Тепло, вода и свет – то, без чего невозможно представить жизнь в городе. Особенно остро это ощущается, когда происходят аварии и люди, хоть и временно, остаются без этих услуг. Сколько во Владивостоке километров сетей и какая их часть аварийная или бесхозная, чем закончились масштабные раскопки в Первомайском районе и когда там проведут благоустройство, где в этом и следующем году будут менять трубы? О крайне непростой, но важной сфере городской жизни в интервью Новостям VL.ru рассказывает заместитель главы Владивостока по вопросам топливно-энергетического комплекса Роман Чернявский.
Теперь и аудио-, и видео-, и текстовую версии интервью можно слушать, смотреть и читать прямо у нас на сайте! Видеоинтервью мы также опубликовали на нашем YouTube-канале. А послушать аудиоверсию также можно на специальном сайте или в Telegram-плеере, где собраны все выпуски наших интервью. Там же можно подписаться на наш подкаст, чтобы получать уведомления о новых выпусках прямо в мессенджере.
– Роман Владимирович, здравствуйте. Насколько я знаю, вы в администрации города работаете около полугода, но при этом имеете большой опыт в сфере ТЭК.
– Совершенно верно. До этого моя работа была связана со сферой ЖКХ. Это были Городские тепловые сети, которые сейчас называются МУПВ «ВПЭС», Примтеплоэнерго, краевая Корпорация развития жилищного строительства. К работе в администрации Владивостока я приступил в конце ноября, когда отопительный сезон был в самом разгаре. Только прошли новогодние праздники, и 4 января поступил ряд жалоб от жителей бухты Тихой о том, что батареи в квартирах холодные. Я принял решение собрать комиссию из представителей ВПЭС, ДГК, управляющих компаний. Вместе мы осмотрели 35 домов, выявили неправильную регулировку системы теплоснабжения, завоздушивание системы. У ДГК параметры были в норме, у ВПЭС порывов не было. Проблемы оказались у управляющих компаний, им сделали предписания, в итоге теплоснабжение в тех квартирах, где были холодные батареи, восстановили.
– По прошествии полугода на посту замглавы, как можете оценить состояние наших сетей в городе?
– По сравнению с нулевыми, десятыми годами, конечно, есть большие улучшения.
– В целом, я так понимаю, отопительный сезон достаточно спокойно прошёл?
– Да, безусловно. Порывов было намного меньше. По сравнению с отопительным сезоном 23-24-го годов в сезон 24-25 у ВПЭС снижение на 27% – с 1385 до 966. У ДГК, держателей магистральных сетей, было 12 порывов (+50%, было 8), КГУП «Примтеплоэнерго», которое обслуживает островные территории и пригород, – 27 (было 32 порыва, снижение на 16%).
Нужно сказать о том, что зима была мягкая в этом году, температурный график был не такой низкий. Но всё равно, с 2022 года была проделана огромная работа по перекладке труб на самых аварийных участках, и это даёт свои результаты. Первомайский район, наверное, самый ветхий по тепловым сетям, поэтому на него и делали акцент в первую очередь, когда принимали решения по замене.
– В 2019 году специалисты ДГК оценивали износ магистральных линий в 60-70%, разводящих ВПЭС – на 90%. Вот за эти пять лет, с 2019 года, какая динамика у нас?
– Положительная динамика есть, комплексные работы по замене теплосетей ВПЭС проводит с 2021 года, на сегодня уровень износа муниципальных сетей ниже, он оценивается примерно в 84%, объёмы ремонтов растут. В 2021 году было заменено около 17 км сетей, в 2022-м – 19. В 2023-м – уже 44 км, в 2024-м – 46 км.
– А сколько всего во Владивостоке километров электро-, тепловых и водяных сетей?
– У нас несколько сетедержателей. Если про тепловые сети говорить, то ДГК – это магистральные, ВПЭС – межквартальные, Примтеплоэнерго – островные территории и пригород. Всего у нас около 1500 километров теплосетей в однотрубном исполнении. Это очень много – как до Хабаровска и обратно протянуть магистраль. Из них самые протяжённые сети у ВПЭС – около 1050 км. У ДГК – 200 км, у Примтеплоэнерго – 130 км.
Если говорить про электросети, то тут ещё больше протяжённость, около 4800 км всего. И опять же, большая часть у ВПЭС, около 3800 километров. Дальше у нас идёт ДРСК и Оборонэнерго, они приблизительно равны – по 800-850 километров у каждой сетевой организации.
Водяные сети – это одна организация, Приморский водоканал, у которого 800-900 километров сетей водоснабжения и чуть меньше, 700 километров канализационных труб водоотведения.
– Есть понимание, какая часть этого хозяйства и в каких объёмах требует замены?
– Аварийные участки известны, их и хочется отремонтировать как можно быстрее, но здесь многое зависит от финансирования. Каждый год мэрия старается выполнять максимум работ.
Мы хотим сделать так, чтобы план ремонта был понятен не только сотрудникам мэрии и краевого правительства, которым по должности это положено, но и жителям. Сейчас с коллегами делаем тепловую карту Владивостока. Это такая максимально наглядная схема, на которой будет чётно видно по районам, где и какие порывы фиксировались за последние три года. И, соответственно, где срочно требуется капитальный ремонт. Такая тепловая карта поможет специалистам – наглядно видно, какие участки сетей нужно проектировать под перекладку в первую очередь. И будет полезна жителям – они заранее будут знать, в каком году, условно, на их или соседней улице будут менять сети.
Что касается проектирования участков под будущий ремонт, то в этом году мы направим на эти цели 110 млн рублей. Часть контрактов уже расторгована, в ноябре получим результат. И чуть позже, после завершения гидравлических испытаний, обязательно представим тепловую карту, в том числе с планами на 2026 год, главе города, надзорным органам, депутатам, жителям.
– А в этом 2025 году какое количество сетей планируется менять?
– Планируем заменить около 35 километров тепловых сетей. Часть из них магистральные и находятся на балансе ДГК, часть обслуживает ВПЭС. Также будет заменено около километра сетей холодного водоснабжения и канализации.
Многое ещё зависит от того, как пройдут гидравлические испытания. Там, где после подачи повышенного давления были порывы, конечно же, требуется замена. Поэтому цифры могут меняться в сторону увеличения. Источники финансирования сейчас ещё тоже корректируются и уточняются. Но основные работы у нас начнутся уже скоро, в середине - конце июня. Точно могу сказать, что в этом году замена тепловых сетей пройдёт на участке улицы Борисенко, где было очень много порывов. И на Красного Знамени, там у нас уже начались работы.
– А в следующем году будет вновь сделан упор на Первомайский район?
– Не только. Порывы регулярно фиксируются во всех частях города, трубы везде требуют замены. Но в Первомайке есть одна территория, где точно будут масштабные работы, акцент будет на бухте Тихой.
– Сколько у нас строится новых сетей ежегодно? И сколько требуется нашему городу для того, чтобы свести количество аварий к минимуму?
– За 23-24-й годы было построено 8 километров тепловых сетей, 18 км сетей водоснабжения и 14 км канализации. Но здесь нужно объяснить, что эти цифры сами по себе ничего не говорят. Обычно новые сети строят по заказу застройщиков. В каждом конкретном случае для подключения нового объекта нужно выполнение техусловий – это может быть прокладка новой сети, строительство ТП (трансформаторной подстанции. – Прим. ред.), замена труб с увеличением диаметра, реконструкция ЦТП, ТНС и т. д. (центральных тепловых пунктов и тепловых насосных станций. – Прим. ред.).
– С учётом всех построенных сетей достаточно ли их, чтобы обеспечить нынешние потребности города?
– В целом сейчас хватает, но мы с коллегами из сетевых организаций и правительством края идём на опережение, заранее закладывая новые мощности. В планах есть разработка концепции развития питательных центров распределительных сетей для того, чтобы у города был запас по мощности.
Есть отдельные районы города, где постоянных сетей сейчас вообще нет, а они там нужны. На острове Попова многодетные семьи получили земельные участки, но остров отрезан от централизованного электроснабжения. Задача номер один, поставленная правительством Приморского края и главой города, – сделать так, чтобы оно там появилось.
Сейчас в стадии завершения проект, по которому электросети будут протянуты через пролив Старка. Есть два варианта исполнения – либо это будет воздушная линия, либо подводная по дну. Проходят селекторные совещания, мы рассматриваем потенциальных подрядчиков, у которых есть опыт по таким проектам, потому что работа действительно сложная. И необходимы большие средства.
Такая же ситуация с участками для многодетных семей на Артековской, на Емаре. Там очень много их было выделено с 2015 года, но, к сожалению, без инфраструктуры. Сейчас мы со ВПЭС и ДРСК готовим план действий, как будем решать этот вопрос.
– Вы затронули тему нехватки электричества на некоторых территориях. Хочется спросить про новые дома, которые всё чаще строят на электрическом отоплении. Насколько таких зданий много и насколько это большая нагрузка на электросети?
– Да, в последние годы некоторые застройщики действительно уходят от централизованного теплоснабжения полностью на электричество. В данный момент во Владивостоке 157 домов на электроотоплении, это всего лишь 1% от всех домов в городе, довольно небольшое количество. Здесь всё зависит от технических решений проектировщика и возможностей сетевых организаций.
– В начале этого года краевое правительство сообщало о том, что 10 мегаватт ТОР «Приморье» перебросят на подстанции Надеждинского района, где есть энергодефицит. Это много или мало? Сколько энергии, например, требуется нашим островным территориям, Трудовому, Береговому, сколько есть сейчас?
– Если говорить про Надеждинский район, безусловно, ситуацию там лучше знает краевое минэнерго. Если мы говорим о Попова, куда мы хотим тянуть сети, там мы проектируем 4 мегаватта. На Артековской мы закладываем больше, с перспективой на будущее. Там много земельных участков, и не все многодетные семьи готовы сразу же сейчас строить дома. Но как только поймут, что будет электроснабжение, они это делать начнут. На Артековскую мы планируем заложить в проекте уже 10 мегаватт.
– А Владивосток сколько потребляет мегаватт? Или это некорректный вопрос? Это же всё равно по подстанциям идёт, это распределяющаяся сеть.
– Не готов ответить, сколько всего потребляет город, это сложно всё вместе суммировать. У нас есть объекты Россетей, ДРСК, ВПЭС.
Здесь нужно скорее говорить об авариях, которые, к сожалению, случаются. Когда происходят два-три аварийных отключения, то сетевая организация выезжает и готовится к плановому отключению, чтобы привести сети в порядок.
Бывает, к сожалению, так, что какой-то подрядчик что-то строит и рвёт кабель. Социально значимые объекты, такие как больницы, школы, переключают почти сразу, а жилым домам приходится по три-шесть часов сидеть без света, пока идёт плановая работа именно по переключению на другую линию.
– Нет, я скорее о том, что есть такой тезис, который со всех трибун звучит, что у нас на Дальнем Востоке энергодефицит.
– То, что не хватает в крае генерации, – это отдельная большая тема. Насколько я понимаю, для решения этой проблемы между Приморьем и Хабаровским краем планируется строительство атомной станции. Мы со своей стороны общаемся с краевым министерством энергетики и просим планы, когда и на сколько будут добавлены энергомощности Владивостоку, чтобы мы могли эти показатели учитывать в своей работе.
– Нам регулярно жалуются горожане на отключения света по одним и тем же адресам. Почему так происходит?
– Оперативно за пять минут выявить причину конкретного отключения, к сожалению, не всегда возможно. Бывает, где-то на подстанции что-то случилось. Или это обрыв кабельной линии. Но когда, как вы сказали, отключают одни и те же адреса, тут нужно понимать, что рвётся в разных местах, но приходится отключать всю линию. Соответственно, некоторые дома попадают, да, второй, третий раз и так далее.
Мы с сетевыми организациями проговорили, что если случились один-два порыва по одному адресу, то они выезжают и уже планово начинают замену электрокабеля.
Ещё одна причина отключений – тот самый электродефицит. В летний период, когда кондиционеры включают, потребляемая мощность растёт, и в слабом месте (на сетях или на подстанции) происходит авария. Здесь могу только заверить, что специалисты мэрии, ВПЭС и других сетевых организаций стараются максимально быстро её устранять.
– Недавно был очень актуальным вопрос про газификацию частного сектора и, в принципе, про газификацию, когда пересматривались нормативы потребления электричества. Как у нас с этим обстоят дела?
– В этом году работа по газификации частного сектора проходит на Камской, Неманской и Рионской. В 2026 году у нас планируется догазификация домов на Лесной и улицах в промежутке от «Зари» до «Спутника». Это Фортовая, Раевского, Пржевальского, Дежнёва, Лаптева, Курильская, Буреинская и переулок Родниковый.
Те, кто живёт на этих улицах, могут обратиться к нам, в управление ТЭКа или подать заявку в Газпром. Последние проводят газопровод до границ земельного участка, дальше жители сами могут выбрать компанию, которая их подключит непосредственно к дому.
– А есть ли у нас в городе котельные на газе, которые питают многоквартирные дома?
– К сожалению, в городе пока всего одна такая котельная. Она питает ЖК «Изумрудный», эту работу курирует ООО «Энергия». Впрочем, в ближайшие годы у города будет возможность перевести на природный газ две муниципальные котельные – в 2024 году было построено 4,3 км распределительного газопровода для снабжения котельной № 61 и 3,4 км таких же сетей для котельной № 79, они находятся в ведении Примтеплоэнерго.
Думаю, что в ближайшие год-два эти котельные вместо угля или мазута уже перейдут на газ, это даст более качественное теплоснабжение и улучшит экологическую ситуацию. С точки зрения себестоимости это тоже дешевле.
– Давайте вернёмся к масштабным раскопкам 2023-2024 годов, которые «Сибэнергомаш» проводил в Первомайском районе и не только. После таких масштабных раскопок были сделаны выводы о том, в каких объёмах в дальнейшем лучше планировать работу? Кажется, что как будто бы очень много объектов решили сделать, но не всё успели. И до сих пор некоторые дома ждут благоустройства после того, как трубы были заменены.
– Действительно, объём для города Владивостока был большой. Больше 20 километров «Сибэнергомаш» за два года поменял. Это и большие трубы, и подводящие к домам.
Изношенность сетей в Первомайском районе действительно очень большая. Было принято решение сделать максимально много работ в очень короткие сроки. И упор был – смонтировать новые трубы «в железе», а в конце 2024-го и в 2025 году – провести планировку территории и благоустройство.
Вопросов к срокам работ у нас к «Сибэнергомашу» остаётся много, но хочу сказать, что это единственная компания, которая вообще вышла на этот тендер. Никто из местных не захотел участвовать, а «Сибэнергомаш», сибиряки, взяли на себя такую ответственность.
Да, тот изначальный план выполнить не удалось. И есть несколько причин. Во-первых, требуется время на проектирование. Далее свою роль сыграла ограниченность строительного сезона. У нас отопительный сезон заканчивается в начале мая. После этого нужно раскопать, заменить трубы, сделать опрессовку, установить лотки, плиты перекрытия и т. д. Ещё сложность была в том, что за годы очень много разных объектов появилось в местах, где закопаны сети – детские площадки, стоянки, гаражи, различные строения и надстройки. Отдельная история – бесхозные сети. И сроки затянулись. Я сейчас, безусловно, не оправдываю «Сибэнергомаш». Говорю лишь о том, что подрядчик столкнулся с очень разными проблемными ситуациями, решение которых сдвигало сроки.
После объезда территорий зимой «Сибэнергомашу» и заказчику работ (МУПВ «ВПЭС») были поставлены задачи улучшить контроль качества, сверить дорожную карту.
– Когда работы по благоустройству в Первомайском районе будут завершены?
– В начале июня мы проводили совещание с подрядчиком. Сроки по планировке участков и асфальтированию стоят июнь-июль. Конец июля – это крайний срок. Там, где сейчас возможно после планировки привезти чернозём, восстановить детские и спортивные площадки, эти работы они сейчас выполняют.
Мы будем торопить, безусловно, это также у меня на контроле. И я уверен, что «Сибэнергомаш» выполнит свои обязательства. Если нет, то, конечно, будет суд, штрафные санкции. Сейчас мы параллельно принимаем и обращения жителей. Многие приходят лично на приём к нам в мэрию. Я часто сам выезжаю на адреса, откуда поступают обращения, разбираюсь, подрядчик подписывает гарантийные письма.
– Вы проектируете сети, чтобы уже в 2026-м, я так понимаю, снова начать капитально и масштабно рыть. Нет ли опасения, что опять всё может затянуться, в том числе и восстановление благоустройства?
– Здесь многое будет зависеть от порядка и условий финансирования. В случае с работами 23-24-го годов были жёсткие сроки реализации. Такие работы не удалось провести в срок в том числе из-за нехватки кадров у подрядчика. Если будут выделены средства на такие же глобальные раскопки, мы, возможно, будем дробить эти работы по закупкам, чтобы как можно больше работ было сделано. И не отдавать всё на откуп одной компании, которая будет откладывать сроки реализации.
Что касается взаимодействия ведомств, у нас есть хороший пример, совсем недавний. Участок на Мордовцева, где ведётся благоустройство территории. На участке в 300 метров есть тепловые сети ДГК, электрические и тепловые сети ВПЭС, трубы Примводоканала. Нужно было выполнить перекладку перед благоустройством территории, а нашему управлению – организовать координацию. На Океанском проспекте работы были закончены в воскресенье, 18 мая, на день раньше планового срока, чтобы не создавать пробок в будний день.
У нас в этом году предстоит работа с ДГК, на Бестужева. Мы будем стараться максимально быстро завершить ремонт, работы будут проводиться в том числе и по ночам. Я лично и мои коллеги очень стараемся и хотели бы, чтобы в этом году и в следующем люди получали как можно меньше негатива от сетевых организаций.
– Улицу Мордовцева вы привели как пример того, как хочет мэрия работать дальше по тем территориям, где планируется благоустройство?
– Всё верно. Глава поставил задачу, что если где-то планируется благоустройство, сети должны быть отремонтированы, чтобы в дальнейшем не вскрывать асфальт. И чтобы делали это в максимально короткие сроки.
– Так или иначе, когда какие-то большие глобальные работы проводятся, это всё равно упирается в людей. Нам хватает кадров, подрядчиков?
– Мы с вами обсуждали «Сибэнергомаш». Это был крупный проект, на который никто, кроме этой компании, не вышел. Но и они не успевали сразу везде. Если мы говорим сейчас точечно про аварийные ситуации в отопительный сезон на сетях ВПЭС, то, безусловно, бывает, за день происходит пять-семь-десять аварий, порывов теплотрасс. В таких случаях часть ремонтов выполняет ВПЭС собственными силами, часть сразу же – заранее законтрактованная подрядная организация.
Если мы говорим о глобальных работах, безусловно, это всё проходит по госконтракту, по ФЗ-44, это бюджетные деньги. В торгах не только приморцы могут участвовать, но и организации из других регионов. Собственно, так у нас в городе «Сибэнергомаш», сибирская компания, и оказалась.
– Вы упоминали, что когда «Сибэнергомаш» проводил работы, было найдено в том числе большое количество бесхозных сетей. В представлении обычного жителя, это, наверное, странно слышать. Как такое явление вообще возможно, когда огромная действующая труба, условно, ничья? Кто и за чей счёт устраняет аварии на таких сетях?
– К сожалению, это очень наболевшая тема. Как такие сети образуются? Ну, например, было ведомственные жильё, сейчас этих ведомств уже нет. Были недобросовестные застройщики, когда компания получает точку подключения, прокладывает сети, какое-то время у себя на балансе держит, потом банкротится, либо что-то с ней ещё происходит, а сети остаются бесхозными.
Все аварии на них должны оперативно устранять сетевые организации. Если мы говорим про водоснабжение и водоотведение, это единственная компания у нас, Примводоканал. Они выезжают, устраняют порыв, засор. После этого мы совместно с управлением ТЭКа всё принимаем в администрацию города на баланс. А затем уже согласно процедуре мы передаём её обратно в Примводоканал, только после этого она становится подотчётна им. То же самое по теплу и электричеству.
Свежий пример. Улица Октябрьская, бывшее здание ДВГУ, где музей сейчас. Там был серьёзный порыв. Начали разбираться, чья сеть. Оказалось, что после переоформления документов ДВГУ вошёл в ДВФУ, университет передал здания на Октябрьской другим ведомствам, но не сети, они оказались бесхозными. Тогда, в отопительный сезон, не разбирались, чья сеть, работы оперативно выполнили по ЧС. После такой ситуации мы приняли этот участок на баланс, во ВПЭС. Однако стоимость работ, на которые были потрачены бюджетные средства, мы будем в любом случае взыскивать через суд. За последние три года на ремонт таких бесхозных сетей было потрачено свыше 15 миллионов рублей из городского бюджета.
– А какое количество таких бесхозных сетей у нас в городе, есть понимание?
– К сожалению, в полной мере нет. Вот ещё пример, ЖК «Лайф». Недобросовестный застройщик, обманутые дольщики, несколько домов. Фонд обманутых дольщиков зашёл достраивать. Образовались бесхозные сети, которые нужно принять на баланс и водоканалу, и ВПЭС. Надеюсь, что сейчас, после того, как появилась система с эскроу-счетами, таких ситуаций с жилыми домами больше не будет. Однако полностью исключить появление бесхозных сетей невозможно.
Сейчас город постепенно разбирается с бесхозными сетями в Снеговой Пади и на Патрокле. При передаче тепловых сетей, да и электросетей, не было вообще никаких документов – ни проектов, ни паспортов на оборудование. Поэтому сейчас принято решение принять это всё на баланс муниципалитета, разработать проекты, рабочую документацию. После этого заложить денежные средства на перекладку, ремонты.
Безусловно, жителей эти вопросы с бесхозными сетями не должны касаться. Я тоже как житель хотел бы, чтобы у меня всегда было тепло, светло и была вода. То, чем занимается управление ТЭКа мэрии и сетевые организации, это действительно очень сложная, кропотливая работа, которая, к сожалению, не решается за пять минут, или за один день, или даже за месяц. Есть процедуры, которые нужно соблюсти, потому что это бюджетные деньги. А бюджетные деньги – это отчёт, и надзорные органы проверяют, всё ли законно и правильно сделали.
– Мы сейчас много говорим о том, что есть разные сетевые организации, которые выполняют свой фронт работ. Как вы считаете, было бы лучше или хуже, если бы всеми сетями распоряжались не несколько компаний, а одна единая структура?
– Затрудняюсь сказать, хорошо бы было от такого решения или плохо. С одной стороны, да, есть плюс: если в единые руки всё отдать, есть с кого спросить. С другой, непонятно, как это в реальности организовать? В любом случае есть муниципальные сетедержатели, есть краевые (Примводоканал), федеральные структуры, как ДРСК, Россети. За столом переговоров нужно понимать, а кто готов взять себе всё или хотя бы часть сетей другой организации, той же ВПЭС? Таких прецедентов я не знаю.
– У нас последний вопрос на сегодня. Немножко помечтать, а может быть, наоборот, попланировать. Мы сейчас в 2025 году. Давайте представим город через 25 лет. Что бы вы хотели увидеть в 2050 году во Владивостоке, в вашей сфере ТЭК?
– До 2050 года загадать сложно, но долгосрочные планы до 2030 года у администрации города есть. Цель – заменить около 250 километров сетей. Безусловно, это очень серьёзная, большая работа, которую нам предстоит выполнить. Это работы на благо жителей города Владивостока. И я думаю, всё это выполнимо. В администрации города, правительстве края, в сетевых организациях работают очень достойные люди, профессионалы своего дела. И совместно, благодаря в том числе вашей редакции, которая часто освещает те или иные проблемы, у нас всё получится. На каждой планёрке у главы города поднимаются вопросы именно о том, какие жалобы поступают, и мы реагируем на них оперативно.
Безусловно, скоро мы представим визуализацию наших планов, тепловую карту, о которой мы с вами говорили.
– Спасибо за интересный разговор.
– И вам спасибо.