Новости Владивосток

В будущем году музей Арсеньева благоустроит два объекта Владивостокской крепости, издаст книгу фотографий и проведёт новые выставки

Федеральный Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева успешно прожил первую пятилетку, за которую умудрился собрать огромный пул объектов Владивостокской крепости, получить компетенции, достойные принятия у себя в залах выставок подлинных сокровищ российских музейных фондов, провести масштабный фестиваль и стать полноправным участником многих полезных и нужных событий во Владивостоке. О том, как будет развиваться музей дальше, какие выставки ждут гостей в 2025 году и что будет с объектами Владивостокской крепости, рассказал директор Виктор Шалай.

Про музей и фестиваль

Для начала немного достижений. В прошлом году, по версии Национальной премии в области музейного дела им. Д. С. Лихачёва, музей Арсеньева стал музеем года. Это первый год учреждения премии, и владивостокский представитель стал первым её лауреатом.

«Это значит, что из 75 музеев в нашей стране эксперты решили, что наша деятельность достойна такого звания, за что большое спасибо в первую очередь всем моим коллегам», – говорит Виктор Шалай.

Деятельность музея уже вышла за рамки отдельно взятой институции по объёму работы. И зона ответственности вроде бы остается музейной, но всё больше включает в себя иногда вопросы совершенно других сфер.

«Иногда мы так скучаем именно по музейной работе, и одна часть музея завидует другой, которая делает выставки, делает экскурсии, – признаётся руководитель. – А нам в этот момент нужно заниматься кадастром, выделением земельных участков, постановкой на учёт, разработкой и утверждением зон охраны… Есть в этом направлении серьёзные победы, есть простои, но не потому, что мы плохо работали или кто-то нам мешал, а просто потому, что есть ситуация безвременья, в которой происходят некоторые процессы. Не быстро, не долго, просто надо ждать».

Этот год был Годом Владивостокской крепости. Его ознаменовал большой фестиваль, который проводили в первый и, возможно, не в последний раз. Композитор Сергей Филатов написал сюиту Владивостокской крепости. Давали её осенью на 13-м Пороховом погребе, завершая фестиваль, открывшийся произведением Карла Дженкинса Adiemus. Теперь музей рассчитывает «добрать» за предстоящий год внебюджетных средств, чтобы качественно записать сюиту и предъявить её на большую аудиторию.

В январе 2024 года музей объявил фотоконкурс для горожан «Твоё право на крепость». Обещали издать книгу и провести выставку. Последняя, по словам Виктора Шалая, уже работает – в дворике Музея города на Петра Великого, 6. Её не открывали с торжествами, но идти и смотреть уже можно. Книгу верстают, ожидается, что она выйдет в свет зимой 2025 года.

Более 250 архивных документов по просьбе музея приобрёл и передал в дар актёр Евгений Миронов – он снимает фильм про путешественника и исследователя Владимира Арсеньева и играет в нём главную роль. Ещё один немалый пакет документов передала Дальневосточная оперативная таможня – их изъяли у матроса, который нелегально пытался провезти ценности через границу. С этими документами идёт работа в стандартном режиме – хранение, атрибуция, размещение в фондах.

Про новые выставки

С 2025 года количество выставок музей уменьшит.

«Мы, создавая свою выставочную политику последние 10 лет, не просто делали репертуар музея, – объясняет Виктор Шалай. – Мы проводили большое исследование для того, чтобы всё-таки изучить аудиторию города Владивостока и понять те объёмы, пределы, вкусовые ограничения, которые свойственны жителям Владивостока, Приморья и Дальнего Востока. Выставка «Эпоха Фаберже» из коллекции Оружейной палаты Музея Московского Кремля – это было финальное, можно сказать, лабораторное наше исследование, которое дало вам не только возможность хорошего музейного переживания, но и недостающее знание о том, как мы будем строить свою выставочную площадку и политику дальше. И более того – настоятельно советовать опираться на эти понятые нами факты тем людям, которые определяют государственную культурную политику в этой части страны для того, чтобы не отапливать государственными деньгами небо, не говорить о неких абстрактных квадратных метрах, которые нужны для развития музейного отдела выставочной политики. Нужно апеллировать конкретными цифрами.

Мы будем делать меньше, потому что нужно концентрироваться не на количестве, а на качестве. Надо понимать, что у всего есть своя ёмкость. Вот эта шестая выставка с Музеем Московского Кремля ставит не точку, а запятую в ранее оговорённом взаимодействии с этим федеральным музеем. Мы очень признательны Елене Гагариной и Музею Московского Кремля, всем коллегам-реставраторам, экспозиционерам. Шесть лет мы росли на каждом музейном проекте с ними, мы росли в своих компетенциях, вырастая и мечтая дорасти до коллекции первого порядка, отчасти имея такое своё окаянство помыслить себя людьми, работающими в музее, могущими принимать такие коллекции».

Возможности взаимодействия с Музеем Московского Кремля не исчерпаны, это мягко говоря, но исчерпаны физические возможности музея им. Арсеньева. А повторяться никто не хочет.

«Я хочу честно сказать, что сдерживает сейчас в развитии экспозиционно-выставочном только отсутствие выставочных площадок, – говорит Виктор Шалай. – Мы сейчас дошли до того, что весь третий этаж Главного корпуса музея имеет все степени безопасности. Он, можно сказать, аккредитован для приёма любых коллекций, любого статуса экспонатов, будь это «Джоконда», Фаберже или какая-нибудь коллекция музейная. Но этого мало. Конечно, наверное, по потребностям и возможностям среднестатистического музея, находящегося в регионе, может быть, мы даже не в самой худшей ситуации находимся. Но это не мешает хотеть большего».

В будущем году продолжится проект «Коллекционируй Россию» – это гастроли больших, национальных музейных коллекций, которые хранятся не в Москве, не в Петербурге. Музей Арсеньева уже представлял берестяные грамоты, Ивановский ситец, Пермских богов. Сейчас приедет Владимиро-Суздальский музей-заповедник, обещает много интересного.

«Мы отмечаем так же, как и вся страна, в следующем году 80-летие окончания Великой Отечественной войны и Второй мировой войны и концентрируемся на Маньчжурской операции. Это наша сильная сторона в коллекции. Нам не то чтобы кажется несправедливым, но всегда это видно, как страна, совершенно справедливо утопая в радости праздника 9 Мая, оставляет позади вот эти дни, горестные для многих семей тоже, дни Маньчжурской операции, когда десятки тысяч солдат продолжали гибнуть за окончательную бесповоротную победу в этой страшнейшей войне, которая закончится только 2 сентября 1945 года. Мы просто подхватим эту радость 9 мая и продлим её на всё лето, буквально сопровождая эти три месяца до 2 сентября. Это будет одна выставка «117 дней после войны», – говорит Виктор Шалай.

А к новому ВЭФ в музее откроется выставка, посвящённая Русско-Американской компании, проекту по Русской Америке.

«Мы будем делать большой проект, первую серию которого сделаем в следующем году. Это проект по Русско-Американской компании, «наш ответ» Ост-Индской торговой компании. Ну, если хотите, это проект по Русской Америке. Хотя это очень узкое определение, которое не отражает в полной мере того масштаба действий и предприятий, которые возникли в конце 18-го – начале 19-го столетия. Они привели не только к нашему закреплению на Американском континенте, но и к освоению и открытию новых многих земель экспедициями, которые во многом и были профинансированы на средства Русско-Американской компании, в частности, кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского. Это, образно, следующая страница после Беринга и дальше, до присоединения Приамурья», – анонсировал Виктор Шалай.

Про День рождения графа Муравьёва-Амурского

С этого года у Владивостока, Хабаровска и Благовещенска появился ещё один праздник – День рождения графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского, нашего отца-основателя и человека, благодаря которому Россия приросла двумя миллионами квадратных километров территории, в том числе теми, на которых мы сейчас находимся.

В начале 90-х его прах был перенесён из Парижа в город Владивосток. Во всех трёх городах ему поставлены памятники, но не было ни одной памятной даты в связи с жизнью и деятельностью Муравьёва-Амурского.

«Вроде бы как-то и жилось спокойно без этого. Граф во Владивостоке покоится на горе, в принципе полуостров называется его именем, памятники стоят, ну вроде всё чин чинарём, – рассуждает директор музея. – И тут обнаружился человек из города Парижа, который нам сообщил, что у него на руках есть большой серебряный венок от благодарных жителей города Благовещенска, работы ювелира Овчинникова, поставщика двора Его Императорского Величества, который якобы был на могиле графа. В общем, он нас запутал сильно, мы ничего не поняли. Когда привезли прах в начале 90-х, там был венок. Этот венок хранится у нас. Он от благодарных жителей Владивостока, Хабаровска и Никольск-Уссурийского. А оказалось, что богатые благовещенские купцы скинулись своим кошем и положили свой венок. Вся эпопея с тем, чтобы выкупить этот венок и вернуть его в эту нелёгкую годину из Парижа на родину, заняла у нас немало времени и нервных сил, но дала одно из самых увлекательных музейных переживаний, да и человеческих тоже, за последнее время. Ничего нас так и не бодрило, как закрывающиеся границы, ограничения передачи валюты и всё остальное. Но мы увидели этот венок у себя, здесь».

Про Владивостокскую крепость

Что касается объектов Владивостокской крепости, то к концу 2024 года музею передано уже около 70 объектов.

«Плюс-минус пара объектов, может быть, в начале следующего года добавится, – говорит Виктор Шалай. – Но существенно имущественный комплекс нашего музея неизменен, нам надо разобраться с этими 70. В принципе здесь тенденция довольно хорошая. Большинство объектов крепости сегодня наделены обязательствами охраны, удостоверенными Министерством культуры. Каким бы это ни казалось странным, мы часто с вами встречаемся по вопросам, вроде бы касающимся разрушения каких-то памятников, но поверьте – в России очень строгое законодательство в области музейного фонда и в области объектов культурного наследия. Учитывая весь бюрократический объём, который нужно было преодолеть, чтобы зоны охраны установить, мы спокойны, потому что знаем, что такой же бюрократический объём нужно будет кому-то проверить, если он захочет эти зоны охраны нарушить. Если есть что-то, что мы в вечности оставляем для жителей города Владивостока, так это то, что мы вывели из-под застройки, вывели из-под угрозы разрушения, из-под угрозы самовольного захвата объекты, которые ещё вчера должны были пойти под снос. И пошли бы под снос, и нет в этом никакого сомнения. Не потому, что кто-то хотел разрушить именно крепость, а потому, что город развивается по своим законам. Читатель может справедливо заметить, что объект, переданный музею, сейчас выглядит совершенно таким же, каким был до. Да, остаётся – и останется таким ещё несколько лет, пока не дойдут руки до его комплексного благоустройства и приспособления. Пусть тому человеку, который смотрит из окна и говорит, ничего не поменялось на таком-то редуте, думается как раз о том, что вид из его окна уже никогда не будет застроен многоэтажками, занят автопарковками или чем-либо ещё, и от него зависит, какими кустами он будет высажен и цветами».

Музею при таком количестве объектов нужны «союзники» – это могут быть соседи по домовладениям, меценаты, спонсоры.

«Давайте всем миром её и приводить в порядок, – говорит Шалай. – В данном случае это не наша собственность, это собственность государства. А значит, что чуть-чуть нас всех. Это не означает, что все обязаны завтра принести в кассу по рублю. Но если к нам кто-то придёт с каким-то милым проектом благоустройства, мы будем рады. Или если человек выйдет с семьёй на какой-то субботник, а их мы проводим довольно много».

Про авторынок «Зелёный угол»

Цели убивать авторынок, ставший негласным символом Владивостока, не было, рассказал Виктор Шалай.

«Честно говоря, нет радости от того, чтобы числиться теми, кто сумел прихлопнуть торговлю японскими праворульными автомобилями на легендарном «Зелёном углу». Во-первых, торговля продолжается. Во-вторых, мы не посягали на «Зелёный угол». Просто «Зелёный угол» в своё время посягнул на крепость и значительной своей частью располагался на этом редуте. С тех пор, как объект стал музейным, мы были обязаны поднять эти вопросы. Нам вообще не пришлось ничего делать, кроме как выезжать вместе с представителями прокуратуры и Следственного комитета, принимать территорию, освобождённую от японских машин. Повторю, что не так устроен мир, чтобы музей нацелился тараном на какой-то отдельный субъект хозяйственной деятельности. Тем более что других объектов крепости, находящихся в упадке, тоже довольно много. Просто закон для всех один, о чём нам прокуратура напомнила. Это рынок, который в некотором смысле составлял часть идентичности нового Владивостока, являлся предметом благосостояния или новой жизни для многих людей. Давал кусочек какого-то нового рая в виде японского праворульного авто. Но он это делал, поедая огромный кусок наследия, на котором самозахватом обосновался. Об одном молимся просто – чтобы не начать доставать кости из того объёма мусора, которым завалены все рвы. Это всё кажется до какого-то момента милым, пока не возникает ощущения сизифова труда. Потому что горожане, администрация, Дума Владивостока, правительство Приморского края – все выходят на субботники и выгребают оттуда, выгребают мусор, которого меньше не становится никак».

Про застройщиков и спонсоров

У музея, конечно, есть партнёры, которые выделяют собственные средства на выставки и благоустройство огромного количества объектов. Но больших игроков, способных давать большие суммы на благоустройство объектов крепости, пока не много.

«Мы планируем, что партнёры будут добавляться, – говорит Виктор Шалай. – Тут таким серьёзным зачинщиком в хорошем смысле, подавшим пример, стало правительство Приморского края. По решению губернатора нам выделяется в следующем году довольно приличный грант, который мы как раз и отдадим на благоустройство Сапёрного редута № 4 в районе «Зелёного угла». В ближайшую весну мы продолжим его очищать, чтобы к концу года уже выйти на первый этап благоустройства – восстановление казармы, восстановление рвов, восстановление подземной части. Проект благоустройства должен зайти в Госэкспертизу к концу зимы. Мы надеемся, что появится новая благоустроенная зона на Сапёрном редуте, все постепенно забудут о перипетиях, о торговле японскими автомобилями, а все конфликты останутся историей. В конце концов, музей для того и существует, чтобы фиксировать историю».

Есть, кстати, ещё один объект Владивостокской крепости, на который готовится проект благоустройства и приспособления. Это форт № 12 на острове Русский. Он выбран не случайно.

«Таких объектов проекта 1910 года, таких масштабных, как 12-й форт, у нас довольно много. Но ни один из них не расположен так близко к кампусу Дальневосточного федерального университета, который является у нас приёмной площадкой для Восточного экономического форума, который каждый год проходит под председательством главы государства. Мы очень надеемся, что сумеем привести в порядок этот объект, и, может, через год-два глава государства всё-таки сможет осмотреть один из объектов Владивостокской крепости, где будет возможность поговорить о проделанном. Пять лет всё-таки это довольно много. Есть о чём отчитаться. И есть мечты, которыми можно поделиться. В конце концов, поручение о музеификации Владивостокской крепости было поручением президента», – объясняет выбор Виктор Шалай.

Объект сложный, но всё-таки находящийся в довольно хорошем состоянии. Форт № 12 – проекта 1910 года, а это автоматически означает огромный объект с большим подземным комплексом. Площадь его невелика, хотя он довольно компактный. Правый фланг его частично в руинах, но в целом этот объект по совокупности факторов является наиболее пригодным для частичного освоения.

Его левый фланг с точки зрения влажности, наносных явлений и следов освоения советскими воинскими частями почти в идеальном состоянии, там даже сохранилось большое количество оригинальных элементов. Музей хочет ввести в эксплуатацию в полной мере только эту часть. Там планируется восстановление орудий в кофре, подземной части.

Форт № 12 будут восстанавливать на внебюджетные средства спонсоров, которые пока называть себя не хотят. Но это освобождает от части обязательной бюрократии, поэтому в музее надеются уже к апрелю-маю разворачивать полномасштабные работы.

Есть несколько застройщиков, которые возводят свои объекты рядом с объектами Владивостокской крепости. Некоторые из них даже заявляют проекты благоустройства. К таким можно отнести батарею «Соболь» с одноимённым ЖК у её границ или Временное укрепление № 1 на Днепровской, 55, где строится ЖК «Агат».

Виктор Шалай говорит, что вопрос благоустройства от застройщиков — это «тонкий лёд». С одной стороны, компании готовы давать деньги, и за это им большое спасибо. С другой стороны, эти деньги лимитированы, и их не хватает ни на какой комплексный проект.

«То есть условия, в которых находится музей, называется «собери четыре донора и сделай проект благоустройства». Но пока мы собрали двоих на один объект. Если те люди, которые заявили о готовности финансировать проекты благоустройства на указанных объектах, скажут, что они готовы увеличить обещанную сумму в два раза, учитывая дешевеющий рубль, тогда мы можем серьёзно говорить о том, что эти два объекта могут уйти в работу».

Батарею «Соболь» ещё музею не передали, пока идёт процесс. А вот укрепление на Днепровской и вообще вся эта сопка целиком – одна сплошная боль.

«Если ситуацию на этой горе посмотреть с точки зрения какой-нибудь такой старомодной компьютерной игры, то есть герой в данном случае музей, который должен, например, поймать какие-нибудь неожиданно вырастающие из земли сталактиты и получить 50 каких-нибудь очков. Вот музей без конца бегает по этой горе и пытается понять, какая новостройка там возникнет. 50 этажей? 20? 25? 10? А вот тот участок перепродали, поехали по новой: 50, 30, 20? Это два или это один застройщик? Или опять два? Это местная компания или московская компания? Мы ходим по этой горе без конца. В конце концов, мы поняли, что у нас в огромном семействе Владивостокской крепости есть 70 объектов, которые наши. Я помню, что есть ещё 30 в реестре федеральных памятников, которые тоже требуют нашей заботы, хотя они не наши, но должны таковыми стать. В общем, наверное, мы сделали всё возможное для Укрепления № 1, чтобы этот объект вышел из зоны риска. Дальше пусть эту ответственность разделяют с нами все субъекты, которые отвечают за благоустройство этой части города. Потому что там предыдущие составы администрации города Владивостока с участками наворотили таких ситуаций, что мы не будем единственные с этим разбираться», – живо описал происходящее с горой Муравьёва-Амурского директор музея.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта