Новости Владивосток

Что нам стоит ВКАД построить: разбираем, кому выгодно появление моста и дороги через острова во Владивостоке

Остались сутки до конца общественных обсуждений концепции моста на остров Елены и первого этапа кольцевой автодороги. Простые жители города, бизнесмены и эксперты в области архитектуры за это время успели уже не один десяток раз публично заявить о неоправданно высокой цене не слишком нужного городу проекта, но велика вероятность, что мост и дорогу построят «в добровольно-принудительном порядке» всё равно. Один из вариантов строительства — государственно-частное партнёрство, при этом дорога станет платной, чтобы отбить частные инвестиции. VL.ru разбирает, кто может быть заинтересован в появлении дороги и моста на небольшой остров.

Остров Елены — пустой клочок земли, на котором постоянно проживает одна семья, а также несколько работников, следящих за движением судов, метеостанцией и состоянием небогатой островной инфраструктуры. Здесь есть несколько укреплений, входивших в состав Владивостокской крепости и более поздних военных объектов.

Отметим, что мост на остров Елены фигурирует в градостроительных документах ещё с советской эпохи, в том числе с размещением зоны жилой застройки, в южной части острова. Например, мост с Токарёвской кошки, мост через канал, мост через Новик и ещё два моста через пролив Босфор Восточный есть на схеме планировочного района острова Русский 1989 года. То есть сама идея не нова. Мост с острова Елены через бухты Новик к Подножью есть и на Генплане, который разрабатывал в 2008 году «Приморгражданпроект».

В различных Генпланах и корректировках к ним фигурируют несколько вариантов мостов через Золотой Рог. Построен был только один, Золотой. Но также в концепциях фигурировали мосты от «Дальзавода» до современной «Калины Молл» или с Эгершельда на Чуркин (мыс Голдобина).

Но, кроме генеральных планов, нет никакой информации, планов, концепций или хотя бы деклараций о намерениях построить другие мосты. Хотя переход с Эгершельда на Чуркин многие горожане считали более привлекательной идеей ещё в «досаммитовские» времена — он бы связал оба порта и стал альтернативной дорогой с полуострова Шкота.

Строительство ВКАДа начнётся с Казанской, моста и дороги по двум островам, по нескольким причинам. Это самый незаселённый, а значит, наименее затратный для строительства участок кольцевой дороги. Ведь проще и дешевле возводить что-то в «чистом поле», чем соблюдать балансы интересов между сторонами, спешно выкупать участки третьих лиц и пытаться втиснуть проект в красные линии. Мы такое, кстати, уже проходили во времена строительства Золотого моста.

Последующие этапы ВКАДа пока неизвестны. До 2018 года предполагалось, что это будет дорога вдоль побережья Амурского залива с тоннелем в бухте Фёдорова и прочими чудесами инженерной мысли. Однако в 2019 году мэр Олег Гуменюк обмолвился, что это будет уже и не ВКАД, а что-то другое, что пляжи он не затронет и пойдёт совсем другим путём. Но в любом случае вписывать дорогу, где бы она ни прошла, придётся в плотную и хаотичную городскую застройку со множеством заинтересованных сторон в комплекте. По той же причине, кстати, никакого развития не получила мысль строительства моста на мыс Голдобина с Эгершельда, который нужен не меньше Золотого. Визуально он примерно равен по длине мосту на остров Елены. Но как часть ВКАДа его не рассматривают, а как самостоятельное сооружение — слишком дорого и сложно.

Дорога в порт

Сейчас на обсуждение вынесена концепция первой очереди ВКАДа — дороги от Казанского моста через Токарёвскую кошку на острова Елены и Русский. То, что прежде называли ВКАДом, — дорога по побережью Амурского залива, которая могла стать альтернативой единственному перегруженному выезду из города, — пока даже не обсуждается. Что и как разгрузит ВКАД в его нынешнем виде, доподлинно неизвестно, поскольку никакой аналитики и цифр в публичном пространстве никогда не звучало и к концепции дороги не прилагалось. Как нет и иных вариантов дорог и мостов, которые могли бы обсудить жители, выбрав действительно нужный им вариант магистралей. 

Обосновывая необходимость строительства моста и дороги через остров Елены на Русский, губернатор Приморья Олег Кожемяко рассказывал президенту РФ Владимиру Путину, что в ближайшие годы ожидается увеличение грузооборота портов.

«Если количество грузовых автомобилей вырастет вполовину, то движение в центре Владивостока будет полностью парализовано. Чтобы избежать этого и разгрузить город, необходимо перераспределить транзитный поток на другое направление. Я озвучил главе государства эти предложения. Владимир Владимирович их поддержал», – прокомментировал в 2019 году Олег Кожемяко.

Таким образом, основным интересантом проекта вполне официально называли торговый порт, грузооборот которого сейчас идёт через центр Владивостока, а многочисленные фуры нагружают транспортную инфраструктуру города. Развитие новых территорий, удобство жителей и социальная инфраструктура в этом контексте в последние годы, возможно, и подразумевались, но не озвучивались.

Стоимость реализации проекта первой очереди ВКАДа предварительно оценивается почти в 60 млрд рублей. Сейчас говорится о возможности строительства в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП). То есть одну часть денег даст бюджет, а другую — неопределённый пока инвестор. Логично предположить, что источником частного капитала мог бы стать основной интересант этой дороги — торговый порт. Но, по данным ежегодной финансовой отчётности, ПАО «ВМТП» в 2019 году получило чистой прибыли в размере 5,8 млрд рублей. ПАО «ДВМП» за тот же год продемонстрировало убытки. Порту интересен мост с перспективой увеличения грузопотока, но денег на его строительство у него вряд ли хватит. Ведь на ВМТП в 2017 году висел кредит в банке ВТБ на сумму около $600 млн.

Мост для застройщика

Строительство моста и дороги к Русскому должно существенно изменить и рельеф, и количество людей, проживающих на острове Елены. В связи с этим больше интересен мост, чем ВКАД, конечно, застройщикам, которые с появлением транспортной инфраструктуры смогут возвести жильё на нетронутых пока землях маленького острова.

Следующая очередь интересантов в появлении дороги и моста — это нынешние владельцы участков на острове Елены.

Согласно выпискам из ЕГРН, две трети острова принадлежит Министерству обороны — это единый участок с кадастровым номером 25:28:60102:2. Несколько «точек» внутри этого участка – объекты энерго-сетевого хозяйства, проще говоря, ЛЭП. Общая площадь участка Минобороны составляет почти 1,4 млн кв. м. Построить тут что-то вряд ли получится, по крайней мере в ближайшее время — опыт Русского острова это отлично продемонстрировал.

Участок 25:28:60102:39 зарегистрирован на муниципальное образование город Владивосток. На этой земле расположена береговая батарея «Ларионовская-на-Пике» № 350, исторический объект, занесённый в соответствующий реестр Минкульта, а также метеостанция. Площадь этого участка 18,8 тысячи квадратных метров.

Вместе эти участки составляют ровно две трети площади острова. В том числе по ним должна пройти та самая дорога с мостом. Судя по рендерам, мост будет выходить примерно на середину участка Минобороны. Хотя, отметим, концепция — это не чертёж и даже не проект, а просто вариация на тему.

Намного интереснее выглядит оставшаяся треть острова Елены — она уже несколько лет находится в частных, преимущественно московских руках. Самый большой участок 25:28:60102:47 площадью 419,7 тысячи квадратов. Право собственности на него зарегистрировано 30 мая 2017 года. Кадастровая стоимость — 625 369 рублей.

Маленький участок внутри с номером 25:28:060102:44 с руинами на территории (это остатки военного городка) был приобретён в собственность 2 ноября 2016 года.

В частных руках сейчас и участок 25:28:060102:32 площадью 2,7 тысячи квадратных метров. Право собственности на него зарегистрировано тоже 2 ноября 2016 года.

Участок 25:28:60102:42 также в собственности со 2 ноября 2017 года. Его площадь составляет 7 тысяч квадратных метров.

Все эти четыре участка принадлежат одной компании – ООО «КВАРТАЛ Девелопмент» (или ООО «КВАРТАЛ Д»). Фирма зарегистрирована в 2012 году в Москве. Соучредители — два «физика», Дмитрий Андреев (он же генеральный директор) и Дмитрий Луценко. Ещё 50% компании принадлежит ООО «Солар» – компании из Владивостока. До августа 2017 года основным соучредителем «Солара» был Олег Пикалов, построивший ТЦ «Черёмушки» и возводящий жилой комплекс на бывших землях ДВО РАН. Найти официальный сайт или какие-то проекты компании не удалось. Известно, что «КВАРТАЛ Девелопмент» за участки на острове Елены судился с территориальным управлением Росимущества в 2015 году. Дело решилось в пользу застройщика, который и получил эти земли.

Сейчас официально Пикалов не имеет отношения к компании-владельцу участков на острове Елены. Хотя в 2019 году в интервью газете «Золотой Рог» Пикалова называли проектировщиком и собственником островной земли. Предприниматель говорил о «маленьком Гонконге» на островной территории – порядка 400 тысяч квадратных метров жилых, офисных, административных зданий и гостиниц, причём высотных, не менее 100 метров в высоту. Остальную территорию острова планировалось благоустроить – среди возможных мест отдыха Пикалов называл парки и скверы, дорожки для ходьбы и бега, яхт-клуб и закрытый пляж, для которого он хотел привезти и высыпать «пароход белого песка». Однако новый микрорайон не может появиться, пока остров Елены не соединён с Эгершельдом и Сапёрным, так что строительство моста для реализации проекта является ключевым – только после его возведения начнётся и строительство элитного жилья. 

Отметим, что и концепция застройки к 2020 году изменилась. Теперь это малоэтажный жилой комплекс комфорткласса с рекреационной зоной, парком, пляжем и стоянкой катеров.

По кадастровой карте у этих участков разное назначение — от размещения воинской части до оранжерей. В данный момент ни один из клочков земли по виду разрешённого использования под строительство многоквартирных жилых домов не подходит. Но все они находятся в зоне общественно-жилой застройки.

Последний участок на острове с номером 25:28:60102:46 также находится в частных руках, но не у компании, а у физического лица, Кирилла Овчинникова, владельца ООО «Содействие». Некоторые источники указывают, что Овчинников получил этот участок «в подарок» недавно – как доверенное лицо некоего чиновника краевого правительства за какие-то лоббистские услуги. Однако в выписке ЕГРН указано, что право собственности на эту землю зарегистрировано в июне 2017 года, то есть во времена ещё прежнего губернатора.

Согласно данным ИАС Seldon.Basis, Кирилл Овчинников связан с приморским автобизнесом, в том числе с сертификационными лабораториями, а компания «Содействие» занимается арендой и управлением недвижимостью.

При этом у частных компаний, конечно, могут быть инвесторы, которых они вправе не раскрывать. Деньги на строительство моста к своим участкам они теоретически могут выделить, но вот остальные дороги ВКАДа застройщика явно не очень нужны.

Отметим, что жители Владивостока, говоря о потенциальном вреде моста и дороги в их нынешнем виде, указывают, что в городской черте не останется пляжей, они все будут отрезаны ВКАДом. К мосту через Босфор Восточный будет вести дорога вдоль побережья. Как отметили в «Гипростроймост», проходы и проезды ко всем пляжным территориям сохранятся с помощью арочных проёмов. Также остаются проход и проезд к Токарёвскому маяку — его не будут закрывать, а сам маяк останется в стороне. ЛЭП на Токарёвской кошке и острове Елены будут убирать, а кабели проведут по мосту, что убережёт их от обрывов, как это было после ледяного дождя в ноябре.

Напомним, все основные технические решения и параметры проектируемых сооружений можно рассмотреть на представленной Архитектурно-художественной концепции объекта (скачать в формате PDF, размер 150 Мб). При наличии предложений и замечаний направить их можно до 22 января 2021 года на электронный адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: road@primorsky.ru.


Проект застройки острова Елены, показанный в 2020 году — newsvl.ru Предыдущий проект высотной застройки бизнесмена Пикалова — newsvl.ru  — newsvl.ru Генеральный план - 2008 от "Приморгражданпроекта" — newsvl.ru Схема зонирования острова Русский, генплан 2008 года, "Приморгражданпроект" — newsvl.ru Пролив Босфор Восточный — newsvl.ru Остров Елены небольшой — newsvl.ru На острове есть несколько построек – в основном это дачи — newsvl.ru Постоянно здесь не живут — newsvl.ru На берегу руины бывших военных объектов — newsvl.ru На острове есть несколько батарей, имеющих статус памятников — newsvl.ru Северная часть острова принадлежит Минобороны — newsvl.ru От Русского остров Елены отделяет прорытый больше века назад канал — newsvl.ru Канал судоходный, им пользуются маломерные суда и рыбаки — newsvl.ru Южная часть острова почти вся в частных руках, за исключением пляжной черты — newsvl.ru Раньше остров Елены был частью Русского острова — newsvl.ru Старые постройки на острове - руины военных объектов — newsvl.ru Треть острова находится в частных руках — newsvl.ru Один участок принадлежит городу — newsvl.ru Соединить город с островом планировали ещё в советские годы — newsvl.ru Участки на острове Елены предприниматели купили несколько лет назад — newsvl.ru Застраивать предполагается южную часть острова — newsvl.ru Через канал тоже будет построен мост — newsvl.ru Погреб пороховой П5 (Ларионовский запасный) 1900 года постройки — newsvl.ru Северная часть острова должна остаться «лесной»  — newsvl.ru Дорога и мост должны пойти по северной части острова — newsvl.ru ЛЭП планируется убрать — newsvl.ru
Проект застройки острова Елены, показанный в 2020 году — newsvl.ru Предыдущий проект высотной застройки бизнесмена Пикалова — newsvl.ru  — newsvl.ru Генеральный план - 2008 от "Приморгражданпроекта" — newsvl.ru Схема зонирования острова Русский, генплан 2008 года, "Приморгражданпроект" — newsvl.ru Пролив Босфор Восточный — newsvl.ru Остров Елены небольшой — newsvl.ru На острове есть несколько построек – в основном это дачи — newsvl.ru Постоянно здесь не живут — newsvl.ru На берегу руины бывших военных объектов — newsvl.ru На острове есть несколько батарей, имеющих статус памятников — newsvl.ru Северная часть острова принадлежит Минобороны — newsvl.ru От Русского остров Елены отделяет прорытый больше века назад канал — newsvl.ru Канал судоходный, им пользуются маломерные суда и рыбаки — newsvl.ru Южная часть острова почти вся в частных руках, за исключением пляжной черты — newsvl.ru Раньше остров Елены был частью Русского острова — newsvl.ru Старые постройки на острове - руины военных объектов — newsvl.ru Треть острова находится в частных руках — newsvl.ru Один участок принадлежит городу — newsvl.ru Соединить город с островом планировали ещё в советские годы — newsvl.ru Участки на острове Елены предприниматели купили несколько лет назад — newsvl.ru Застраивать предполагается южную часть острова — newsvl.ru Через канал тоже будет построен мост — newsvl.ru Погреб пороховой П5 (Ларионовский запасный) 1900 года постройки — newsvl.ru Северная часть острова должна остаться «лесной»  — newsvl.ru Дорога и мост должны пойти по северной части острова — newsvl.ru ЛЭП планируется убрать — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта