Новости Владивосток

Дефицит бюджета Приморского края за 2024 год вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим годом

В минувшем 2024 году бюджет Приморского края не смог стать бездефицитным, несмотря на рост ряда экономических показателей. Расходы превысили доходы на 7,7 млрд рублей. Хотя 2023 год закончили с плюсом в 2 млрд рублей, таким образом разрыв между двумя годами превысил 9 млрд рублей. Однако в краевом правительстве объясняют, что ничего страшного не произошло, это чуть больше трети от изначально запланированного «минуса».

По итогам года краевой бюджет исполнен с дефицитом в размере 7,71 млрд рублей. Доходы составили 229,284 млрд рублей при плане 224,413 млрд рублей, или 102,2% к плановым показателям. Расходы при этом составили 236,994 млрд рублей при плане 245,684 млрд рублей, или 96,5% к плановым показателям.

На 29 млрд рублей выросли доходы по сравнению с 2023 годом. На 18 млрд рублей выросли расходы. На 20 млрд рублей увеличились налоговые доходы, но безвозмездные поступления (транши из федерального бюджета, поступления от негосударственных организаций, прочие поступления) уменьшились на 12 млрд рублей. В процентном соотношении бюджетов год к году доходы выросли на 103,88%, расходы – на 108,38%.

Вера Щербина неоднократно говорила, что дефицит бюджета не так страшен, как кажется. По закону предельный «потолок» дефицита составляет 15% от доходной части бюджета, то есть в нашем случае это 20,516 млрд рублей. 7,71 млрд рублей – это чуть больше трети от плана.

Тем не менее в 2023 году бюджет в итоге оказался профицитным, хотя ещё в октябре того года предполагаемый дефицит составлял 12,3 млрд рублей. В итоге он «закрылся» поступившими налоговыми и неналоговыми доходами.

Но в 2024 году этого не произошло, хотя могло быть и хуже. Например, в октябре 2024 года дефицит составлял 25,6 млрд рублей.

«Мы дефицит традиционно планируем в предельных объёмах, – прокомментировала Вера Щербина. – Это для того, чтобы заложить побольше расходов. Естественно, по концу года мы в силу разных причин перераспределяем средства, и таким образом по концу года дефицит у нас получается абсолютно разумный. Источником его покрытия являются переходящие остатки бюджетных средств. То есть мы не привлекаем коммерческих кредитов и не увеличиваем таким образом расходы бюджета».

Между 2023 и 2024 годом разрыв составляет 9,754 млрд рублей, а дефицит вырос на 477,1%, или почти в пять раз. Однако указано, что в отчётном году кредиты от кредитных организаций не привлекались (иначе долг был бы ещё больше).

 

Кассовое исполнение за 2023 год, тыс. руб.

Кассовое исполнение за 2024 год, тыс. руб.

Рост (снижение) 2024 г. к 2023 г. (%)

Всего доходов

220 713 511,68

229 284 551,90

103,88

Налоговые и неналоговые

170 453 955,28

190 686 732,93

111,87

Безвозмездные поступления

50 259 556,40

38 597 818,97

76,80

Всего расходов

218 669 379,02

236 994 680,05

108,38

дефицит (-), профицит (+)

2 044 132,66

-7 710 128,15

Х


Вера Щербина похвалилась тем, что план по собираемости налогов в 2024 году перевыполнен. Основную долю здесь составляет налог на доход физических лиц. Он поступил в объёме 73 млрд рублей. И это правительство связывает с повышением зарплаты, в частности, бюджетникам. Налог на прибыль поступил в размере 50 млрд рублей при плане 48,7 млрд. По природным ресурсам тоже перевыполнен – 3,66 вместо 3,22 млрд рублей. Налог на доходы при плане 7,2 млрд поступил в размере 7,9 млрд рублей. Доходы от использования имущества составили 2 млрд рублей. По штрафам поступило 2,7 млрд рублей.

В таблице расходов по функциональному исполнению (то есть не по программам) правительство указывает, что меньше всего отклонились от плана по статьям национальная оборона и СМИ. Но их удельный вес к общей сумме исполнения совсем небольшой. А 100% в графе исполнения к плану 2024 года есть только у межбюджетных трансфертов. 

Больше 99% исполнения у статей «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», у «Культуры и кинематографии», «Социальной политики». Худшими стали статьи дорожного хозяйства (ремонт и обслуживание дорог) и охрана окружающей среды – они не дотянули даже до 90%, не исполнив почти 3 млрд и 75 млн рублей соответственно.

Отдельным пунктом вынесено исполнение адресной инвестиционной программы Приморского края. Она осуществляется за счёт федерального софинансирования и исполнена всего на 79,6%, отстав от плана на 4 млрд рублей. Это, как пояснила Вера Щербина, в основном стройки. Цены растут быстрее, чем исполняются контракты. Плюс санкционные мероприятия, которые увеличивают сроки поставки материалов. Словом, причины как будто объективные. Правда, ни слова председатель правительства Приморского края не сказала о качестве документации, с которой начинается любое строительство.

Наименование раздела

Удельный вес отрасли к общей сумме исполнения

Отклонение от плана 2024 года, тыс. руб.

Процент исполнения к уточнённому плану 2024 года

1. Общегосударственные вопросы

3,98

-292 908,69

97,0

2. Национальная оборона

0,99

0,00

99,9

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,09

-13 880,17

99,7

4. Национальная экономика

18,98

-3 649 182,96

92,5

сельское хозяйство и рыболовство

2,40

-69 398,22

98,8

транспорт

1,44

-188 436,03

94,8

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

9,48

-2 959 339,79

88,4

5. Жилищно-коммунальное хозяйство

13,42

-1 462 012,77

95,6

6. Охрана окружающей среды

0,21

-75 205,44

86,7

7. Образование

20,46

-1 277 672,45

97,4

8. Культура, кинематография

1,31

-18 856,35

99,4

9. Здравоохранение

8,42

-1 017 830,23

95,1

10. Социальная политика

23,44

-329 614,19

99,4

11. Физическая культура и спорт

2,67

-532 005,12

92,2

12. Средства массовой информации

0,22

-456,47

99,9

13. Обслуживание государственного и муниципального долга

0,22

-18 196,95

96,6

14. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

3,60

-1 755,36

100,0

Итого расходов

100,01

-8 689 577,15

96,5

Справочно:

 

 

 

Расходы адресной инвестиционной программы Приморского края

6,62

-4 014 659,90

79,6

Другие расходы

93,38

-4 674 917,24

97,9

Итого расходов

100,00

-8 689 577,14

96,5


Согласно пояснениям, в статье «Охрана окружающей среды» не выполнены мероприятия по ликвидации свалок в городах, не построены дамбы в подтапливаемых населённых пунктах, не до конца исполнены финансовые обязательства по подъёму затонувших судов. Частично эти мероприятия были «довыполнены» в 2025 году.

По дорожным работам отклонения были вызваны с некачественным выполнением контрактов, в том числе по нацпроектам, дополнительными работами по проектированию и последующим отрицательным заключением экспертиз (например, на трассе Владивосток – Находка – порт Восточный), недовыполненными работами по обустройству дорог к землям для многодетных и других недостатков.

Объём государственного долга Приморского края на 1 января 2025 года составил 18,202 млрд рублей (бюджетные кредиты), или 9,5% от объёма доходов краевого бюджета без учёта безвозмездных поступлений. Утверждённый объём верхнего предела государственного долга Приморского края составляет 21,547 млрд рублей. Фактически «кредитная линия» уже занимает 84,48% от максимального. Объём расходов на обслуживание государственного долга Приморского края за 2024 год сложился в размере 518,9 млн рублей, или 96,6% от его утверждённого объёма.

Председатель Контрольно-счётной палаты Приморского края Дмитрий Виноградов сообщил, что отчёт об исполнении бюджета является объективным. Экономика Приморского края показала хорошую устойчивость, несмотря на некоторое замедление некоторых социальных и экономических индикаторов. Выросли в объёмах инвестиции, платные услуги, продукция сельскохозяйственного сектора. Но имеется снижение по отдельным индексам. Усматриваются риски по налоговым недоимкам. Краевой бюджет стал более независимым от внешних источников бюджета – межбюджетных трансфертов стало меньше на 23%. Нарушений в исполнении бюджетного законодательства не обнаружено.

Вопросов от депутатов не последовало, отчёт приняли единогласно.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Полная версия сайта