Во Владивостоке всё чаще фиксируют ожоги и интоксикацию от укусов медуз-крестовиков. Люди обращаются к медикам с жалобами на сильную боль, отёки, затруднённое дыхание. В соцсетях говорят о массовом нашествии. Но биологи утверждают – нет никакого нашествия. Медузы как жили в прибрежной зоне, так и живут – просто вода быстро и хорошо прогрелась, и люди открыли купальный сезон, нередко сопряжённый с такими встречами.
Отметим, что в прошлом году сообщения об активизации медуз начали поступать ещё раньше – в конце июня.
Руководитель центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Национального научного центра морской биологии ДВО РАН Сергей Масленников объясняет: медуза не появилась раньше, чем в прошлые годы. Просто из-за аномальной жары раньше прогрелась вода, и купальщики заполонили побережье:
«В холодную воду купальщики бы заходили в защитных гидрокостюмах – те абсолютно точно спасают от укуса медуз. Медуза находится в своём любимом доме, называемом прибрежные воды Мирового океана. И она оттуда никуда не делась».
У крестовика очень сильный яд. И Сергей Масленников, и другие сотрудники лаборатории не раз испытали это на себе:
«Медуза размножается и живёт в основном в зарослях морской травы – она очень маленькая и не может совершать длительные путешествия. Хотя мы, когда работала специальная программа по изучению медуз, встречали их даже в акватории Амурского залива, то есть достаточно далеко. И по иронии судьбы ровно тот, кто их изучал, получал ожоги».
Но в основном медуза и человек встречаются на мелководье, на глубине до полутора метров, и там, где есть трава. Крестовику в ней комфортно: трава разбивает течения и волну, там теплее и достаточно еды. По словам биологов, никакие антропогенные факторы – тральщики, либо сточные воды – не влияют на численность медуз. Более того, факт, что крестовик там есть, – показатель здоровья воды. Предложения победить медузу, убрав всю траву, по мнению биологов, абсолютно беспочвенны:
«Мы в таком случае победим самих себя. Потому что резко упадёт и чистота, И продуктивность прибрежных вод».
Людям советуют быть внимательнее. Если вода спокойная, лучше обходить травяные заросли.
«Когда море штормит или сильно волнуется, медузы всё-таки стараются держаться ближе ко дну, и там они менее опасны. Лучше купаться в зоне прибоя, в районе мысов. И не идти в воду вечером и ночью. В это время сложнее получить медицинскую помощь. Такое бывало не раз в Андреевке», – рассказывает Сергей Масленников.
И конечно, не приветствуется алкоголь. Не только потому, что купаться в таком состоянии смертельно опасно. Если нетрезвого человека ужалит медуза, он может не сразу понять, что происходит.
Последствия встречи с таким морским обитателем – это либо сильная ломота, боль в мышцах и суставах, либо удушающий кашель и затруднённое дыхание, а в 90% случаев всё это вместе. При этом стекание ослабленной медузы может вызвать и лишь аллергию – местное покраснение.
Развиваются такие реакции достаточно быстро – в течение 40-50 минут после контакта. Немного снять симптоматику помогут антигистаминные препараты, но при сильной реакции желательно ехать в медучреждение и госпитализироваться, так как только в больнице имеются блокаторы секреции медуз. Как уберечься от других обитающих в Приморье «ядовитых гадов», читайте здесь.
Отметим, что в Приморье установилась аномально тёплая погода. Во Владивостоке в июне и июле установлено уже три температурных рекорда, море тоже прогрелось необычно сильно. В таких условиях в воде можно встретить не только медузу: к берегам южного Приморья добираются и рыба фугу, и рыба-спинорог, и акулы.