновации за пределами Москвы зачастую спотыкаются уже на этапе идеи. Чтобы устранить этот досадный пробел, на Дальнем Востоке решили вводить систему «умных городов».

Согласно сайту Дальневосточного фонда высоких технологий (совместная управляющая компания госкорпораций «Роснано», которая находится под санацией, и ВЭБ.рф), комплексный проект в Приморском крае предполагает создание цифровой инфраструктуры и системы управления в регионе и четырёх его муниципалитетах – Владивостоке, Находке, Артёме и Уссурийске. Проект реализуется в форме государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Концессионное соглашение о реализации проекта подписано 12 апреля 2021 года между ООО «Цифровое Приморье» и правительством Приморского края, администрациями четырёх крупнейших городов региона. От Владивостока его подписывал ещё Олег Гуменюк, ныне подследственный. Проект реализуется в рамках исполнения Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока.

Общий бюджет проекта составляет 5 млрд рублей, срок действия соглашения 12 лет. 9 марта 2021 года Владивосток, Артём, Находка и Уссурийск опубликовали постановление о заключении концессионного соглашения по информационной системе (ИС) «Цифровое Приморье». Исключительное право на объект принадлежит Приморскому краю и указанным муниципальным образованиям.

Строго говоря, система представляет собой установку многочисленных камер, датчиков, создание единого цифрового портала, выдачу цифровых карт-пропусков для транспорта, доступа к образовательным учреждениям, цифровизацию различных процессов. Как тут не вспомнить провалившуюся попытку ввести цифровые пропуска в апреле 2020 года, когда региональный портал госуслуг «умер» на пару дней, а министр цифрового развития был уволен.

Сайт у «Цифрового Приморья» тоже есть, хотя это больше простая визитка с таймером обратного отсчёта до внедрения проекта и перечислением всех входящих в него сервисов без подробностей. В описании проекта говорится, что его целями являются сбор, хранение, обработка и передача информации в цифровой форме во всех сферах социально-экономической деятельности Приморского края. Он направлен на создание комфортных условий проживания и пребывания граждан на территории региона, обеспечивает удобство, качество жизни, спокойствие и безопасность среды проживания, улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан, повышение степени информированности и цифровой грамотности населения, формирование доступного и удобного информационного пространства среды проживания с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных информации и сведений в различных сферах социально-экономической деятельности Приморского края, в том числе в области образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, безопасности, отдыха и туризма.

Концессионер обязуется

Концессионером в данном соглашении является ООО «Цифровое Приморье». Согласно данным ИАС Seldon.Basis, эта компания была образована в январе 2020 года и уже успела стать ответчиком по исковому заявлению от ООО «ИнтегралИнвест» о признании концессионного соглашения недействительным. Судебный процесс ещё в стадии подготовки, заседание назначено на 2 марта. Истец тоже хотел оцифровать Приморье, да не вышло.

Соучредителями выступил уже упомянутый Фонд высоких технологий и некое ООО «Бонас» из Владивостока. Учредитель этого ООО и по совместительству генеральный директор «Цифрового Приморья» – Сергей Кушнырь, бывший депутат ЗСПК 5-го созыва от партии ЛДПР, бывший же глава комитета по продовольственной политике и природопользованию, несостоявшийся депутат Думы Владивостока, а ныне совладелец и директор ООО «Специализированный застройщик «Мирах», которое строит две 25-этажки в Снеговой Пади. Что ж, застройщики нынче в большом почёте.

С единым договором для шести участников концессии можно ознакомиться на официальном сайте системы ГИС «Торги».

Согласно подписанным постановлениям глав участвующих в ГЧП муниципалитетов, концессионер обязуется создать сервис, установить программное обеспечение и технические средства, быть оператором системы (или «оператором оператора» в случае привлечения третьих лиц) и эксплуатировать это всё на благо Приморского края.

Информационная система будет состоять из 30 сервисов: интеграционный, геоинформационный, сервис единой карты жителя Приморского края, карты учащегося, сервис электронных услуг, открытых данных, адаптеров, сервис взаимодействия с пользователями – Единый портал «Цифрового Приморья», сервис информационной безопасности, умных светофоров, умных остановок, умных пешеходных переходов, сервис мониторинга транспортных потоков, сервис фиксации нарушений ПДД, сервис диспетчеризации транспорта, сервис управления платным парковочным пространством, сервис весогабаритного контроля, сервис диспетчеризации, передачи данных и мониторинга климата регулируемого оборудования и приборов учёта для бюджетной сферы, сервис контроля обращений с отходами, сервис интеллектуального видеонаблюдения, аэровоздушного контроля, сервис сферы туризма, мобильных приложений, туристических информационных киосков, сервис видеонаблюдения в образовательных учреждениях и видео-конференцсвязи в них же, сервис обеспечения участия в конкурсах, сервис этноуроков и краеведения, сервис контроля доступа в образовательных учреждениях и, наконец, сервис школьного питания.

Исключительное право пользования благами цифровизации после создания переходит к Приморскому краю, а право собственности на имущество – муниципалитетам.

ООО «Цифровое Приморье» должно обследовать места установки технических средств, собрать информацию, исходные данные, разработать задание для проектирования. Проект может создавать третье лицо, привлекаемое компанией, однако со всеми участниками соглашения этот проект должен быть согласован. Срок создания и ввода в эксплуатацию всего объекта составляет 12 месяцев с даты подписания соглашения, то есть с 12 апреля 2021 по 12 апреля 2022 года. За это время нужно полностью запустить весь комплекс в работу. На концессионере также лежит обязанность по модернизации технического комплекса в случае необходимости, это предусмотрено договором.

Что поумнеет и оцифруется

Владивостоку, например, из всего этого богатства достанется технологическое имущество по 11 сервисам. Согласно концессионному соглашению, ООО «Цифровое Приморье» должно предоставить городу для управления платным парковочным пространством 3113 оборудованных парковочных мест, 74 паркомата, 94 видеокамеры мониторинга, 445 информационных щитов с правилами и номерами парковки, 48 информационных щитов на въезде/выезде, 3 информационных табло, 417 дорожных знаков и один комплект «прочего оборудования». Стоимость парковки в зоне действия платных мест должна составлять не ниже 35 рублей (время не указано). Администрация Владивостока также должна принять соответствующие нормативно-правовые акты, касающиеся оплаты и установления административной ответственности за неуплату.

Умные светофоры будут предоставлены в количестве 72 штук, плюс к ним 17 детекторов транспорта, 5 видеокамер и 5 управляемых дорожных контроллеров. Сервис умных остановок – это 51 павильон (непонятно только, уже установленные или ещё вдобавок к тем, что ставил «Ростелеком»), 51 ограждающая конструкция, а также по 54 комплекта электрооборудования для подключения, системы обогрева остановок, оборудование для беспрепятственного доступа маломобильных, устройства для беспроводной передачи данных, терминалы вызова полиции, звуковые колонки, интерактивные билетные терминалы и медиаэкраны, навигационные табло и доски объявлений.

Умных пешеходных переходов будет 70. К ним дополнительно поставляется 147 проекторов, 74 видеокамеры, 147 сигнальных элементов. Система мониторинга транспортных потоков – это 50 контролируемых участков, 27 видеокамер, 53 датчика мониторинга транспорта. Сервис мониторинга климата – это 95 узлов учёта и 209 устройств передачи данных. В интеллектуальное видеонаблюдение входят 253 различные камеры – поворотные, стационарные, умные и не очень. Туристических информационных киосков будет 18.

Большой пакет цифровых услуг предполагается в учебных заведениях. Так, для ВКС (видео-конференц-связи) поступит 246 камер, 82 микрофона, 246 рабочих станций, 246 50-дюймовых телевизоров, 542 точки подключения связи. Контроль доступа в учебное заведение предполагает установку 77 турникетов, 230 преграждающих планок, 77 сетевых контроллеров, 154 считывателя, 154 стройки с таким же количеством поручней, 154 камеры с распознаванием лиц, 75 серверов распознавания лиц, 77 рабочих мест для операторов, а также лицензионное ПО. И, наконец, не очень понятный сервис школьного питания включает в себя 82 терминала приёма ЕКУ, что бы это ни значило, 82 информационных табло и 82 единицы компьютерного оборудования.

Сроки и цены

Согласно приложению к общему договору концессии, почти все 30 сервисов уже должны быть введены в постоянную эксплуатацию. В основном на всё давалось 4-5 месяцев, лишь отдельные положения растягиваются на год. Парковочные пространства и умные остановки, например, должны были быть готовы к сентябрю, умные пешеходные переходы – к ноябрю, а единый портал «Цифрового Приморья» ожидался в феврале. Но, видимо, все нововведения перенесли на апрель 2022 года.

Прилагается и смета, правда, цены в ней даны на конец 2020 года, поэтому не исключено, что затраты по концессии будут увеличены в связи с ростом стоимости почти всего, особенно технологического оборудования и стройматериалов. Обновлено: Общая сметная стоимость затрат, привлекаемых концессионером на создание объекта концессии, составляет 2,962 млрд руб. Приморский край – 1,8 млрд рублей, Владивосток – 649,78 млн рублей, Уссурийск – 201,42 млн рублей, Находки – 161,77 млн рублей, Артём – 158,93 млн рублей. Общая сметная стоимость капитальных затрат (инвестиций, привлекаемых концессионером) составляет – 3 133,2 млн руб. Дополнительно на модернизацию концессионер привлечёт ещё 1,914 млрд руб.

Соглашением предусматривается выплата ООО «Цифровое Приморье» платы из бюджета Приморского края за услуги и работы, выполняемые компанией в рамках концессионного соглашения. Это включает в себя компенсацию издержек на этапе создания части объекта соглашения, его использования, а также вознаграждение (прибыль) концессионера в размере 20% от стоимости всех затрат на создание и эксплуатацию объекта, за исключением налогов и процентов по займам. В сумме за 12 лет получится 7 158 687 рублей. В плату региона не входят затраты «Цифрового Приморья» на создание частей объекта концессионного соглашения, принадлежащих Владивостоку, Артёму, Находке и Уссурийску.

Владивостоку концессионер, например, будет платить 15% от суммы доходов от использования на территории сервиса «Управления платным парковочным пространством», оставляя себе 85%.

В таблице показателей проекта приведены также данные по доходам и расходам. Общая выручка концессионера за всё время соглашения составит 13 539 818 696 рублей. При этом правительству Приморья он заплатит 1 111 082 068, Владивостоку – 327 276 946 рублей.

Сам же Приморский край заплатит 7 158 643 687 рублей, доход получит 8 118 221 290 рублей.

Владивосток получит дохода 1 290 528 671, Уссурийск – 272 411 799, Артём – 143 778 135, Находка – 330 599 359 рублей.

Первый год концеденты не получат ничего, поскольку системы ещё не эксплуатируются. Зато уже вкладываются. Например, на утверждённой 26 января корректировке бюджета Приморского края на 2022 год есть пункт о выделении на подпрограмму «Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае» дополнительных 31,14 млн рублей «на использование объектов концессионного соглашения «ИС Цифровое Приморье», заключённого правительством Приморского края с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». 24,84 млн пойдут на обеспечение обслуживания 126 комплексов фотовидеофиксации, ещё 6,3 млн рублей – на аренду опор освещения для размещения 1177 камер видеонаблюдения.

Всё, что останется

После завершения 12-летнего срока действия соглашения концессионер оставляет в собственности концедентов всё, чтобы было нажито непосильным трудом. И тогда потребуется искать новых операторов и новые средства для обслуживания систем. Впрочем, 12 лет – довольно большой срок. Хотя за это время в Приморье даже «Хаятты» не достроили.


Пришлите свою новость

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта