Новости Владивосток

Во Владивостоке утвердили программу развития транспортной инфраструктуры, созданную на основании данных 2019 года

В свой последний рабочий день на посту главы администрации Владивостока Олег Гуменюк подписал постановление об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Владивостокского городского округа до 2036 года. Это та самая программа, которую за 80 млн рублей делали московские специалисты. Она основана на данных 2019 года. По сути программа представляет собой компиляцию из всех имеющихся утверждённых проектов, Генерального плана и иных документов, так или иначе связанных с дорогами и транспортом. VL.ru внимательно изучил объёмный документ в попытках найти новые предложения по решению транспортных проблем столицы ДФО.

Цифры и цели

Основной целью программы является обеспечение комплексного, сбалансированного, перспективного развития транспортной инфраструктуры Владивостокского городского округа в целях качественного транспортного обслуживания населения. Она утверждается до 2036 года, как и Генеральный план. К сожалению, неизвестно, могут ли в неё вноситься изменения и каким образом это должно осуществляться. По мере прочтения основных положений программы выяснилось, что данные, использованные в ней, актуальны на 2019 год, а на дворе уже 2021-й. Ознакомиться с полной версией можно на сайте администрации Владивостока.

Лейтмотив всей программы — обеспечить приоритет для общественного транспорта, снизить число пользователей личного транспорта и развивать пешеходную инфраструктуру. Всё это просчитывалось по математическим моделям. Так, например, в случае реализации всех положений программы к 2036 году количество ДТП во Владивостоке должно снизиться на 81%, с 1005 до 197 штук в год, а погибших в ДТП – с 40 до 8 человек. Средняя скорость транспорта вырастет с 30,5 до 46,8 км/ч. Доля протяжённости дорожной сети, работающей в режиме перегрузки в час пик, снизится с 18 до 6,9%. Доля пользователей общественным транспортом в городе должна вырасти с 50% до 61%.

Общая протяжённость дорожной сети должна увеличиться с 737 до 876 км, причём прирост будет обеспечен за счёт региональных и межмуниципальных дорог. Доля улично-дорожной сети (УДС), которая соответствует государственным нормативам, должна увеличиться с 54% до 100%, то есть с 396 до 876,5 км.

В документе говорится, что во Владивостоке должны появиться 25 объектов железнодорожного транспорта, 18 - водного транспорта, 177 - транспортной инфраструктуры, 44 искусственных сооружения.

Вкратце эти цели, заданные на ближайшие 15 лет, должны решаться при помощи реконструкции отдельных участков улично-дорожной сети и строительства новых с приоритетом для пешеходов и велосипедистов. Также нужно строить новые дороги и участки для ликвидации «узких мест», о чём тоже говорится уже не первый год.

Реконструировать нужно и объекты общественного транспорта, например, строить новые платформы для городской электрички, организовать перехватывающие транспортные узлы. И это тоже ранее озвучивалось, например, ИТП «Град» при разработке изменений в Генплан Владивостока в 2017 году.

Суммарно в рамках программы предлагается построить 147,44 км автодорог, реконструировать ещё 52,15 км, заасфальтировать 43 км к 2023 году и 237 км к 2036-му, построить 32 транспортные развязки в разных уровнях и 10 мостовых сооружений.

Общая стоимость реализации всех мероприятий программы составит более 254 млрд рублей. Брать их предлагается из бюджетов разных уровней — городского, краевого и федерального, а также привлекать некие внебюджетные источники.

Развитие общественного транспорта

Эта тема во Владивостоке не перестаёт быть актуальной в принципе никогда. В утверждённой программе также говорится о развитии общественного транспорта и повышении уровня обслуживания населения. Сложившийся высокий уровень автомобилизации и доступность покупки личного транспорта, а также географические, климатические и рельефные особенности приморской столицы, способствовали развитию «города для автомобилей». Как следствие, регулярные заторы и высокий уровень ДТП. При этом резиденты и гости Владивостока всё равно отдают предпочтение своим машинам. Таким образом, есть потенциальная сложность с отказом от использования личного транспорта в пользу общественного.

Наземный городской пассажирский транспорт представлен автобусами — на них приходится 95% всех поездок. Протяжённость автобусных маршрутов – 2345 км, на которых работают 711 единиц транспорта. Трамваи — это лишь 3% от общего числа поездок, длина единственного маршрута – 5,3 км, где ходят 14 единиц подвижного состава. Наконец, на троллейбусы остаётся 2% от всех поездок. Этот электрический транспорт представлен двумя маршрутами, их протяжённость – 6,5 км, а на линиях ходят 10 троллейбусов.

Приводятся в программе и маршруты автобусов с максимальным пассажирооборотом. Маршрут № 60 перевозит 18 505 пассажиров в сутки, № 23 — 15 726 человек, № 31 — 14 198 пассажиров, № 54а — 13 789 человек и на маршруте № 54 — 12 802 жителя.

Железнодорожный транспорт не является популярным в границах городского округа, несмотря на развитую железнодорожную инфраструктуру центральной части Владивостока. Причины кроются в неравномерном расписании движения поездов и отсутствии комфортной пересадки с прочих видов транспорта на железнодорожный. Кроме того, для поездки на электричке в настоящее время необходимо приобрести отдельный билет, что также не обеспечивает интермодальности перевозок.

Три из наиболее загруженных маршрутов — № 54а, 54 и 31 — обеспечивают в сумме поток в 40 тысяч пассажиров в сутки, и все три проходят по улице Светланской. Это магистраль с высоким уровнем загрузки, где нет выделенных полос для движения общественного транспорта. Итог — затруднения в движении самых загруженных маршрутов, несоблюдение графиков и интервалов движения. Вместе с тем ранее по Светланской ходили трамваи, но к 2012 году рельсы и контактная сеть были демонтированы.

Маршрут трамвая № 6, единственного действующего в городе, перевозит около 10 тысяч пассажиров в сутки, что говорит о его востребованности. При этом трасса маршрута на всём протяжении обособлена от автомобильного потока, что позволяет обеспечивать бесперебойное движение.

Отдалённые районы города и его островные территории связаны морскими линиями — паромами и катерами. Составители документа замечают, что за последние годы резко сократилось число пассажиров водного транспорта. Правда, в программе не говорится о том, что этого транспорта практически не стало, а запрос на него по-прежнему велик. Но, напротив, указывается, что все перестали ездить морем, потому что стало проще добраться автомобилем. Суммарный пассажиропоток водным транспортом в прибрежном сообщении составляет порядка 2100 человек в месяц.

Общее количество пассажиров, пользующихся общественным транспортом во Владивостоке, к 2036 году должен вырасти на 4734 человека в утренний час пик и на 4960 - в вечерний. То есть доля пользователей общественного транспорта увеличится на 11 процентных пунктов. При этом общее число посадок на общественном транспорте возрастёт на 7193 единицы в утреннее время и на 7089 в вечернее. Кроме того, увеличится общее количество пересадок.

В программе заложена тенденция к снижению спроса на личный транспорт. В среднем по всей сети уменьшение составит лишь 2,2%. То есть люди не станут меньше пользоваться своими машинами, но при этом станут больше ездить на общественном транспорте.

Отдельно предлагается развивать электропоезда и сеть внутренних городских железных дорог. В частности, упоминается ветка по мосту на острова Елены и Русский.

В целом авторы программы предлагают развивать пассажирский транспорт по нескольким направлениям. Например, изменить существующую маршрутную сеть и исключить дублирующие маршруты. Только непонятно, это надо сделать заново или говорится уже о том, что было сделано в 2019-2020 годах. Общественному транспорту надо обеспечить приоритет при помощи выделенных полос. Конечные остановки — оборудовать инфраструктурой для отдыха водителей. Также надо развивать электротранспорт, строить новые линии и модернизировать имеющиеся пути и контактную сеть.

Пиковые нагрузки

В программе указано, что пиковые часы в будни во Владивостоке приходятся на 7-9 утра и 17-18 часов вечера. Заторы возникают и из-за большого количества автомобилей, и из-за недостатков дорожной сети, что тоже, в общем, не новость.

Из новой информации от московских специалистов, пожалуй, стоит выделить количество грунтовых дорог в городе — это 70,75 км, или 20% от общей протяжённости всей сети. Также во Владивостоке 1575 мостовых сооружений, не считая Русский, Золотой и низководный. Ещё есть 25 виадуков, 17 подземных переходов, 511 переходов наземных, из которых регулируется только 62. Есть 91 светофорный объект, 36 ж/д переездов, и 16 пересечений в разных уровнях улично-дорожной сети с железнодорожными путями.

Количество регулируемых пешеходных переходов в городе недостаточно для обеспечения безопасного движения пешеходов, считают авторы программы. Во многом это связано с отсутствием интеллектуальной системы управления дорожного движения с адаптивным управлением. Поэтому установка новых пешеходных светофоров приводит к дополнительным помехам движения автотранспорта и снижению скорости транспортного потока, усугубляя ситуацию с заторами. Обеспечить снижение количества ДТП с участием пешеходов, а также детей, должно обустройство регулируемых переходов, тротуаров, островков безопасности, нанесение разметки и установка предупреждающих знаков.

Пропускная способность улиц центральной части города в пиковые периоды времени исчерпана. Средняя расчётная скорость для всей транспортной сети составляет 27 км/час. Это при том, что за «пределами пробок» скорость движения приближена к максимально разрешённой (40-60 км/ч), а в центре она падает до 5-20 км/ч. Средняя плотность транспортного потока в час пик характеризуется высокими показателями и составляет 71 автомобиль на квадратный км, при этом плотность возрастает от периферии к центру.

Наиболее загруженный участок — проспект 100-летия Владивостока, который является продолжением трассы А-370 «Уссури». Эта дорога является единственной связью центральной части города с его северными территориями. При этом железная дорога становится пространственным препятствием для создания сети связей центральной и северной частей города.

Владивосток находится на 15-м месте в рейтинге городов России по численности автомобилей. Всего на территории городского округа зарегистрировано 422,6 тысячи автомобилей, из которых 309 тысяч — легковые. Остальные приходятся на грузовики, автобусы и прицепы категории Е.

Доля грузового транспорта в общем потоке составляет порядка 22%. При этом 67% такой техники — это лёгкие (40%) и средние (27%) грузовики, обеспечивающие нужды экономических объектов в пределах города. Автомобили грузоподъёмностью свыше 5 тонн занимают менее 2,5%.

Парковки по нормам и за деньги

По данным администрации Владивостока, на территории городского округа расположено 1078 гаражно-строительных кооперативов, в которых по оценочным показателям насчитывается около 123 970 машино-мест.

Одной из мер по нормализации транспортной ситуации в приморской столице является строительство перехватывающих парковок. Их должно быть не менее 30% от потребности жителей, «задействованных в ежедневной маятниковой миграции». Парковки должны располагаться в 300 метрах от остановки общественного транспорта либо транспортно-пересадочного узла. Также нормативы прописывают расчётные показатели для мест хранения автомобилей – стоянок, парковок, паркингов и гаражей. Для многоквартирных домов – это 1 машино-место на 50 кв. м жилой площади. На территории жилых районов и микрорайонов следует предусмотреть места для хранения автомобилей в подземных стоянках. При этом количество мест в таких паркингах не должно превышать 90% от общего расчётного числа. Такие нормативы сейчас рассматриваются в очередном «пакете» изменений в Генплан и ПЗЗ.

Что же касается парковок на городских улицах, то их предлагается сделать платными без бесплатных альтернатив — VL.ru уже писал об этом ранее. Платная парковка, как указано в программе, упорядочит движение и стимулирует водителей соблюдать ПДД. Средства, полученные от такой платы, можно тратить на благоустройство улиц и дворовых территорий.

Что ещё построить

Программой предлагается отремонтировать и реконструировать сеть ливневой канализации. Указано, что в 2011-2015 годах по программе инвентаризации и паспортизации сетей ливневой канализации удалось найти 115 км сетей, из которых прочищено всего 15 км.

Нужно создать (или построить) единый центр управления дорожным движением, внедрить автоматизированную систему для обеспечения скоординированной работы светофорных объектов, создать комплексную сеть пешеходных маршрутов и разветвленной сети велодорожек.

Нужно повысить связность районов городского округа и внедрить контроль за точечной застройкой в районе сопок.

Кстати, вариант ВКАД вдоль Амурского залива не рекомендуется реализовать, учитывая незначительное улучшение транспортных показателей: отсутствие изменений по уровню загрузки и увеличение средней скорости на 2 км/ч, а также отсутствие изменений для общественного транспорта. Это обусловлено значительными затратами на строительство 2-го этапа ВКАД, а также негативным воздействием на экологию Амурского залива в комплексе с незначительными эффектами от его реализации. Кроме того, реализация данного сценария может спровоцировать рост спроса на личный транспорт. К слову, данный расчёт выполнен без учёта перспективы роста уровня автомобилизации, предусмотренного в рамках программы.

Чтобы пешеходы не передвигались по проезжей части и можно было ликвидировать очаги аварийности с наездами на людей, необходимо обустраивать тротуары вдоль дорог, что, в общем, логично.

Центральную часть города предлагается охватить велосипедными дорожками, но не указано, что с ними делать зимой, когда количество велосипедистов стремится к нулю. Велодорожки предлагается внедрить на улице Алеутской, 1-й Морской, Лазо, Суханова, Набережной, Октябрьской и других. На них наиболее пригодный рельеф местности для организации таких маршрутов. Общая протяжённость планируемых велодорожек составит 9,44 км.

При планировании развития островных территорий, в том числе Русского и Елены, с учётом обширной застройки в рамках проекта «Маленький Гонконг» и ЖСК «Остров» авторы программы предлагают проработать вопрос транспортной доступности. В частности, предусмотреть альтернативу личному автотранспорту в виде комфортного общественного.


 — newsvl.ru
 — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта