Новости Владивосток

«Биржа должна быть по любви»: рыбопромышленники призвали удешевлять логистику, а не вводить новые торговые площадки

В России основной промысел водных биоресурсов ведётся на Дальнем Востоке, а основной потребитель сосредоточен на западе. Уже несколько лет говорится о создании во Владивостоке «рыбной биржи» – как об одном из способов убрать посредников в цепочке логистики. Но по мнению самих рыбаков, биржа – это и есть посредник, в обязательном порядке она сделает только хуже.

На Восточном экономическом форуме обсудили вопрос внедрения биржевых механизмов как способа оптимизации цепочек поставок. Участники отрасли довольно лаконично ответили – биржа «в обязаловку» не нужна, это и есть посредник. А вот логистику надо «тянуть» сильнее.

Сохранить рыбу полезной

По словам главы Росрыболовства Ильи Шестакова, железная дорога больше не является основном способом перевозки рыбы по стране, хотя всё равно остаётся важной частью всей системы. Компании, которые работают с ж/д перевозками, развиваются и чувствуют себя неплохо. Но сейчас по новым проектам в рамках инвестквот планируют построить шесть современных логистических комплексов. Это должно помочь создать здоровую конкуренцию и не дать крупным игрокам слишком сильно влиять на цены хранения и перевалки рыбы.

Но есть серьёзная проблема – транспортный, особенно рефрижераторный флот сильно устарел. Если уже обновили добывающий флот, то и транспортный пора приводить в порядок. К сожалению, с темпами строительства не всё гладко. Из 106 судов, которые должны были быть готовы к 2025 году по инвестквотам, построено только 47. Это серьёзное отставание, и нужно думать о дополнительных мерах поддержки. При этом те суда, которые уже построены, показывают отличную эффективность. Например, новые корабли РРПК добывают по 50 тысяч тонн рыбы в год и больше.

Важный момент – это сохранение качества продукции на всём пути от моря до прилавка. Нужно обеспечить непрерывную «холодную цепь», чтобы рыба не теряла своих полезных свойств при перевозке. В общем, работа над логистикой продолжается, и ещё многое предстоит сделать, чтобы обеспечить эффективное продвижение рыбной продукции на внутреннем рынке.

Евгений Вейде, начальник Дальневосточной железной дороги ОАО «РЖД», сообщил, что ежегодно по железной дороге отправляется от 720 до 780 тысяч тонн рыбной продукции. В структуре перевозок происходят заметные изменения: растёт доля рефконтейнеров. Сейчас складские мощности загружены всего на 48%, при этом на полигоне находится более 600 единиц рефсекций и рефконтейнеров, ожидающих погрузки. РЖД готова существенно увеличить объёмы вывоза продукции. Инфраструктура портов Дальнего Востока позволяет хранить до 100 тысяч тонн рыбы, а для подключения рефконтейнеров к энергоснабжению предусмотрено 3500 мест. Значительное сокращение сроков доставки достигается благодаря формированию прямых контейнерных поездов. Если раньше рыба следовала по общим грузовым составам с остановками и переформированиями, то сейчас рефконтейнеры включаются в ускоренные маршруты. Это позволяет доставлять груз до Екатеринбурга минимум на 5 суток быстрее, а до Москвы – на 7 суток.

Рефконтейнеров сейчас в России достаточно, считает генеральный директор «Дальрефтранс» Андрей Гречкин. Ассоциация предприятий продуктового сектора оценивает свой парк примерно в 12 тысяч единиц, а всего в стране около 15 тысяч физических контейнеров. При этом основная проблема не в количестве оборудования, а в эффективности его использования внутри страны. Гречкин отметил, что биржа существенных преимуществ операторам не даёт. Опыт работы «в квазибиржевой системе» с 2012 по 2017 год показал, что бесконечные торги приводили к убыткам ниже себестоимости. Сейчас компания движется в другом направлении – заключает долгосрочные контракты с крупными игроками. И так поступают примерно все логисты и рыбопромышленники.

За последние четыре года убыточность перевозок значительно сократилась. Субсидии хорошо работают и активно предоставляются уже третий год. Но лимитированное восточное направление всё ещё создаёт проблемы. Рефрижераторные контейнерные поезда сейчас не имеют никакого приоритета по сравнению с обычными контейнерными составами. При этом существует серьёзная технологическая особенность: рефконтейнер невозможно погрузить в обычный полувагон из-под угля – для этого требуются специализированные фитинговые платформы. Проблема усугубляется тем, что если такие платформы задерживаются на западе страны, то возникает замкнутый круг: невозможно организовать обратную перевозку рыбы. При этом необходимо учитывать потребности в снабжении Крайнего Севера, Камчатки, Магадана и Сахалина, куда регулярно доставляются жизненно важные грузы с запада.

Для решения этой проблемы компания планирует выйти с предложением в Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) о введении особого статуса рефрижераторного контейнерного поезда. Это поможет улучшить ротацию специализированного оборудования, эффективнее использовать дорогостоящие контейнеры внутри страны и обеспечить бесперебойные поставки как рыбной продукции, так и грузов для северных территорий.

Особенности биржи

Владимир Ситнов, старший вице-президент «Сбербанка» объяснил, чем отличается российская биржа от иностранных вариаций. Классических рыбных бирж в чистом виде практически не существует. Современные торговые площадки представляют собой гибридные модели. В основном выделяют две формы: электронные аукционные площадки по норвежско-исландской модели, которые работают без физического присутствия участников, и площадки с физическим присутствием, подобные японским рыбным рынкам.

Однако внедрение подобных моделей в России сталкивается с рядом особенностей. У нас более высокая концентрация отрасли, значительно меньше участников как в добыче, так и в потреблении. Кроме того, российский рынок имеет ярко выраженную экспортную направленность, а логистические условия существенно отличаются.

Примечательно, что успешные биржевые площадки в мире создавались по инициативе самих участников рынка – рыбопроизводителей и кооперативов. Их главной целью было обеспечение защиты прав производителей и получение гарантированных цен. В текущих условиях российские финансовые институты готовы внедрять отдельные элементы биржевой торговли. Речь идёт о создании прозрачных систем торгов, обеспечении финансового гарантирования сделок и поддержке производителей. При этом эксперты подчёркивают, что главная задача не в устранении посредников, а в создании эффективной системы. Посредники на рынке выполняют важные функции – обеспечивают логистику и финансовое сопровождение. Полностью ценовых посредников на рынке практически не осталось.

Савелий Карпухин, генеральный директор РРПК, идею биржи полностью отверг и предложил её «уже прибить». Биржа, по его словам, станет ещё одним посредником в цепочке. На практике всё работает иначе: компания добывает и перерабатывает рыбу на судах, быстро замораживая, чтобы сохранить все полезные свойства. Затем напрямую сотрудничает с переработчиками, которые чётко обозначают свои потребности на год вперёд. РРПК согласовывает логистику с операторами, чтобы обеспечить стабильные поставки по предсказуемым ценам. Иногда компания идёт ещё дальше и работает напрямую с ритейлерами. Они сами выясняют потребности конечного потребителя, находят подходящего переработчика и организуют логистику под конкретный заказ.

Карпухин подчёркивает важность существующих трейдеров, которые обслуживают мелких потребителей. Например, ресторану в Иркутске может потребоваться небольшой, но очень специфический набор продуктов: 100 кг минтая, 50 кг нерки и два живых краба. На биржу он «за всей этот расчленёнкой» не пойдёт – слишком мелкий запрос. При этом и РРПК не может поставлять такие небольшие и разнокалиберные партии напрямую. В этом случае ресторатор обращается к местному оптовому продавцу. Трейдер не только обеспечивает нужный ассортимент, но и может предоставить отсрочку платежа, а также помочь с финансированием оборотного капитала.

Что касается качества продукции, РРПК инвестирует миллиарды рублей в современный флот и оборудование, чтобы улучшать качество производства. Биржа же, по мнению Карпухина, уравняет в цене хорошую и плохую продукцию, что противоречит интересам производителя. В заключение он предложил сосредоточиться на существующих эффективных механизмах работы, которые уже доказали свою результативность.

Цену Карпухин объяснил просто – 70% населения страны живет по ту сторону Урала, а 70% рыбы добывается здесь. Доставить из района промысла, то есть не из Владивостока, а прямо из Охотского моря, до Москвы намного дороже, чем в Роттердам, в Бремерхафен, в Кейптаун, в Абиджан... Сейчас рефконтейнер из Владивостока в Москву стоит около 8 тысяч долларов. В Европу и Южную Африку – 4 тысячи долларов. Если нужно поработать именно над стоимостью для потребителя, то как будто бы нужно пытаться удешевлять логистику.

С ним согласился Александр Панин, председатель НКО «Рыбный союз». Биржевой идее много лет, и она даже существует. Но популярностью не пользуется у рыбаков вообще. Это не выгодно. А главная проблема в том, что проект «рыбной биржи» существует умозрительно, он нигде не описан и не прописан. Это будет что – фьючерсные торги, физические товарные торги, продажи какого-то определенного объёма? От чего – от вылова или вообще от движения товаров на рынке? «Мы обсуждаем какую-то такую бутафорную историю, что рыбу хотят затащить на биржу. Почему, зачем?» – недоумевает Панин.

Все говорят об удешевлении рыбной продукции, чтобы она стала доступна потребителю (ну, если не дешевле, то хотя бы соответствующего цене качества). Но по оценкам экспертов, биржа «приклеит» на первом же этапе движения сырья минимум 2%. А дальше это будет только экстраполироваться: рыбная продукция будет добавлять стоимость для конечного потребителя. На биржу могут выходить финансовые спекулянты, они будут выкупать самую ликвидную и дефицитную продукцию для дальнейшей перепродажи. Никто их ограничить не может. Ритейлеры тоже не знают, зачем нужна биржа. Александра Сухарева, представляющая Х5, подтвердила, что им важнее долгосрочные контракты и поставщик с репутацией.

Управляющий директор Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Иванов призвал всё же биржевые инструменты «не демонизировать». Как только он сказал, что задачи продавать 100% товара через биржу не стоит, участники сессии как будто немного выдохнули. По версии самих биржевиков, эта площадка опрозрачивает существующие взаимоотношения. Биржа даёт прослеживаемость и гарантию поиска минимальной цены. Мелкооптовым компаниям она вполне может быть интересна.

В целом, на том и договорились: биржа – это хорошо, но по любви, то есть без обязаловки. Если это работающий, хороший инструмент, который всем нравится, позволяет решать задачи, туда придут трейдеры. Но делать это государственным вектором развития, пожалуй, не стоит.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта