Новости Владивосток

Сайра ушла в океан: почему стоимость консервов во Владивостоке выросла вдвое

Самый народный продукт – консервированная сайра – за последние несколько месяцев побил все рекорды по повышению стоимости. Уже сейчас не только во Владивостоке, но и по всей стране найти консервы дешевле 100 рублей практически невозможно. Рыбаки объясняют это тем, что сайра поменяла пути миграции и ушла туда, где российские компании не ведут промысел.

Пока чиновники Росрыболовства думают, куда деть невостребованный на рынке Китая российский минтай, отечественный потребитель ужимается в своей рыбной корзине. Консервированная сайра подорожала вдвое, цены начали расти ещё в прошлом году.

Российские рыбаки предсказывали подобный финал, после того как старейший промысел в стране стал неуклонно проседать. ФАР эту проблему не комментировало, даже с учётом данных рыбохозяйственной науки. Так, в 2015 году было выловлено всего 24 тысячи тонн сайры и учёные из ТИНРО-Центра предупреждали, что дальше будет только хуже. В 2016 году сайры выловили 14,6 тысячи тонн, а в 2019 году уже наблюдалась катастрофическая ситуация на промысле. Российские рыбаки потеряли интерес к добыче сайры, и количество добывающих судов сократилось до 4 единиц специализированных сайроловов. Общий вылов сайры упал ровно в десять раз – до 2,4 тысячи тонн, тогда как рынку нужно было около 70 тысяч тонн, а рекомендованный наукой объём вылова составлял в 2019 году 146 тысяч тонн. Тем не менее запасы позволяли ещё сдерживать цену на консервы и сохранять её в районе 50-60 рублей за банку.

С 2016 года пути миграции сайры, по данным рыбохозяйственной науки, стали смещаться в Мировой океан, а привычные зоны в районе Южных Курил стала занимать дальневосточная сардина иваси и скумбрия. Представители компаний, ведущих в том числе и сайровый промысел, заявили, что для обнаружения и вылова сайры российским рыбакам не хватает специализированного флота. Компании «Дальморепродукт», «Доброфлот», рыбокомбинат «Островной», ПБТФ, РК «Ленина» и ряд других предупредили чиновников Росрыболовства, что в районах Мирового океана, где нагуливается сайра, российский флот замещается иностранным. Рыбаки объявили, что возникла угроза полной потери стратегического для нашей страны промысла.

«В годы, когда сайра плотно группировалась у побережья Шикотана, шансы на высокие уловы имели даже экипажи неспециализированных судов с минимумом технологического оборудования и осветительных люстр, – говорит руководитель группы компаний «Сайра» Василий Сахарницкий. – Это были универсальные суда типа СРТМ и РС, которые вместе с плавбазами работали также на других направлениях. Общее количество судов в сайровой экспедиции доходило в те годы до 60 и более. Они вылавливали за сезон до 120 тысяч тонн сайры. С 2015 года эта рыба начала с Южных Курил пропадать. Теперь сайровые запасы начинают формироваться в открытом море, и фактически основное время промысла ложится на всё северо-западное пространство Тихого океана. Начинаем ловить сайру в мае. В это время добычу осуществляют суда не только России, но и других стран АТР. По мере миграционного смещения косяков флот до декабря продвигается в заданном направлении. Эти косяки должны облавливать суда свыше 75 метров длиной. Они могут добывать сайру в момент концентрации рыбных косяков, и таким образом эта путина будет выгодна для рыбаков. Но у российских рыбаков этих специализированных судов нет, о чём руководство отрасли было информировано ещё в 2015 году».

В Мировом океане российские компании столкнулись, во-первых, с жёсткой конкуренцией со стороны других государств, а во-вторых, с пробелами в российском законодательстве. Например, Тайвань прислал для облова сайровых косяков около 80 специализированных среднетоннажных судов. И чем дальше от традиционных районов российского промысла уходила рыба, тем больше желающих ожидало её в других водах. Количество иностранных шхун доходило до тысячи на несколько десятков российских. К тому же конкуренты периодически заходили и в исключительную экономическую зону.

Что же касается законодательства, то с этим столкнулись суда ГК «Доброфлот» во время попытки вести промысел и переработку в Мировом океане. Плавбаза «Всеволод Сибирцев» принимала на борт сырьё от японских судов, делая консервы прямо в море. Впрочем, международное сотрудничество чуть не обернулось для компании провалом. Таможенные органы посчитали такую кооперацию незаконным ввозом иностранной продукции. В офисы компании зачастили всевозможные проверки, силовики высаживались на плавзавод посреди Охотского моря. Дальше дела разбирались в судах. «Доброфлот» за счёт собственных мощностей стал лидером на рынке, хотя сейчас его продукция – одна из самых дорогих. Компания как раз и объясняет это недостатком промыслового объекта.

Впрочем, крупные компании ещё стараются держать марку, наполняя банки с сайрой действительно ею же. Мелких же производителей не раз ловили на «контрабанде», когда вместо указанной на этикетке рыбы в консерве находилась другая или же её было значительно меньше указанной массы.

Сейчас, по словам отраслевиков, в отношении сайры у чиновников ФАР сформировалась чёткая позиция – объект для российского рынка не так важен, так как впереди у России 15-летний цикл ловли сардины и скумбрии. Сайру можно ловить по остаточному принципу. Но для ловли пелагических видов рыб требуется разное оборудование судов, поэтому и ловят сайру лишь несколько компаний.

В 2016 году ФАР планировало ввести меры государственной поддержки – дотировать топливо предприятиям, которые ведут промысел в Мировом океане. До настоящего времени этого не произошло, но зампред правительства Виктория Абрамченко совсем недавно заявила, что мера поддержки будет реализована в 2021 году.

«Данная мера будет стимулировать рыбаков вернуться в утраченные с советского времени районы промысла и обеспечит присутствие российского флота в зонах иностранных государств и конвенционных районах, а также позволит нарастить объёмы экспорта», – пояснил глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Владимир Путин ещё в 2016 году поручал ограничить рост цен на рыбу. И в 2017 году ФАС России совместно с Минсельхозом собирались исполнить поручение президента путём развития аквакультуры (рыбоводства) и альтернативных способов торговли рыбой – в несетевых магазинах, на ярмарках и так далее. Что ж, ярмарки есть, но цены там нередко выше, чем в сетевых супермаркетах. Дальше дело не пошло.

После рекордно малого объёма вылова в 2019 году российские компании стали закупать сырьё у зарубежных «коллег», что ещё какое-то время удерживало оптовые и розничные цены от повышения. Затем с рынка ушла компания «Дальморепродукт», у которой сейчас не самые светлые отношения с законом. Но у этой компании были мощности, позволявшие ловить сайру. После ДМП от выпуска консервов из сайры отказалось ещё несколько крупных игроков на Дальнем Востоке. Сайру стали замещать сардиной и скумбрией, но «народной» эта замена не стала.

«Дальморепродукт» ушёл с промысла сайры в 2019 году, – говорит представитель компании Татьяна Пекут. – На тот момент цена у лидера оптового рынка была 48 рублей за банку, у нас 75 рублей. Сегодня, несмотря на то, что мы уже два года не производим консервы из сайры, розничные торговые сети пытаются заказать нам большие партии. Оптовые компании предлагают купить сайру по цене выше 100 рублей за банку. Представители торговых сетей не скрывают, что консервы из сардины и скумбрии не заменили народную сайру. Остатки нашей продукции продаются по 175 рублей за банку».

Сейчас цена на «заменители» не намного ниже сайровых, говорят, потому что в этом году иваси попалась мелкая – после отделения головы и хвоста в банку стало фактически нечего класть, себестоимость производства же увеличилась. Впрочем, найти консервы сардины по 60 рублей за банку ещё можно.

«В 2021 году почти все консервные заводы столкнулись с дефицитом сайры и качественной сардины, – комментирует подорожание рыбы генеральный директор ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. – Российский вылов сайры всего 400 тонн, а иностранные продавцы реализуют на российском рынке мороженую сайру по $3000 за тонну. В этих условиях вернуть цены до уровня 60-80 рублей за банку возможно только поставками на российский берег сайры, выловленной российскими добытчиками. Если отрасль вернёт себе вылов в 50 тысяч тонн, то цена на сайровые консервы снизится».

Когда это произойдёт – компании сказать затрудняются. Как и у большинства других рыб, пути миграции цикличны и длятся по несколько лет. Длительность периодов зависит от гидрологических условий, такое исследование проводилось ещё 30 лет назад. Проблема в том, что при отсутствии промысла в привычных районах и продолжающемся административном давлении никто из рыбопромышленников не будет строить суда, пригодные для вылова «ненужной» сайры.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта