При словах «шумные соседи» на ум обычно приходят ночные вечеринки на весь подъезд и безуспешные попытки дозвониться в полицию и участковому. Но иногда громким звуком не намеренно жить мешают коммерческие предприятия – жаловаться на них можно в Роспотребнадзор, что горожане и делают. С начала года в ведомство поступило более 200 обращений, причём по стройкам – только 11% жалоб, как ни странно. Гораздо чаще ропщут на работу вентиляции и холодильного оборудования в кафе и ресторанах на первых этажах – об этом каждое четвёртое сообщение. Нарушителем спокойствия оказалось даже открытое в этом году модное заведение «Сыроварня» на центральной улице Владивостока. Его владельцев оштрафовали и заставили снизить уровень шума.
За 11 месяцев 2025 года Владивостокский Роспотребнадзор получил 5478 обращений граждан. Из них в более 200 говорится об ухудшении жизни из-за шума. Удельный вес обращений от эксплуатации шумогенерирующего оборудования, установленного на пищевых предприятиях (вентиляционное, холодильное оборудование и пр.), от общего количества жалоб составил 24,5%. Ещё 15% приходится на шум от производственных объектов; 11% – от строящихся объектов, около 9% – на шум от тепловых узлов, лифтовых установок, оборудованных в жилых домах. Остальные жалобы бытовые. Например, когда у кого-то за стенкой так сильно тарахтит холодильник и мешает спать соседу.
«Все обращения принимаются к рассмотрению. В 70% случаях в квартирах граждан проводится государственный лабораторный контроль уровня шума на соответствие установленным гигиеническим нормативам, по результатам которого в адрес заявителя направляются материалы санитарно-эпидемиологической экспертизы», – говорят в Управлении. В остальных 30% случаев в выездах либо нет необходимости, либо обращения составлены не корректно.
Пожалуй, проще всего бороться как раз с шумящими ресторанами – их оборудование работает по прогнозируемому сценарию и легче зафиксировать нарушение. В январе этого года во Владивостоке на Светланской открылось новое модное заведение от известного ресторатора Павла Куксова «Сыроварня». Хоть оно и расположено в отдельном здании, практически вплотную стоит жилой дом, для жителей которого новое популярное место стало производителем шума и гула от работающей техники, вентиляции и вытяжки за стенкой.
«Мы общались непосредственно с хозяином «Сыроварни», который обещал всё устранить, давал номера телефонов администраторов и управляющих рестораном, но ничего не решалось. В итоге одна из собственниц квартир написала обращение в администрацию города, но там перенаправили в прокуратуру. Мы лично были на приёме у прокурора Ленинского района, и он пообещал помочь во взаимодействии с Роспотребнадзором», – рассказывает местная жительница Александра.
В конце февраля с прибором по замеру звука сюда нагрянули сотрудники ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Замеры показали, что уровень шума действительно превышает допустимый предел. В ночное время, исходя из протокола замера, при работе кондиционеров, вытяжной и проточной вентиляций и холодильных камер уровень звука составил 38,4 дБА при гигиеническом нормативе 30 дБА. В дневное время нормативы тоже нарушались. Замеры проводились в трёх комнатах жилой квартиры.
Суд признал, что шум может оказать неблагоприятное влияние на условия проживания и здоровье жильцов, и назначил ресторану штраф в размере 10 000 рублей.
Штраф ресторан оплатил, а вентиляционную трубу, торчащую из крыши в непосредственной близости к жилому дому, обклеили «шумоподавляйкой». В администрации «Сыроварни» Новостям VL пояснили, что с жильцами шумных квартир всё решили, претензий у них нет. Правда, некоторые жильцы уверяют, что тише не стало, и они намерены и дальше судиться и добиваться от заведения и дополнительных действий по снижению шума.
Если вас тоже беспокоят шумные соседи, можно обратиться в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и подробно описать проблему с указанием времени и адреса. Принимают обращения по электронной или обычной почте и на сайте.
Специалисты Роспотребнадзора после проведённых проверок и выявленных нарушений помогают составить обращение в суд. На базе Центра гигиены и эпидемиологии в Приморском крае много лет действует консультационный центр. Он расположен по ул. Сельской, 3-б. Здесь оказывают консультационные услуги как на личном приёме, так и по телефонам: 8 (423) 276-38-93, 8 (423) 271-21-54. Консультационные пункты расположены в городах Дальнегорск, Уссурийск, Находка, Спасск-Дальний, Арсеньев, Партизанск, Артём и в посёлке Кировский.