Первый после Пасхи Родительский день, или День поминовения, в этом году выпадает на вторник, 29 апреля. На Радоницу принято поминать усопших, посещая кладбища. Жители Владивостока обычно совмещают это с уборкой. Но – как происходит уже не первый год – посетителей на пути к участку встречают многочисленные свалки. Что на Лесном, что на Морском кладбищах горы мусора лежат вдоль дорог, собранные в пакеты, а ещё больше отходов таится в глубине участков между могил. Но всё же в этом году на обоих местах захоронений заметны следы уборок.
Жители Владивостока, дождавшись наступления устойчивой весны и хорошей погоды, отправились приводить в порядок могилы своих близких. Даже в будний день на Лесном и Морском кладбищах людно. Участки освобождают от мусора, сухой растительности, веток, старых венков и цветов. Мусор складывают в пакеты и выносят к дорогам, где они лежат до того момента, как их вывезут специализированные службы. Недавно городская администрация рапортовала об усилении санитарных мер в преддверии Радоницы.
И на Лесном, и на Морском кладбищах следы уборки видны, но только вдоль основных дорог. Например, возле «шарика» ПВО на Морском кладбище долгое время была крупная свалка, а теперь её убрали. Но какое-то количество мусора там всё равно осталось.
Забиты мешками все мусорные контейнеры, а часть пакетов и старых венков стоит рядом. Но между дорожками на территории есть и менее приличные места складирования отходов. Пакеты стоят под забором самого кладбища, лежат на подъездной дороге. Между мешками и могилами бегают стаи собак.
На Лесном дела обстоят хуже, да оно и менее упорядоченное. Годами лежащие свалки, кажется, люди местами пытаются «облагородить» – убрать мусор с проходов, выложить брёвнами «границы». Но таких меньшинство. В основном все те свалки, которые корреспонденты Новостей VL.ru снимают несколько лет подряд, остаются на своих местах. И в лучшем случае не расползаются дальше. Нашлась бывшая свалка, где кто-то – посетители или работники – решили проблему радикально. Её сожгли.
Решить проблему можно и за деньги – заплатить работникам кладбища, чтобы они свалку вынесли своими силами. Цена зависит от объёма и сложности «логистики».
На центральной дороге между могилами лес из сухостоя, обваливающиеся ступени лестниц. С сопок бежит вода в разбитые ливнёвки. Так было и год назад – лучше не стало. Кладбище как будто выглядит чуть чище, чем раньше, но в основном всё осталось на своих местах. По горам мусора снуют белки, вороны и щекастые бурундуки.
Константин Шестаков говорил, что при въезде на кладбище посетителям будут предлагать пакеты для уборки мусора. Но за ними нужно обращаться в администрацию кладбища. Бежать наперерез автомобилю и насильно всучать мешок работники не будут.