Остров Елены начинают осваивать с воды – сейчас на территории, где находится аварийный пирс со стороны канала, расчищают береговую черту. Когда уберут мусор, старые суда, руинированные незаконные постройки, будущий пляж немного досыпят и начнут готовить к приезду первых гостей. Уже в июле застройщик планирует устроить на берегу фестиваль, гастромаркет и первые экскурсионные маршруты. А об общей концепции освоения острова рассказал Новостям VL.ru архитектор Юрий Григорян.
Волонтёры разбирают мусор на берегу бухты Соловьёва острова Елены, а техника разбирает старые постройки у моря и вытаскивает из грунта остатки старого металла. В тени деревьев припрятан мощный генератор. С противоположной стороны канала, на Русском острове, роют траншею для прокладки подводного электрокабеля. Скоро на пляже острова Елены обустроят первую локацию – общественную территорию с летним кафе и гастромаркетом. Для туристов сделают первую, пока небольшую экскурсию до бывшего Дома офицеров. Запуск ожидают в июле.
«Мы убираем старый металл и мусор с берега, чтобы никто не поранился, позже немного шире сделаем береговую линию. В течение двух недель закончим прокладку подводного кабеля с Русского острова и приступим к обустройству пляжа, где планируем провести в июле фестиваль и гастромаркет. На острове провели акарицидную обработку, ещё одну проведём в июле. Также ведём работы по расчистке старых заросших дорожек, их оформим подсветкой и запустим пеший экскурсионный маршрут. Сохранившиеся постройки по максимуму будем восстанавливать, что ещё возможно, и они станут частью культурной и туристической жизни острова», – рассказали в ГК «Остов».
К полному восстановлению планируется казарма имперской эпохи из красного кирпича, от которой остались крепкие стены и не тронутый временем фундамент; легендарный туалет, способный выдерживать осколки 6-дюймового снаряда, царский ледник, Дом офицеров постройки 30-х годов. Также хотят заново сделать памятник воинам части № 51286, погибшим в 1942 году в боях под Сталинградом, который в 1966 году установил на острове силами личного состава располагавшийся здесь радиоотряд. Сейчас от него сохранился только постамент в очень плохом состоянии, но есть много фотографий, как монумент выглядел в свои лучшие годы (об истории острова и его объектов Новости VL.ru делали большой материал).
Это процесс не быстрый, но в ближайшее время основные «точки притяжения» расчистят от мусора и лишней растительности, оградят в целях безопасности, сделают архитектурную подсветку и установят информационные таблички. В дальнейшем экскурсионный маршрут планируют по острову закольцевать, проведя через все Ларионовские батареи и сопутствующие им объекты. Для прогулок расчистят старые крепостные дороги, в том числе полотно узкоколейной железной дороги, которая вела от погребков к батареям.
В части видения будущего острова Елены уже есть консенсус, хотя до «эстетики», то есть даже до архитектурной концепции, ещё далеко. Об этом корреспонденту Новостей VL.ru рассказал основатель и руководитель архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян.
«Идея, что туда придёт автомобильный мост, там будет марина, там будет общественный транспорт водный туда приплывать, автобус водный из города, – объясняет архитектор. Конечно, территория откроется. Туда можно будет приехать, приплыть. Мне кажется, очень красиво, потому что из центра города ты туда по воде можешь добраться за 15 минут. И при этом сразу попадаешь в совершенно другую атмосферу, потому что это заповедник. Там были воинские части, территория была закрыта. Такие ситуации создают заповедники, потому что никто не может на остров попасть, там вырастают всякие эндемические растения, природа, складывается уникальная экосистема. И это, конечно, райское место, совершенно просто чудесное на сегодня, с таким климатом в таком поясе найти трудно. Такие острова есть в Японии. Но туда надо ехать далеко от городов и на пароме плыть ещё минут 40. Вызов уникальный, потому что надо сохранить экосистему, поселить там людей, сделать кусочек городского пространства, чтобы люди там могли жить. Это и уникальная возможность, потому что можно сделать так, как все бы хотели: сделать набережную пешеходную, сделать пляжи, сделать всё, о чём мечтают, скажем так, в большом городе. Но в городе это удаётся с трудом, потому что он старый, и там этим не занимались предыдущие, предположим, сто лет. Это и вызов к современной архитектуре. Здесь же архитекторы ничего толком не придумывают, они пытаются в этом процессе как-то помочь, я бы так сказал».
Несмотря на то, что остров необитаем и на нём почти нет построек, строительство микрорайона не будет простым: окружающую среду необходимо учитывать. Характерное для территории «чистое поле», в котором можно было бы построить «рай для урбаниста», – это не совсем свободная пустота.
«Как раз приходится встраиваться, потому что там природа, там уникальные дубы, например, – объясняет Григорян. – Не бывает такого, что нет контекста. Просто он бывает природный, а бывает городской. На острове Елены – природный контекст. В нём останется часть парка, часть превратится в жилые кварталы, которые мы будем встраивать в этот заповедник. Там нет никакой свободы, а как раз больше ответственности, потому что их надо делать гораздо более компактными, чтобы освободить больше места. А при этом думать, как там люди будут жить, потому что одно дело – это старый город, другое дело – новый посёлок или город маленький, в котором должно всё как-то быть про людей. Тем более у всех есть опыт уже скопившийся – и неудач всяких, и каких-то удачных примеров. И это требует довольно глубокой работы. Но на самом деле, когда думаешь о людях, ситуация сразу упрощается. Чего бы они хотели, как они будут жить? Дети есть там. Люди любят спорт – где они будут бегать? Где будет детский сад, школа, кафе, магазины, где они будут что-то покупать? Они будут куда-то ездить, и к ним будут приезжать – то есть ещё такой момент внутреннего туризма. Это такое большое количество слоёв, и это не вопрос даже эстетики, а самого устройства жизни. И, конечно, есть уникальная возможность это создать».
Остров начнут «раскрывать» именно с пляжной территории, первого общественного пространства, работу над которым ведёт в том числе и владивостокское бюро Concrete Jungle. Этих архитекторов городской среды называют «бесценными партнёрами». Общий план в том, чтобы сделать насыщенную береговую зону, где и так была сильная антропогенная нагрузка, а дальше к центру острова делать её более разреженной. На месте старого причала будет насыпан небольшой земельный участок. Это будет набережная и торговая улица с кварталами, а также – рыбный рынок, который во Владивостоке мечтают построить уже второе десятилетие.
«Это будет точка роста, из этого места, где кончается канал, – говорит Юрий Григорян. – А потом другая точка, SPA-отель, который ещё вообще близко даже не спроектирован, но идут переговоры по этому поводу. Оттуда пойдёт несколько другая энергия другого отдыха. В принципе для тех людей, которые там будут жить, главное, конечно, что можно жить в хорошей экологии и как бы в парке. Так не очень часто случается. Здесь не будет очень большой застройки. Не будет этой энергии города. Но при этом до города минут 15 на катере. Или, если хочешь, на автобусе. И да, едешь прямо в центр Владивостока – такой вот контраст».
Микрокварталы, которые застройщик называет «деревнями», уже решили сделать более компактными, чем они изображались на первой схеме, чтобы сохранить как можно больше природного пространства.
«Красота – это такая вещь, которая сейчас не очень нужна, – говорит Юрий Григорян. – Здесь важно, чтобы был хороший масштаб. Были очень качественные пространства общественные всех видов, и городские, и парковые, и так далее. Была комфортная вообще для человека среда, хорошие квартиры, правильно подобранный микс каких-то магазинов. Красивый, например, рыбный рынок или гастромаркет, чтобы там как-то местная культура могла процветать. Архитектура, она выполняет свою строго определённую роль, я бы её не переоценивал. Будут разные архитекторы периодически приглашаться туда тоже, чтобы придумать какие-то истории. В принципе архитектура – это инфраструктура некоторая для жизни, особенно там. Но в целом здесь всё должно быть экологично, минималистично и максимально раскрывать природную среду. Будем к этому стремиться. Непросто этого добиться, потому что такой тип архитектуры требует понимания со стороны людей, которые это покупают. Усилий со стороны коллектива заказчика – объяснять, почему там нет пилястр и каких-то львов из мрамора. Это вопрос этический, потому что нет задачи произвести внешнее впечатление, кого-то этим удивить, а потом закрыться за забором на ключ и никого не пускать. А вот создать среду, в которой всем комфортно, она разнообразная, интересная, открытая, дружелюбная – это вызов. Вот это и будет решаться, конечно. Так-то, конечно, было бы проще – мы этого всего не создали, понастроили псевдодворцов с мраморными львами, и там никого нет. Ну, в принципе, и всё, вопрос снят. А здесь совершенно другой вызов, это именно построить для людей новое пространство, хорошее».