Новости Владивосток

Приговор экс-мэру Владивостока Олегу Гуменюку отложили на 2023 год – адвокаты представили доказательства его невиновности

Экс-мэр Владивостока Олег Гуменюк встретит Новый год в СИЗО, так и не услышав свой приговор – по ходатайству стороны обвинения судебное заседание отложено, судебные прения продолжатся 10 января. Обвиняемый продолжает в суде настаивать на своей невиновности, а его адвокат два часа выступал на заседании в Ленинском районном суде 19 декабря, утверждая, что обвинение строится в основном на показаниях одного человека, предпринимателя Сергея Сиротина, которому было выгодно оговорить экс-мэра, чтобы уменьшить себе срок. При этом заявляя, что есть вещественные доказательства, что взятки глава города не получал.

Олега Гуменюка обвиняют по ч. 6 ст. 290 УК РФ и ч. 6 ст. 290 УК РФ – получение взятки в особо крупном размере. Ранее прокурор запросил для него 17 лет колонии – столько же, сколько и для его предшественника, другого знаменитого мэра Владивостока – Игоря Пушкарёва.

Эпизод 1: Кладбищенские взятки

Свою речь адвокат начал с доказательств по более позднему эпизоду. По версии следствия, Олег Гуменюк с декабря 2018 по февраль 2021 года получил 31,2 млн рублей от знакомого, который выступал в качестве посредника от представителей муниципального предприятия «Некрополь», «за общее покровительство и попустительство при оказании похоронных услуг».

По словам адвоката, обвинение по большей части основано на словах предпринимателя Сергея Сиротина, при этом его слова не подтверждены ни одним объективным доказательством.

К словам такого свидетеля адвокат просит отнестись критически по нескольким причинам. Во-первых, показания на Олега Гуменюка позволили в ходе следствия Сиротину заменить стражу на домашний арест, а затем на подписку о невыезде. Во-вторых, нужные следствию показания позволили переквалифицировать саму роль Сиротина с активного участника на всего лишь посредника. Разница велика – Сиротин в итоге получил четыре года лишения свободы, а прокурор сейчас по этому эпизоду Олегу Гуменюку запросил 10 лет.

Также адвокат отметил, что выгода Сергея Сиротина ещё и в том, что после дачи показаний в отношении него было немотивированно прекращено производство по ряду других эпизодов.

К показаниям Сиротина адвокат призывает относиться критически ещё и потому, что тот получил серьёзную черепно-мозговую травму в ДТП и сам рассказывал на суде, что принимал лекарства, которые могут влиять на способность критически оценивать реальность и свои поступки. В ходатайстве на проведение судебно-психиатрической экспертизы Сиротина защите было отказано.

После такой ремарки адвокат перешёл к противоречиям в показаниях. Считается, что деньги Гуменюку через Сиротина передавал бывший директор «Некрополя» Игорь Бабынин, сейчас его судят отдельно. Сиротин в ходе предварительного следствия говорил, что Бабынин не просил о покровительстве, потому что у него и так всё отлажено и он ни в чём не нуждается. А деньги он предложил платить за то, чтобы всё оставалось как есть. Сиротин сам без согласования с Гуменюком принимал решение о подборе необходимых ему сотрудников на ключевые должности, а также самостоятельно принимал решение по распределению сначала от Бабынина, а потом от заведующего кладбищами МУПВ «Некрополь» Евгения Шленчака денег. В том числе и по распределению этих денег между собой и Гуменюком.

На суде же Сиротин отмечал, что целью переговоров с Бабыниным о передаче от того ежемесячно 1,5 млн рублей было желание помочь тому стать монополистом на рынке ритуальных услуг и что якобы такие договорённости были согласованы с Олегом Гуменюком.

«Довольно существенная разница, – отмечает адвокат. – В суде он говорил, что действовал по указанию Гуменюка. А тут получается, что сам решил, как распределять полученные деньги. По сути, ранее оглашённые показания Сиротина говорят о том, что он был активной стороной переговорного процесса, а не посредником, как он пытался представить на суде».

Как следует из показаний Сиротина, деньги передавались Олегу Гуменюку, но даты и время он назвать не может. Однако он уточнил, что это происходило один на один, без свидетелей, в доме Олега Гуменюка. Как рассуждает адвокат, ситуация для органов следствия получилась не очень удобная – денег (предмет взятки) изъято не было, свидетелей передачи нет. И только один обличающий человек.

«Поэтому были предприняты действия. Сиротин на одном из допросов показал, что 27 декабря 2019 года, когда сам он был за пределами РФ, по его указанию сотрудник его предприятия Залевский забрал деньги у Шленчака, а потом передал 900 тысяч рублей Гуменюку. После того как передал – позвонил Сиротину и сообщил об этом».

Защита уцепилась за этот эпизод, изучила биллинги Залевского за этот день и установила, что в коттедже Гуменюка на Пушкинской он не был, с Сиротиным после этого не созванивался. А весь эпизод был нужен, чтобы искусственно сформировать доказательства виновности Олега Гуменюка. Также защита напомнила, что Залевский - работник фирмы Сиротина, а значит, зависимое от него лицо.

Остальные свидетели стороны обвинения, по мнению адвоката, ещё меньше что-то на самом деле доказывают. Завкладбищами Шленчак, который, как и Сиротин, заключил досудебное соглашение, отметил, что никогда не был очевидцем того, чтобы Сиротин передавал средства кому-либо, включая Гуменюка. Ему Сиротин только говорил, что часть денег передаются в мэрию, но как всё на самом деле устроено, ему неизвестно.

Даже сам «похоронный король» Бабынин не верит, чтобы Сиротин передал кому-либо деньги, полученные от него. Думает, что тот решал финансовые вопросы за спиной Гуменюка. Бабынин передал 4,5 млн рублей за то, что Сиротин поможет с поставкой печи в крематорий и вообще окажет помощь. Но никакой помощи, кроме устройства внучки в детский сад, он не получил. На предварительном следствии он отмечал, что деньги, как он считал, идут куда-то в мэрию, а не обязательно лично Гуменюку.

«Также есть эпизод с передачей под контролем ФСБ 4,7 млн рублей от Шленчака Сиротину. Якобы часть денег предназначалась Гуменюку. Однако ни у Олега Гуменюка, ни даже у Сергея Сиротина эти меченые купюры не нашли», - отметил адвокат.

Эпизод 2: Сговор на закупках

После представления всех доказательств по одному эпизоду адвокат перешёл ко второму, который в деле появился позже, но хронологически был первым. По версии следствия, ещё 6,9 млн рублей Олег Гуменюк получил в 2016–2018 годах от Сергея Сиротина, который в этом случае лоббировал собственный строительный бизнес. Гуменюк тогда возглавлял ГБУ «Хозяйственное управление администрации Приморского края» и якобы «совершал действия по приёмке и оплате услуг фирм взяткодателя, а также создавал условия для их победы на электронных аукционах».

По словам адвоката, поскольку речь идёт о 44-ФЗ, стороне обвинения требовалось доказать, что Гуменюк помог ограничить конкуренцию - создать заведомо невыполнимые иными контрагентами условия. И при этом помогал осуществлять беспроблемную приёмку выполненных работ. Как подчёркивает защитник Олега Гуменюка, Сиротин до заключения соглашения о сотрудничестве не подтверждал описанного следствием механизма совершения преступления.

«Тогда он говорил, что решил делить прибыль с Гуменюком, чтобы поддержать с ним хорошие отношения, но это не состав 290-й статьи, ничего противозаконного в этом нет. Однако после заключения досудебного соглашения он вдруг вспоминает о противоправных действиях. Описывает, что делился с Олегом Гуменюком частью прибыли, но так и не смог объяснить, зачем он это делал. Я ему этот вопрос задавал трижды в ходе заседаний, он так и не ответил».

По словам адвоката, в этом эпизоде много белых пятен. Например, не был допрошен ни один из свидетелей, имеющий отношение к формированию самой аукционной заявки.

«В отделе закупок работают 13 человек, а мы даже не знаем, оказывалось ли кем-то на них давление. При этом нужно отметить, что Олег Гуменюк не являлся членом аукционной комиссии и сам лично не мог определять победителя. То, что инкриминируется следствием, можно допустить, только если в ХозУ существовала целая преступная группа - те, кто формирует заявки на проведение аукциона, кто его проводит, кто контролирует проведение работ и её приёмку (планово-технический отдел). Одному Олегу Гуменюку такое сделать невозможно», – подчеркнул адвокат.

Как отмечает защитник, все указанные в деле договоры были изучены. Их немного – всего с 2016 по 2018 год между ХозУ и фирмами Сиротина было заключено 39 договоров, из них у фирмы «Вавилон» - 21, у «Владстрой» – 18. За тот же период ХозУ всего разыграло более 1500 закупок. Исследуемые договоры выполнены в установленные сроки, при этом на торгах были и другие участники, а значит, и ограничения конкуренции не было.

«Допрашивать директора «Вавилона» и главного бухгалтера следствие отказалось. Потому что тогда придётся признать, что механизм получения взяток, описанный Сиротиным, невозможен в реальности», – заявил адвокат.

«Правда дойдёт до людей»

В конце заседания Олегу Гуменюку дали возможность ответить на вопросы журналистов. Он вновь подчеркнул, что невиновен, и отметил, что в СИЗО условия содержания приемлемы и что он будет продолжать бороться.

«Вы являетесь свидетелями. Я думаю, что правда дойдёт до людей. В этом деле много неправды. Факты - вещь упрямая. Мы просим о дополнительных исследованиях – только два ходатайства удовлетворено, 8 отклонены прокурором. Мы просим их удовлетворить для ясности и настоящего и честного рассмотрения дела.

Самое главное – вы слышали сейчас настоящие факты, которые подтверждены в деле всеми показаниями и документами. И если надо, мы готовы представить эти факты прессе», – заключил Олег Гуменюк.

Судебное заседание отложено по ходатайству стороны обвинения в связи с подготовкой к репликам и будет продолжено 10 января 2023 года в 15 часов. Олег Гуменюк пока остаётся в СИЗО. Ещё в августе ему продлили арест сразу на полгода, до 19 февраля.


 — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта