В приморской столице сложно найти школу известнее «дубининской» – основанной в 1960-х в районе «Зари» как школа-интернат нового типа и получившей вторую жизнь в начале нулевых как проект поддержки талантливых детей со всего Приморья. Николай Дубинин был нестандартным человеком, и нестандартной была его школа. Она гремела на всю страну: методы преподавания по тем временам считались революционными. И сегодня школа остаётся одной из самых востребованных, хотя в последние годы стала платной.
В этом году правительство края сообщило о расторжении договора на пользование школьными зданиями. Учреждение должно найти новое место или вовсе закрыться. Пока решается судьба «Школы для одарённых детей имени Н. Н. Дубинина», редакция Новостей VL решила рассказать о её истории, взлётах и падениях, сложностях и победах.
«Я хочу, чтобы дети мои выросли с крыльями...» Н. Н. Дубинин
Родословную нынешней школы справедливо начинать со второй половины прошлого века: в ноябре 1961 года, в разгар второй четверти, во Владивостоке открылась школа-интернат № 2, задуманная как образовательное учреждение нового типа. Её возглавил 32-летний учитель физики, преподаватель ДВГУ, а позже – почётный житель города и народный учитель СССР Николай Николаевич Дубинин. Его фраза про «детей с крыльями» и сегодня встречает всех на большом плакате по дороге в «Школу для одарённых детей» его имени на улице Чапаева.
Дубинин прославил школу-интернат на весь Советский Союз, переосмыслив принципы работы с детьми. Он много лет создавал условия для обучения и развития способностей учеников. Работать приходилось в том числе с детьми из неблагополучных семей, но он смог придать школе атмосферу благополучного дома, где ребёнок в уюте и под защитой.
Ребята поощрялись включением в «Совет справедливых», «Ночной патруль», вступали в «Разведывательный центр» для борьбы с хулиганами и курильщиками, праздновали у моря при свете зажжённых факелов День пионерии, выпускали журнал, высаживали Аллею юности. Здесь работал кружок ракетного моделирования и по праздникам запускали ракеты, а на крыше столовой стоял списанный самолёт Як – детям разрешали в него забираться. Николай Николаевич вводил углублённое изучение предметов, приглашал преподавать учёных из ДВО РАН. Устраивал встречи с яркими людьми – например, актёром Арменом Джигарханяном. В расписании появлялись шахматы, балет, домоводство, занятия в слесарных мастерских и гипсовом цехе. Проводились дни здоровья, недели физики, географии, искусства и литературы. Дети были и вовлечены, и увлечены.
Но в первую очередь школа Дубинина известна благодаря принципу подвижного обучения – занятий стоя. Учитель считал, что детям трудно сидеть всё время на месте. И они могли стоять за конторками без обуви на специальных массажных ковриках. Для этого на Дальзаводе специально изготовили высокие парты. А на всесоюзном телевидении показывали сюжеты, как учатся в далёком Владивостоке.
«У нас два первых класса, вот этот экспериментальный и второй – контрольный класс. Через три месяца мы поменяли местами детей. Прошло всего два часа, и они устали. Устали сидеть, жаловались на заболевшие спину и ноги. А дети, которые сидели и вставали, отказались идти в свой класс и захотели тоже учиться за такими партами. Врачи доказывают, что эта поза даст возможность избавиться от многих болезней, таких, как сколиоз, близорукость. Из-за того, что дети встали на гофрированные коврики, происходит массаж подошвы. Эти раздражения передаются в кору головного мозга. И что интересно, у этих детей практически исключили острые респираторные заболевания», – рассказывал Николай Дубинин журналистам в 80-х годах.
Идею предложил папа одного из учеников, врач-терапевт Больницы рыбаков Владимир Сигалов. Он активно продвигал свой метод, но в Министерстве здравоохранения СССР отклонили: «Оптимальная поза для учащихся – сидя». А Дубинин – подхватил. И в 1986 году начал эксперимент под наблюдением врачей, которые, по его словам, зафиксировали снижение числа нарушений осанки и другие радующие результаты. Свой опыт он обобщил в 2004 году в книге «Сохрани здоровье в школе». Её даже рассылали по другим учебным заведениям, но метод переняли лишь некоторые частные школы. Сегодня в школе одарённых детей есть классы с приподнятыми партами – кто хочет, может вставать во время урока.
В 1989 году народный учитель покидает пост директора из-за проблем со зрением. А вскоре начинаются трудные времена, в том числе и для интерната.
От советского интерната к объединению одарённых детей
В 90-х учебное заведение превратилось в обычную муниципальную школу. Корпуса стали разваливаться, их надо было спасать. По инициативе администрации края интернат № 2 перешёл под крыло ВГУЭС. Возглавляемый Геннадием Лазаревым университет тогда строился и расширялся. Так зародился проект «Одарённые дети», который позволил открыть «Школу-интернат для одарённых детей имени Н. Н. Дубинина».
Сначала здесь учились с 8-го по 11-й классы. Учеников отбирали по конкурсу, и приглашение на тестирование надо было заслужить. Например, отбор будущих учеников проводили в лагере «Океан» во время смены «Интеллект», куда попадали олимпиадники со всего края.
«Проходили олимпиады, конкурсы исследовательских работ, проектные конкурсы, которые проводил ВГУЭС, сама школа или край. Мы видели там детей, которые блистали. Разговаривали с их родителями, приглашали, ребёнок приезжал со своим портфолио, тестировался и попадал в класс. Ребята действительно собирались со всего Приморского края. Одарённые дети все были разные, и каждого нужно было раскрыть», – вспоминает директор ШИОД с 2013 по 2016 год Татьяна Жаврид.
В начале нулевых школу передали ВГУЭС в запущенном состоянии
Первые ученики переступили порог ШИОД в 2003 году. Но перед этим нужно было сделать ремонт зданий – ВГУЭС школу отдали в аварийном состоянии. В корпусах меняли окна, двери, достраивали этаж в общежитии и приводили в порядок все коммуникации. К главному учебному корпусу пристроили физкультурный – с переходом в соседнее учебное здание и общежитие. Позже Лазарев построил через дорогу спорткомплекс «Чемпион 2» и связал его с интернатом надземным крытым переходом.
Комнаты и классы укомплектовали нужной мебелью. Обучение и проживание было бесплатным, с финансированием помогало государство. Как рассказывает Татьяна Жаврид, квота рассчитывалась на 460 детей, из них часть должна быть иногородними.
Переход на коммерческие рельсы
Под крылом ВГУЭС школа прожила до 2021-го. Кроме постоянных учеников, принимала профориентационные смены. Дети приезжали на три недели, учились, ходили на занятия по профилю, ездили на экскурсии, в редакции СМИ, в суды, а сотрудники МЧС устраивали мастер-классы по спасению из пожара. Были и летние смены, но без уроков. И нередко в итоге их участники поступали в школу.
«Вторую половину дня посвящали тематике смены. Если это юристы, лекции читали преподаватели из института права. И каждый день был разделён: сегодня день гражданского права, завтра – семейного, послезавтра – уголовного. Заканчивалась смена творческой игрой, например, судом. Я сама писала сценарий, дети разыгрывали ту или иную ситуацию. В конце смены кто-то признавался, что теперь хочет поступать на юриспруденцию или работать в прокуратуре», – рассказывает Татьяна Жаврид.
В 2015-м краевые власти внезапно прекратили дотации – до этого интернат получал примерно 50 млн в год. В школе родителям объявили – платить придётся самим. Местные – 24 тысячи рублей в месяц, а те, кто жил в общежитиях, это примерно 60% состава, – 32 тысячи, в зависимости от программы. Поднялся публичный скандал, и губернатора Миклушевского уговорили вернуть финансирование. Правда, ненадолго – он считал, что надо поддерживать не учебные заведения, а талантливых детей напрямую.
К тому времени в школе-интернате уже появились 5–7-е классы, в них набирали только «платников». А старшеклассники платили частично: на родителях были кружки и секции, но учёбу, питание и проживание «закрывал» край. В 2016 году квота на одарённых сократилась до 200 детей, из которых 50% должны были быть иногородними, а пять сиротами. Два года спустя, по словам Жаврид, поддержка проекта «Одарённые дети» в ШИОД краевыми властями прекратилась.
Образование становилось всё более коммерциализированным, за обучение нужно было платить уже всем. Некоторые ученики уходили в муниципальные школы. В одном из общежитий, на Чапаева, 5а, открыли платную начальную школу. В тот период, с 2016 по 2021 год, директором работала Ирина Нижник. Редакция Новостей VL попыталась поговорить с ней, но она отказалась.
Частная школа для одарённых
С 2021 года у школы-интерната началась новая глава. Университет передал его под крыло «Дальневосточного центра непрерывного образования». Формально АНПОО «ДВЦНО» не связан с вузом, но зарегистрирован по одному адресу и принадлежит родственникам бывшего ректора. Организацию учредили ещё в 2004-м, и постепенно в её составе появились «Классическая Европейская прогимназия» на Санаторной, «Восточная школа» на Тунгусской, «Международная лингвистическая школа» на Партизанском проспекте. «Дубининская» присоединилась к этой компании и стала, по мнению многих, образцовой школой.
Обучение продолжилось там же, на «Заре». Краевые власти, как собственник, переподписали договоры: здания на Чапаева, 5 в рамках поддержки социально ориентированных организаций передали «ДВЦНО» на 20 лет в безвозмездное пользование, освободив и от налога на имущество. Но в ремонт пришлось вложиться.
«Меняли канализацию, инженерные сети, сделали полностью капитальный ремонт. В 2022-2023 годах «ДВЦНО» вкладывал средства, которые зарабатывал не только силами нашей школы, но и других. Подразделения всегда поддерживали друг друга», – говорит Татьяна Жаврид.
Меняется и название: из ШИОД пропадает буква «и». Теперь это не интернат, а «Школа для одарённых детей имени Н. Н. Дубинина». И здесь уже не живут круглосуточно, а учатся с 8:00 утра до 19:00 вечера. Корпус общежития на Чапаева, 5а отдали полностью под начальные классы. Впрочем, вернуть полный пансион планировали. В этом году на четвёртом этаже общежития школы закончили ремонт и собирались вновь запускать трёхнедельные профильные смены для школьников из районов и учеников из Китая – те приезжали бы для обмена опытом.
Сегодня это одна из лучших негосударственных школ Владивостока
Обучение в ШОД не самое дешёвое, но желающих всегда было много. Отчасти благодаря месту, удобному для жителей пригорода – там мало школ. Отчасти из-за большой обустроенной территории: аллеи, спортплощадки, спортзалы, просторные корпуса. Но, главное, школе удалось собрать и удержать сильных учителей и высокий уровень образования, ради которого и выстраивается очередь из детей и родителей. Здесь по-прежнему нужно пройти отбор, поэтому школа не отказывается от слова «одарённые» в названии.
С 2021 года из дверей ШОД вышло 13 золотых медалистов. Ученики неплохо сдают ЕГЭ, по результатам аттестации 11-классников школа входит в топ-10 Владивостока и топ-15 по Приморью. Ученики – обладатели медалей в чемпионате WorldSkills. Имена ребят с «Зари» трижды вносили в Книгу почёта «Одарённые дети России».
«Ученики, изучающие восточные языки, активно участвуют в программах международного сотрудничества со школами и университетами Китая. В рамках партнёрских соглашений ШОД принимает делегации китайских школьников, а её педагоги – соорганизаторы международных телемостов и конференций. Ребята ежегодно представляют школу на конкурсах проектных и исследовательских работ КНР, знакомят с русской культурой на творческих фестивалях и художественных выставках Китая», – рассказали в ШОД.
Кроме общеобразовательной программы, есть занятия по профилю ребёнка – в зависимости от увлечений. По программам начального, основного и среднего образования здесь учатся 578 школьников, а по программам дополнительного – 704 человека. Например, в коллективе Приморского края «Образцовая студия классического балета» ШОД занимаются 42 ученика от 5 до 16 лет. «Художественную школу» посещают 57 учеников. За 2024-2025 учебный год 226 ребят прошли обучение и получили юношеские разряды по плаванию.
Убрать нельзя оставить
Этим летом правительство региона предложило администрации «ДВЦНО» расторгнуть договор и подыскать для школы новое место. Как оказалось, переезд инициировала прокуратура. В июле 2025 года она внесла чиновникам представление и потребовала вернуть корпуса казне «в связи с нарушением существенных условий договоров». Каких, в правительстве не уточнили. Под раздачу попала и начальная школа–детский сад «Восточная школа» на Тунгусской, арендованная на тех же условиях. Первоначально требовали освободить корпуса в течение 10 дней, но договорились всё-таки закончить учебный год. А дальше нужно искать новое место.
На встрече с родителями министр образования Эльвира Шамонова сообщила, что со следующего учебного года на «Зарю» заедет Губернаторский лицей. В этом году ради него закрыли гимназию ДВФУ на Народном проспекте – та тоже занимала краевые корпуса. Некоторые дети тогда перевелись в ШОД, и теперь их опять настигла та же участь. Как и учеников частной школы на Седанке: она временно закрылась после начала судов за бывший лагерь «Юный приморец», и многих детей перевели в ШОД.
Впрочем, речь идёт не о закрытии, а о переезде. Неизвестно, куда. Руководство школы ищет варианты, а с ними в городе сложно. Судьба ШОД под вопросом.
***
Открытие музея имени Дубинина в апреле 2025 года, ленту перерезает его вдова Надежда Евстафьевна
Несколько лет назад на фасаде интерната установили мемориальную доску в честь основателя. А недавно, в апреле 2025 года, в помещениях, где располагался кабинет Дубинина, открыли музей его имени. Здесь собраны уникальные экспонаты, а один уголок обустроили как учебный класс того времени. Установили парту и доску, рядом поставили большие счёты. В стеклянных шкафах – старые фотографии, кубки и награды Дубинина и его учеников.
На открытии музея присутствовала вдова народного учителя, Надежда Евстафьевна. Сегодня она обзванивает знакомых и просит помочь перенести музей и табличку. Куда-нибудь, лишь бы спасти.
Впрочем, возможно, переносить ничего не понадобится. В правительстве региона редакцию Новостей VL заверили, что администрация Губернаторского лицея намерена сохранить на месте и памятную доску, и музей. Как он будет работать, останется ли доступен для всех, решат весной.
«Мы пытались сохранить память и продолжаем это делать, – говорит Татьяна Жаврид. – Почему нужно разрушать то, что построено за 25 лет другими? Я очень жалею, что не задала вопрос министру образования: а что мы будем делать с именем? У нас теперь Губернаторский лицей будет имени Николая Николаевича Дубинина?»