Новости Владивосток

Приморцам предлагают обсудить проект строящегося угольного порта напротив Владивостока

В течение месяца в Приморском крае будут проводиться общественные обсуждения по проекту морского порта «Суходол» в Шкотовском районе. Морской и угольный терминал уже несколько лет неспешно возводят на территории бывшего военного аэродрома. Документ составлен очень подробно и качественно, однако люди, живущие рядом с угольными портами уверены, что реальность сильно отличается от проекта на бумаге.

Хотя стройка находится не на территории Владивостокского округа, администрация города опубликовала уведомление о проведении общественных обсуждений. Они проводятся с 24 января по 24 февраля методом опроса (проект и опросные листы можно скачать здесь). Подведение итогов планируется 25 февраля. Собирать листы будут как в администрации Романовского сельского поселения, так и на официальном сайте экспертной организации.

Кузбасский след

Заказчиком и, соответственно, бенефициаром строительства выступает ООО «Морской порт «Суходол». Согласно данным ИАС Seldon.Basis, одним из совладельцев является Михаил Федяев – основной владелец холдинга «СДС-Уголь» в Кемеровской области. В собственности холдинга находится шахта «Листвяжная», где 25 ноября 2021 года произошёл взрыв и подземный пожар, в результате которого погибли 46 шахтёров и 5 горноспасателей. Во время расследования произошедшего выяснилось, что только в 2021 году на шахте выявляли свыше 900 нарушений, 9 раз её работа приостанавливалась. Федяев в настоящее время находится под арестом.

По данным «Ведомостей», активы «СДС-угля» – три угольных разреза, две шахты, три обогатительные фабрики в Кемеровской области и ряд сервисных предприятий с общей численностью работников 8000 человек. В 2020 году компания добыла 29,2 млн т угля, на неё пришлось около 7% суммарной добычи угля в России (402,1 млн т). Это один из крупнейших российских производителей энергетического угля. На сайте компании указывается, что она занимает третье место по объёмам добычи угля в России.

Специализированный порт «Суходол» создаётся как раз с целью перегрузки угля с железнодорожного транспорта на морской, а также перегрузки генеральных грузов с морского транспорта на железнодорожный, временного хранения угля на открытых складских площадках, изменения качества угля путём сортировки, смешивания, дробления. Планируемый грузооборот на полное развитие составит 20 млн тонн угля в год. Цель – облегчение доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий.

Оценивали профессионалы

Стоит отметить, что проект оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) – один из лучших среди тех, что делали потенциальные инвесторы крупных предприятий, напрямую влияющих на экологию и благополучие региона. Его составляли специалисты Международного экологического фонда «Чистые моря», который сотрудничает с портами Приморья (в том числе с угольными терминалами), а также проводил оценку воздействия при «стройках саммита» (низководный мост).

Документация включает 11 разделов по влиянию на различные сферы окружающей среды, а также сводки мероприятий по уменьшению вредного воздействия. Общественные обсуждения по проекту ОВОС проводят только сейчас, однако строительство терминала с переменным успехом ведётся с 2013 года. Тогда там стали демонтировать бетонные плиты взлётно-посадочной полосы, в море работала буровая платформа, проводившая заборы грунта и донных отложений для изысканий под причальные мощности. Сейчас очертания будущего терминала уже ясно видны на спутниковых снимках, остов причала тоже уже частично построен.

Где находится порт

Строительство ведётся на территории Шкотовского района, на месте бывшего военного аэродрома «Пристань». Ближайшие к специализированному порту населённые пункты: село Речица (5,4 км), пгт Шкотово (6,4 км), село Царёвка (8 км), село Романовка (8,1 км), пгт Смоляниново (8,9 км). От будущего терминала от игорной зоны в бухте Муравьиной – 6,5 км, до Всероссийского детского центра «Океан» – 13,5 км, до Шаморы – 17,5 км.

В составе проекта предусматривается дноуглубление операционной акватории порта и подходного канала. Грунты дноуглубления планируются к размещению в морском отвале, который расположен в Уссурийском заливе, в 5,5 км к северо-западу от бухты Большого Камня и в 11 км к юго-западу от границ операционной акватории порта. Ближайший населённый пункт к морскому отвалу – ЗАТО Большой Камень (5,4 км).

Были, как говорится в документации, и другие варианты размещения порта – в августе 2011 года рекогносцировочная комиссия ОАО «СДС-уголь» рассматривала земли ЗАТО Большой Камень на южном берегу одноимённой бухты. В итоге по наименьшему потенциальному воздействию на окружающую среду был выбран Суходол – он дальше от населённых пунктов, не затрагивает рекреационно привлекательные территории, промысловых скоплений моллюска анадары и территорий рыбопромысловых участков. Кроме того, бывший аэродром – это земли, которые уже ранее были подвергнуты антропогенному воздействию при создании военных объектов МО.

Основное строительство ведётся на участках 25:24:040103:59 и 25:24:000000:2557. Первый участок, который предназначен для размещения промышленности и различных объектов водного транспорта, имеет площадь 168,6 га. Данные в ЕГРН о нём были внесены в феврале 2020 года. Второй участок предназначен «для полосы отвода железнодорожных путей к морскому угольному порту». Его площадь 80,9 га. Данные о нём были внесены в 2014 году. Остальные небольшие участки, на которые неизбежно «дробятся» земли для крупных предприятий, постепенно ставились на кадастровый учёт с 2014 по 2020 год. Причал в настоящее время не зарегистрирован.

Общая площадь территории под размещение объектов и сооружений специализированного порта составляет 103,9 га. Размещение проектируемых объектов и сооружений осуществляется на участке, расположенном в границах основного участка ООО «Морской порт «Суходол» площадью 752,9 га (договор аренды земли № 757-2013-ДАЗ-ШМР от 01.08.2013).

Что построят

Согласно данным с официального сайта проекта, он уже год назад должен быть заработать. В состав строительства входят следующие объекты: внутренний железнодорожный грузовой фронт, технологический комплекс разгрузки вагонов с углём, транспортно-складская система, морской грузовой фронт, здания и сооружения вспомогательного назначения, ремонтно-механические мастерские, пункт пропуска, очистные сооружения, ливневые канализации, сети связи и электроснабжения, автодороги и проезды, инфраструктура электроснабжения. Для обеспечения доставки вагонов с углём до территории порта проектом реализуется строительство путепроводов примыкания к путям общего пользования станции Смоляниново, соединительный путь необщего пользования протяжённостью 10,6 км, припортовая станция «Порт Суходол» с общей протяжённостью путей 26,2 км.

В состав специализированного порта войдёт морской терминал, открытые складские площадки для кратковременного хранения угля, железнодорожный терминал для разгрузки полувагонов с углём, железнодорожные контрольно-пропускные пункты, транспортно-конвейерная система в составе конвейерных галерей, эстакад, пересыпных, приводных и натяжных станций. Также предполагается строительство административных зданий, лаборатории для проверки качества угля, пожарное депо и станция пожаротушения, гаражи, мастерские, очистные сооружения и так далее.

Весь объём угля будет поступать в порт железнодорожным транспортом и отгружаться на морские суда. Станция разгрузки вагонов (СРВ) должна быть оснащена оборудованием и системами, обеспечивающими экологическую и взрывопожарную безопасность перегрузки угля: аспирационными системами, системами пылеподавления с помощью орошения мелкодисперсными водными струями, создающими эффект тумана, стационарной вакуумной системой, позволяющей ежедневно проводить уборку производственных помещений системы СРВ, системами стационарного и автоматического пожаротушения.

Станция представляет собой закрытое здание, оборудованное воротами со стороны въезда и выезда вагонов. Для предотвращения выделения пыли в створе ворот устанавливаются гибкие завесы. Для работников предусмотрены отдельные входы. Внутри устанавливаются два вагоноопрокидывателя, разгружающие одновременно два полувагона.

В тёплое время года при перегрузке угля со стандартной влажностью один вагоноопрокидыватель обеспечивает техническую производительность разгрузки – 25 циклов в час. Для доочистки полувагонов при разгрузке опрокидыватель комплектуется вагонными вибраторами. В случае если фракции угля, приходящего в полувагонах, превышают размеры ячейки решётки приёмного бункера, предусматривается дробление угля дробильными машинами молоткового типа. Дробильные машины перемещаются по рельсам над бункерной решёткой. На время работы дробильных машин работа по выгрузке вагонов приостанавливается. При опрокидывании полувагонов дробильные машины находятся в укрытии.

Из бункеров уголь пересыпается на скребковые питатели, обеспечивающие равномерную подачу груза на ленточные конвейеры, транспортирующие его в первую пересыпную станцию. Каждая станция разгрузки вагонов оборудована мощной аспирационной системой (система пылеподавления).

В сухой период для снижения пылевыделения при опрокидывании угля в бункер предусматривается использование орошения высыпающегося из вагона угля тонкодисперсными водными струями (эффект тумана), которые захватывают частицы пыли и осаждают их. При этом выгружаемый уголь не намокает. Подземная часть здания СРВ оборудована приточно-вытяжной вентиляцией. При минусовой температуре обеспечивается подогрев входящего воздуха.

Пересыпка угля с конвейера на конвейер осуществляется в пересыпных станциях по пересыпным рукавам в загрузочные отверстия приёмных лотков. Наклоны пересыпных рукавов обеспечивают снижение скорости падения груза и сообщение грузовому потоку скорости, близкой к скорости движения ленты по величине и направлению. Зоны подачи угля на ленточные конвейеры укрыты кожухами. В местах пересыпки груза, в целях предотвращения выхода пыли наружу, предусмотрены резиновые уплотнительные прокладки на участках между лентой конвейера и металлоконструкцией лотка. Каждое место пересыпки с конвейера на конвейер оборудовано аспирационным устройством.

Работа аспирационных установок сблокирована с работой технологического оборудования. Сначала включаются аспирационные установки, а потом оборудование. При завершении работы первым останавливается оборудование, а потом выключается аспирация. При остановке работы аспирационного оборудования конвейеры останавливаются автоматически. В проекте предусмотрена установка аспирационного оборудования со степенью очистки 99%, обеспечивающего ПДК пыли в рабочей зоне не более 10 мг/м3.

Проектом предусмотрена крытая конвейерная погрузочная галерея с ленточными конвейерами, предотвращающая унос перегружаемого угля ветром в процессе транспортировки до судна. Для обеспечения склада выбраны комбинированные машины – стакер-реклаймеры, что позволяет сократить количество механизмов, работающих на площадке, и более эффективно использовать площадь.

Акватория порта включает в себя операционную акваторию, входной рейд с разворотным кругом, подходной канал. Протяжённость общего причального фронта отгрузки угля составляет 451 м, протяжённость площадки универсального причала – 490 м. Ширина канала составил 200 м, диаметр разворотного круга – 532 м. Общий объём дноуглубительных работ с учётом перебора составляет 7 083 600 кубометров.

На стадии предпроектных проработок заказчиком был выбран вариант компоновки комплекса с размещением морского грузового фронта на двухстороннем пирсе длиной 451 м. По отметке дна обе стороны пирса рассчитаны на приём и обслуживание судов дедвейтом до 122,2 тысячи т. Причалы работают в условиях открытой акватории. Длина пирса определилась из условия возможности одновременной погрузки тремя судопогрузочными машинами (без помех друг другу) судов дедвейтом 70 тысяч т и 50 тысяч т с двух сторон пирса. Возможна также погрузка на одной стороне пирса двух судов длиной до 196 м. Пирс такой длины может одновременно обслуживать и два судна дедвейтом по 122,2 тысячи т, но при этом возможны некоторые задержки при обслуживании кормового трюма одного судна и носового трюма другого судна. Предполагаемый процент перевозки заданного грузооборота угля на большегрузных судах дедвейтом 100-120 тысяч т составляет 10%, поэтому вероятность одновременного подхода таких судов крайне мала.

С точки зрения конструкции гидротехнических сооружений были рассмотрены различные варианты, из которых в качестве основного была выбрана конструкция свайного пирса. Такая конструкция позволяет создавать сооружение с минимальным ущербом в части отторжения дна водного объекта в отличие от гравитационных сооружений. Таким образом, в части отторжения дна сооружение оказывает минимальный вред водным биологическим ресурсам.

Грунт после дноуглубительных работ планируется свозить в центральный сектор северной части Уссурийского залива, 5 км к северо-западу от бухты Большого Камня и в 11 км к юго-западу от границ операционной акватории порта и подходного канала. Всего было рассмотрено четыре варианта размещения отвала, из них первые три новые, а четвёртый вариант – существующий район размещения донных грунтов. Размещение морского отвала выбрали наиболее удалённое от вдольбереговых потоков наносов.

Чем заманивают

Население Шкотовского района на 2021 год составило 23 601 человек, численность имеет тенденцию к сокращению. Анализ данных о социально-экономическом развитии района показывает, что экономика и социальное обеспечение населения района находятся в состоянии упадка. Это объясняется отсутствием сколько-нибудь значимых работающих производственных объектов, значительным сокращением предприятий Минобороны России, традиционно являвшихся градообразующими на территории района. Основными предприятиями являются железнодорожные станции Шкотово и Смоляниново, локомотивные депо на станции Смоляниново.

Строительство морского комплекса окажет положительное влияние на социально-экономическое состояние района в связи с появлением дополнительных рабочих мест и инфраструктуры. Среднегодовая численность рабочих на погрузо-разгрузочных работах в специализированном перегрузочном комплексе составит 194 человека, 50 человек в смену.

Косвенно в деятельности терминала будет участвовать практически всё трудоспособное население посёлков Шкотово, Смоляниново, Романовка. В региональные бюджеты Приморского края и Шкотовского района ежегодно будут поступать налоги. Строительство комплекса повлечёт за собой развитие автодорожной сети, строительство и реконструкцию внешних инженерных сетей.

Для обеспечения жилищных условий работникам комплекса будут реконструированы многоквартирные дома, которые в настоящее время находятся в полуразрушенном состоянии. В процессе благоустройства территории комплекса будут снесены разрушенные строения, занимающие практически всю территорию бывшего аэродрома «Пристань», и выполнена рекультивация земель.

Вариант отказа от создания объекта тоже рассматривался. Однако, как сказано в ОВОС, это приведёт к дополнительной нагрузке на существующие порты региона – Ванино и Находки. Портовые комплексы Ванино имеют довольно старое оборудование и применяемые погрузо-разгрузочные технологии.

Культура, флора и фауна

Значительное количество глав и разделов ОВОС посвящено обитающим в Приморье животным и птицам, водным биологическим ресурсам, а также произрастающим растениям. Даже планктон не забыт.

Территория планируемого терминала, как сказано в документах, выбрана так, что не подразумевает существенного ущерба растительному покрову прилегающей территории. В зоне строительства подвергаются воздействию типичные для данного района антропогенные и рудеральные растительные сообщества (сорняки) и обычные виды растений. Самые экологически пластичные из них в дальнейшем смогут обитать с меньшим обилием на территории терминала и в зоне воздействия. На площади, не занятой непосредственно объектами терминала, санитарное состояние сообществ по санитарно-гигиеническим нормам удовлетворительное.

На рассматриваемой территории в разное время года могут быть встречены 14 видов птиц, которые занесены в Красные книги разного уровня. При обследовании осенью 2014 года и летом 2021 года площадки под размещение специализированного порта и окружающей её территории установлено, что непосредственно на участке, где будет расположен специализированный порт, отсутствуют краснокнижные и охраняемые виды животных. Это связано, возможно, с сильной трансформацией почвенного покрова и растительных сообществ бывшей взлётной полосы военного аэродрома, вследствие сильной антропогенной нагрузки в прошлом. При возможном обнаружении охраняемых видов во время строительства рекомендуется сохранение их на новых территориях. Что касается морских млекопитающих, они при появлении звукового или иного дискомфорта могут уйти.

Часть мелких животных и пресмыкающихся, как констатируется в ОВОС, неизбежно погибнет во время строительства. Ближайшими ООПТ к объекту являются Уссурийский государственный природный заповедник им. В. Л. Комарова (32,6 км к северу от границ порта, 45,3 км к северу от границ морского отвала), памятник природы местного значения «Островной» (36,4 км к юго-западу от границ порта, 25,5 км к юго-западу от границ морского отвала). Порт, по мнению составителей ОВОС, не окажет никакого воздействия на эти территории.

По согласованию с профильными ведомствами разработан проект сохранению объектов культурного наследия – всевозможных древних городищ и урочищ, которых на территории современного Шкотовского района довольно много.

Территория под проектируемый специализированный порт частично размещена на бывшем аэродроме, он располагался в седловине в течение 40 лет. В отношении химического загрязнения отмечается, что загрязнение вод опасными веществами, кроме нефтепродуктов в случае аварии, крайне маловероятно, поскольку ни при строительстве, ни при эксплуатации объекта они не должны использоваться. Основной перегружаемый продукт, в случае просыпи, инертен по отношению к воде. Впрочем, с такой точкой зрения не соглашался, например, известный приморский биолог Владимир Раков, а жители Находки, которые уже давно находятся в соседстве с угольными портами, указывают, что морская биота вообще исчезает.

В целом же анализ объектов порта показал, что по всем факторам воздействие не превышает предельно допустимые значения, установленные для этих факторов действующей нормативной и руководящей литературой. С точки зрения воздействия на окружающую природную среду строительство и дальнейшая эксплуатация объекта технически – возможны.


В Перевозной собираются строить газовый терминал (слева), в Суходоле – угольный (справа) — newsvl.ru Спутниковый снимок строительства морского порта «Суходол» — newsvl.ru Рендер с официального сайта проекта morportsuhodol.ru — newsvl.ru Границы терминала, санитарно-защитной зоны, дноуглубительных работ (не путать с заповедной бухтой Теляковского в Хасанском районе) — newsvl.ru Район отвала грунта — newsvl.ru Район дноуглубительных работ — newsvl.ru
В Перевозной собираются строить газовый терминал (слева), в Суходоле – угольный (справа) — newsvl.ru Спутниковый снимок строительства морского порта «Суходол» — newsvl.ru Рендер с официального сайта проекта morportsuhodol.ru — newsvl.ru Границы терминала, санитарно-защитной зоны, дноуглубительных работ (не путать с заповедной бухтой Теляковского в Хасанском районе) — newsvl.ru Район отвала грунта — newsvl.ru Район дноуглубительных работ — newsvl.ru
Пришлите свою новость

Загружаем комментарии...

Пришлите свою новость
Полная версия сайта