С нового года начнёт работать федеральный закон о международных территориях опережающего развития (МТОР), который открывает новые перспективы для экономического развития Дальнего Востока России. Он стал результатом длительного анализа мировых практик, особенно соседнего Китая, который рассматривается как основной партнёр. Несмотря на принятие закона, субъекты ДФО всё ещё пытаются его доработать, чтобы инвесторы пришли побыстрее. А для этого требуется как минимум основательно и быстро вложиться в инфраструктуру.
До 1 января регионы должны максимально подготовить нормативную базу, которая позволит закону не существовать в правовом вакууме. Сейчас она уже находится на согласовании. В первую очередь ставку делают на межправительственные соглашения. МТОР может создаваться таким образом, и это отличие от имеющихся ТОР внутри страны – ключевое, поскольку каждая международная территория уникальна.
«Мы к этому выводу пришли ещё год назад, когда рассмотрели лучшие мировые практики и одновременно худшие, когда получилось, а когда не получилось у такого института, как МТОР, в мире сработать. Абсолютно стало ясно, что во всех случаях, когда МТОР был успешен, это межправосоглашение», – заявил замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Виталий Алтабаев.
Ключевым элементом развития МТОР должна стать транспортная инфраструктура. Особое место занимает Трансарктический транспортный коридор (ТТК). Это как бы продолжение Северного морского пути – он идёт от Санкт-Петербурга до Владивостока. Проект выходит за рамки простого транспортного коридора и рассматривается как комплексная пространственно-логистическая модель развития всей российской территории. Правда, пока есть существенная проблема – СМП, может, и быстрее, и дешевле, чем переход судов южным путём, только вот до сих пор здесь не оказываются услуги по страхованию грузов. А страховые компании не хотят работать с грузоотправителями как минимум из-за отсутствия аварийно-спасательных центров по пути следования. Об этом говорилось несколько лет назад, но, судя по всему, их до сих пор не обустроили.
Также снова оживились ещё дарькинские проекты международных транспортных коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2», только теперь они называются МТК-1 и МТК-2. Их хотят встроить уже в масштабную арктическую транспортную систему. Коридоры позволят существенно сократить время и стоимость доставки грузов из северо-восточных провинций Китая через порты Приморья, обеспечивая экономию более миллиарда долларов для китайских грузоотправителей. Приморская МТОР также включает развитие портовой инфраструктуры, в частности, проект глубоководного порта Зарубино, который будет обслуживать растущий грузопоток (этот проект и ранее входил в систему транспортных коридоров).
Планируется значительное увеличение пропускной способности транспортных коридоров Приморья – до 45 млн тонн к 2030 году при текущем показателе около 3 млн тонн (при том, что трассу от Владивостока до Находки не могут достроить уже больше 10 лет).
И, соответственно, это приток денег в российский регион: развитие транспортных коридоров рассматривается не только как средство транзита, но и как инструмент для создания новых возможностей в региональной экономике. Это развитие перерабатывающих производств на территории России, создание добавленной стоимости внутри страны и формирование промышленных кластеров вдоль транспортных маршрутов.
Ещё один элемент – речные коридоры, по Енисею и Лене, которые могут стать дополнительной частью ТТК, считает начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. Эксперты отмечают потенциал внутренних водных путей, которые могут существенно разгрузить наземные транспортные артерии.
Для успешной работы МТОР необходимо создание благоприятных условий для бизнеса. Это включает упрощение таможенных процедур, эффективное административное сопровождение и развитую инфраструктуру. Важным аспектом становится защита интересов инвесторов через межправительственные соглашения, что особенно важно в современных экономических условиях. То есть МТОР должен предоставлять как минимум защиту конфиденциальности инвестора для его защиты от «недоброжелателей» и всевозможных санкций.
Успешная реализация транспортных проектов в рамках МТОР позволит не только оптимизировать логистические цепочки, но и создать новые возможности для экономического развития всего Дальневосточного региона, укрепляя позиции России как важного транзитного хаба в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
МТОР призван стать площадкой для привлечения зарубежных инвестиций. В первую голову – это Китай, а также Индия, Вьетнам, арабские страны и в принципе любые другие. Главы регионов предлагают здесь идти по китайскому пути: в стране сейчас действует несколько сотен всевозможных режимов, особых зон и прочих экономических кластеров. Они построены по принципу «почти как дома», то есть внутри зоны для резидентов используются привычные экономические, финансовые, строительные и другие нормы, которые понятны инвестору. Однако при этом призывают не забывать о национальных интересах и обеспечении безопасности инвестиционных проектов.
«Китай создал одну из самых эффективных систем свободных экономических зон, насчитывающую более 250 площадок, – говорит генеральный директор АО «Фонд «Кристалл Роста» Александр Крутиков. – Этот опыт показывает, что китайские инвестиции направляются туда, где создаются условия, максимально приближенные к домашним: аналогичная модель управления, набор услуг и льготы. Такой подход подтверждается успешными примерами международных экономических зон с участием Китая в Египте и Лаосе. Наиболее близкий и успешный для нас пример – индустриальный парк «Великий Камень» в Белоруссии. Все эти условия обеспечиваются через заключение международных договоров, без которых невозможно получить существенные инвестиции из Китая. Для международных экономических зон с участием китайских и арабских инвесторов характерно размещение на глобальных транспортных артериях – как сухопутных, так и морских. Важным элементом становится развитая финансовая и фондовая инфраструктура, обеспечивающая привлечение долгосрочного капитала в проекты резидентов. В российской практике есть успешный прецедент – проект «Ямал СПГ», где капиталовложения из Китая гарантированы на уровне межправительственного соглашения между странами. Этот опыт показал свою эффективность».
Евразийская экономическая комиссия может сыграть важную роль в развитии МТОР, считает член Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕАЭС Руслан Давыдов. Через неё можно расширить применение таможенных льгот на объекты инфраструктуры. Это позволит существенно снизить затраты бизнеса и сделать МТОР более привлекательными для инвесторов, поскольку в работу будут включены все пять стран – Российская Федерация, Казахстан, Киргизия, Армения и Белоруссия.
В рамках развития МТОР особое внимание уделяется созданию фондового центра с цифровыми биржами, которые станут точками входа иностранного капитала в дальневосточные проекты. Это позволит привлекать долгосрочный капитал и развивать финансовые инструменты для поддержки инвестиционных проектов.
Успешная реализация всех этих направлений позволит создать на Дальнем Востоке современную экономическую зону международного уровня, способную конкурировать на глобальном рынке и обеспечить устойчивое развитие региона.
Важным аспектом развития МТОР становится привлечение российских инвесторов и компаний к созданию логистических и производственных парков. Такие проекты уже реализуются в России, например, строительство скоростной магистрали обхода Хабаровска и мост через реку Лену.
Особое внимание уделяется развитию Забайкальского края и Амурской области, которые становятся ключевыми транспортными узлами между Россией и Китаем. В Забайкальском крае планируется расширение мощностей погранпереходов и строительство нового железнодорожного моста для увеличения пропускной способности. В Амурской области создаётся МТОР на территории около 1000 гектаров с развитием транспортных коридоров, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Строится новый международный аэропорт в Благовещенске, что создаёт дополнительные возможности для развития региона.
Приморский край становится ключевым регионом в реализации проектов МТОР. Именно здесь формируется первый в России МТОР, который включает три ключевых направления развития. В структуре приморского МТОР выделяется фондовый центр с современной товарно-сырьевой и цифровой биржей. Этот финансовый хаб призван стать точкой входа иностранного капитала в дальневосточные проекты и способствовать привлечению долгосрочного финансирования. Восточная биржа уже начала работу и получила поддержку администрации президента и Центрального банка для создания специальных условий в рамках специального административного района на острове Русском.
Важным направлением становится агропромышленный сектор. Китайская компания «Легендагро Холдинг» уже инвестировала более 3 млрд рублей в развитие семеноводства и логистики региона. Экспорт сельхозпродукции через Приморье демонстрирует рост: с 300 тысяч до 800 тысяч тонн, а в ближайшем будущем ожидается преодоление миллионного рубежа. На территории края планируется создание международного агропромышленного парка, который станет частью комплексной системы развития региона.
Китайским партнёрам всё нравится, они ждут и готовы заходить в МТОР. Только, говорят, у вас на Дальнем Востоке живёт меньше 8 млн человек, а сроки обновления инфраструктуры безнадёжно отстают от всех графиков.
«Основным преимуществом развития Дальнего Востока являются богатые энергические и минеральные ресурсы, – сказал Ван Сяоцюань, исполнительный директор Фонда по исследованиям реформ и развития (CITIC). – Китай и Россия могут совместно развивать эти ресурсы и проводить глубокую переработку. Китайские энергетические предприятия могут переехать на Дальний Восток, но не волнуйтесь, проблемы охраны окружающей среды на этих предприятиях будут все решены. Китайские предприятия быстро развиваются в таких областях, как машиностроение, электроника, могут создать производственную базу на Дальнем Востоке, использовать местные ресурсные преимущества и приоритетную политику для освоения российского рынка, азиатско-тихоокеанского рынка в целом. Россия и Китай обладают огромным потенциалом для развития сельскохозяйственного сотрудничества на Дальнем Востоке. Китайская сторона может создать стабильную базу поставок сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке, помочь решить проблему нехватки сельскохозяйственной инфраструктуры, такой как зерновые причалы, склады. Экспортировать в Россию оборудование и технологии для переработки сельскохозяйственной продукции, помочь повышать добавленную стоимость и конкурентоспособность на рынке сельскохозяйственной продукции. В целом перспективы развития Дальнего Востока и китайско-российского сотрудничества многообещающие, но ещё предстоит пройти долгий путь».