Для жителей Владивостока цены на японские автомобили как лакмусовая бумажка – по ним можно отслеживать изменения курса валют. Привезти машину сейчас с учётом доставки, пошлины и сборов стало дороже примерно на 10%, чем пару недель назад. Одни представители рынка уже говорят о значительном снижении спроса и предполагают, что клиенты будут отказываться от оплаты. Другие уверены, что заказчики будут корректировать бюджеты, а цены на аукционах в ближайшее время могут даже немного снизиться, подстраиваясь под российского покупателя.
Курс доллара впервые с марта 2022 года превысил 109 рублей. Одним из первых на падение рубля во Владивостоке отреагировал автомобильный рынок. Итоговая стоимость привозного автомобиля складывается из его цены в иенах на японском аукционе, фрахта, который оплачивается в долларах, и таможенной пошлины, которая рассчитывается по курсу евро. Сейчас 100 иен стоят 72 рубля, доллар 109 рублей и евро – 116.
«Представим, что вы клиент стандартной компании-посредника, которая работает через экспортёра. Вам выигрывают машину в пятницу и выставляют инвойс (счёт. – Прим. ред.), вы идёте в понедельник в банк его оплачивать. За эти дни курс взлетел, и ваша машина подорожала на глазах. Мы уже не говорим, что некоторые компании не закладывали в итоговую сумму плату за перевод и актуальные курсы коммерческих банков. В этих компаниях, скорее всего, есть отказы на этапе покупки авто, также как и на этапе таможни, если клиента заранее не предупреждают о возможности поднятия курса. Единственное, на что нельзя повлиять и узнать заранее, это таможенная пошлина, так как она зависит от курса евро на день подачи автомобиля в таможню», – объяснила Алиса, представитель компании WorldCar.ru.
Сейчас покупателям приходится корректировать бюджеты и ставки на японских аукционах примерно на 10%. Например, месяц назад литровый Toyota Yaris в хорошем состоянии проходного года можно было купить за 1,3 млн рублей, сегодня – уже 1,4 млн. Две недели назад 1,5-литровый Toyota Yaris Cross стоил бы 1,9 млн рублей, сейчас он обойдётся в 2,15 млн рублей. Разница в цене заметнее на более дорогих машинах и с бо́льшим объёмом двигателя – от него зависит размер пошлины. Некоторые эксперты уверяют, что спрос на японские авто уже упал и в ближайшие месяцы его не будет. Однако наша собеседница говорит, что спрос не изменился.
«Все хотят приобрести машину по «вчерашним» ценам, а японцы хотят отдать машину за ставку, к которой привыкли. Поэтому многие торги на аукционах сейчас заканчиваются статусом «не продан». Такое уже было, сейчас японцы немного скинут цены, делать им нечего. Пойдут на уступки, потому что российский потребитель – номер один в экспорте машин. А наши люди постепенно привыкнут к новым ценам и немного поднимут бюджеты», – подытожила Алиса, представитель компании WorldCar.ru.
Вполне вероятно, что японцы пойдут на уступки по ценам. Недавно, например, они уже пересмотрели понимание гибрида и разрешили россиянам вывоз «мягких».