На комитете по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморского края сегодня обсуждали инициативу депутата Леонида Васюкевича о решении «тигриного вопроса», в том числе об отстреле конфликтных хищников на месте. Комитет решил инициативу не поддерживать большинством голосов. Васюкевич в процессе яростно спорил с заместителем министра лесного хозяйства Филиппом Шутовым и председателем комитета Андреем Андрейченко. А женщина из Занадворовки, которая представляла пострадавших от тигров жителей Хасанского округа, так и не добилась ответа, что делать людям прямо сейчас.
Подробно об инициативе Леонида Васюкевича Новости VL.ru рассказывали 18 мая. Вкратце – депутат предлагает закрепить приоритет человеческой жизни над тигром и всякими стратегиями по его сохранению; ввести обязательную компенсацию от государства за причинённый хищниками ущерб жизни, здоровью и имуществу; разрешить представителям правоохранительных и других уполномоченных органов отстреливать так называемых конфликтных тигров.
Депутат в своём выступлении перечислил эти пункты и добавил, что он не за истребление хищников, но выступает с целью защитить людей.
«Я просто расскажу историю, как относится правительство к этой теме, – горячо заговорил Леонид Васюкевич. – Это полнейшее бездействие. Вы отказали в круглом столе, когда я просил, это факт. Кстати, я хочу сказать, что мы шли параллельным курсом с губернатором, понимаете? Его обращение, которое было в адрес Козлова, где он писал то же самое, что надо наделить полномочиями по отстрелу уполномоченные органы. Это писал губернатор, и мы с ним были согласны. Но, к сожалению, буквально всё пошло не так. И вы просто коверкаете то, что предлагается мною. Когда центр «Амурский тигр» говорит, что изъято 94 тигра из природы, что-то никто не говорит, что это за 15 лет! То есть вы в год изымаете 1,5 тигра! Вот эта ситуация представляет опасность для человека, понимаете, и решать её надо. Мы предлагаем, а вот вы и правительство молчите об этом».
Андрей Андрейченко спросил, каким именно образом и в какой формулировке предлагается закрепить приоритет жизни человека над тиграми. Конституцию менять, что ли?
«Леонид Юльевич, не начинайте, – призвал депутат Андрей Андрейченко. – Никто не молчит. Вы же половину приводите некорректно и тоже молчите, что, например, увеличилось финансирование. Увеличилось количество специалистов по этому вопросу. Что мы рубки в этом году запретили. Что по дикому кабану договорились с фермерами, чтобы они их подкармливали. Охоту запрещаем, ограничиваем. Это вообще никогда не замечается».
Васюкевич заявил, что «это другое». Все эти «шишки и орехи» – не первопричина, а следующая смерть человека от тигра «будет на совести тех, кто принимал сегодня решение».
Андрейченко снова попытался объяснить коллеге, что если каждый встречный будет стрелять в тигра, просто проходящего мимо, то он, конечно, станет конфликтным. Ведь убить крупного хищника нелегко, но можно ранить так, что он не сможет охотиться и будет выходить к людям.
Автор инициативы попытался заявить, что на комитет не пустили некую общественность. Председатель комитета сказал, что кого просили, того пустили. А просил Васюкевич четырёх журналистов и общественников. Но ни одного эксперта или представителя ДВО РАН, например. Депутат сказал, что он «хотел пригласить Крестова [Павла Витальевича, директора Ботанического сада-института ДВО РАН]», а тот улетел в Санкт-Петербург. Андрейченко парировал, что депутат, который подал свою инициативу, не мог не знать, когда её будут рассматривать.
В конце концов перепалка на некоторое время прекратилась, и слово взял замминистра лесного хозяйства Филипп Шутов. Он сразу же заявил, что правительство Приморского края инициативу Васюкевича не поддерживает.
«Я вам расскажу про бездействие правительства. За истекший период года бездействующее правительство изъяло из природы уже 12 особей тигров. Это несколько больше озвученных вами полутора штук в год. Мы понимаем складывающуюся ситуацию с увеличением конфликтов, поэтому губернатор направил письмо в адрес президента Российской Федерации, там несколько тезисов и конкретных предложений (о них мы тоже писали. – Прим. ред). В том числе это изменение правил охоты, установление методики разрешения конфликтных ситуаций и так далее. Это обращение трансформировалось в поручение правительства Министерству природных ресурсов Александру Козлову. В начале апреля было проведено совещание под его руководством, на котором были приняты решения, что, во-первых, методики разрешения конкретных ситуаций с амурскими тиграми разработаны будут, мы уже направили предложения от региона. Сейчас в проработке они находятся в профильном департаменте, мы их еженедельно обсуждаем. И я уверен, что этот документ в ближайшее время своё проявление найдёт. По правилам охоты – все те предложения, которые предлагало правительство Приморского края по изменению сроков охоты, по возвращению калибров к тем параметрам, которые существовали до принятия последних правил охоты. И сейчас разрабатывается проект изменений в правила охоты, поэтому тоже в ближайшее время все увидят. По биотехническим мероприятиям мы продолжаем работать. Уверен, что это тоже принесёт результаты, как это делается сейчас с заготовкой кедрового ореха. Поэтому всё, что необходимо сделать, Приморский край уже делает, не дожидаясь подтверждения плана реализации этой стратегии и так далее. Что касается некоторых очевидных вещей, то есть по применению оружия. Уже сейчас нормы закона о полиции позволяют при необходимости должностным лицам оружие применять. Точно так же, как и органам охотнадзора. Поэтому случаи, когда это необходимо сделать, найдут своё отражение в методике, я в этом уверен. Но это не те случаи, когда кому-то показалось, что произошла конфликтная ситуация, а только в случае, когда есть прямая угроза жизни и здоровью человека или при необходимости для прекращения непереносимых физических страданий этого животного. Но это всё вполне прекрасно регулируется этой методикой, потому что вся нормативная база под это уже есть. В законе есть права должностных лиц о применении оружия, в законе есть понятие необходимой обороны, есть понятие крайней необходимости, поэтому просто я не вижу целесообразности на данный момент времени в принятии этого обращения именно в той риторике, которая нам предложена».
Васюкевича это не удовлетворило, но он снова не смог сформулировать, где и каким образом закрепить тот пресловутый приоритет. А стратегия, по его словам, никуда не годится. У него есть заключения от нескольких научных институтов, в том числе от Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской Академии наук, где указано, что документ составлен грубо, впопыхах, с ошибками. Но этого заключения депутат не представил. И в правильности подсчётов тигра он тоже сомневается, потому что их «всю жизнь считает одна коммерческая фирма», у которой и получается 700 тигров.
Андрейченко напомнил, что зимой на комитете принимали решение о проведении более частых подсчётов, чтобы как раз установить их точную численность. Центр «Амурский тигр», кстати, возражал против такой частоты. Они же против и инициативы Васюкевича, но от АНО никто на комитете не присутствовал, так что председатель обошёлся выдержками из их официального письма, подписанного Сергеем Арамилевым, где они указывают на признаки лоббирования браконьерства и некоторые передергивания, например, про отсутствие света и транспорта в посёлках, в чём как будто бы тоже тигры виноваты.
Слова попросила приглашённая жительница села Занадворовка, которая не представилась, но живописала свою встречу с амурским тигром: он пришёл к ней во двор 22 февраля в 23:40. Она услышала шум, открыла окно, а там тигр с её собакой в зубах посреди участка. На участке есть и ограждение, и освещение. Кошку это не остановило. Охотнадзор посоветовал напуганной женщине по темноте в туалет не ходить. С тех пор сотрудники трижды «прокатывались по улице» и ничего не сделали. Тигр продолжает бродить по Кравцовке и Нежино, давит собак до сих пор.
Филипп Шутов сказал, что в Хасанском округе за зиму было поймано пять тигров – это больше, чем во всём крае в прошлом году вообще. Ещё на двух есть разрешение на отлов, их ищут. На территории ООПТ «Земля леопарда» проживает 55 особей – но ловить их всех нет ни поводов, ни законных оснований.
Люди справедливо возмущаются, что тигры давят и давят собак. Шутов возразил, что статистически нападений становится меньше. Его собеседница парировала, что она ест капусту, он ест мясо, а статистически они оба едят голубцы.
Стратегия, которую начинают применять, бесспорно хороша. Но она даст свои результаты через несколько лет. И никто не знает, что делать с тиграми прямо сейчас. Правда, в этом случае не очень понятно, чем поможет инициатива Васюкевича, которая как будто дублирует существующие порядки, а никак не разрешает гражданам самостоятельно решать «тигриный вопрос».
Также женщина пожаловалась, что глава Хасанского округа Иван Степанов до сих пор не создал в Славянке группу по отпугиванию хищников вопреки наказу губернатора и попросила на него повлиять. Депутаты возмутились, а Андрей Андрейченко указал на Леонида Васюкевича – вот же ваш хасанский депутат, трясите его.
Словом, пострадавшая и замминистра друг друга не поняли. Шутов предложил женщине поговорить предметно после заседания комитета. Только с главой округа пообещали поработать.
Бурное обсуждение закончилось тем, чем и предполагалось, – инициативу Васюкевича решили отклонить. Но предложили её доработать хотя бы в части формулировок, чтобы внести заново.