8 июня гидрографы Тихоокеанского флота России отмечают День маячной службы. Именно она обеспечивает безопасность плавания у берегов Дальнего Востока. Корреспонденты VL.ru побывали на одном из самых старинных маяков Приморья — Поворотном, а также узнали о его истории.
В настоящее время на мысе, где расположен маяк, живут и трудятся три человека, среди которых смотритель Сергей и Константин — техник, следящий за работой оборудования. А история старинного берегового ориентира началась с 1787 года. Тогда неподалеку от скалистого мыса, в нескольких километрах от современного города Находки, стояла флотилия известного французского мореплавателя Франсуа Де Лаперуза. Члены экипажа отмечали здешние берега на карте. Так в гидрографической литературе появились первые упоминания мыса, который позднее будет именоваться Поворотный.
В 1870 году, по настоянию знаменитого гидрографа В.М. Бабкина, был организован военный пост-жилье для смотрителя и небольшой столб, на который после захода солнца вешался фонарь.
С каждый годом судов становилось все больше, а опасный мыс требовал постоянного навигационного ограждения. «Омаячить» Поворотный планировалось в 1883 году, но на это не хватало денег. По этой причине стройка началась только в 1890-м. Маячное оборудование на мыс доставляли в разобранном виде из Франции, а строительство завершили в июне 1892 года. Башня была оштукатурена и окрашена в белый цвет, фонарное сооружение – в красный. Согласно историческим сведениям Гидрографической службы первый луч с башни маяка Поворотный стал виден 6 июля 1892 года.
Башня навигационного ориентира восьмигранная, высотой в девять метров. При этом высота скального утеса 74 метра. Белый свет маяка был виден с расстояния в 23 морские мили. Вскоре здесь построили отдельное здание для сирены. В октябре 1893 года она издала первый звук.
Маяк пережил второе рождение после гражданской войны и интервенции 1920-х годов, когда была образована Дальневосточная республика. В те годы здесь правили все, у кого было влияние и поддержка военных. Войска Чехословакии, Франции, Канады, Великобритании, Японии и США оккупировали всю Дальневосточную республику. Власть с переменным успехом переходила от одних к другим, а то и вовсе к зарождающимся Советам. На маяке периодически происходили перестрелки с грабителями. Весной 1919 года на Поворотный прибыл вооруженный отряд большевиков. Для защиты революции у «маячников» были изъяты продукты, топливо и патроны с ружьями.
После гражданской войны маячный городок на мысе Поворотный пережил несколько ремонтов. Иногда их приходилось делать после традиционных для здешних мест тайфунов. Места здесь открытые, и ураганный ветер - обычное дело.
Маяк Поворотный вписал свое имя и в историю Второй Мировой, когда вдоль этих берегов шли караваны с грузом ленд-лиза из США во Владивосток... После войны маяк прошел своего рода модернизацию - старую девятиметровую башню нарастили до 12 метров. На месте осыпавшейся от постоянных ветров и соленой влажности штукатурки видна старая каменная кладка, не свойственная для советского периода. Дубовые двери давно заменили на металлические. Сохранилась оконная рама и клепанная винтовая лестница и поворотная станина.
Сердце маяка - его линза. Ее конструкция отличается от тех, что установлены на других маяках, своими размерами. На Поворотном она с человеческий рост. Она состоит из множества стеклянных концентрических колец в 70 мм толщиной, примыкающих к друг другу и закрепленных в медном каркасе. Лучи света, проходя сквозь кольца, которые сделаны в виде призмы, преломляются и бьют на 22 морские мили с радиусом в 230 градусов.
Шесть секунд света, две секунды темноты. Полный цикл проходит всего за восемь секунд и повторяется вновь. И так всю ночь... до тех пор, пока лучи рассвета не появятся над горизонтом.
Стоит отметить, что маяк был свидетелем крупных морских аварий. Летом 1941 года недалеко от мыса на советской мине подорвался краболов «Тунгус». Судно затонуло, унеся с собой 22 члена экипажа. Также недалеко от мыса произошло столкновение судна «Академик Берг» с подводной лодкой «К-56». Тогда погибли 27 человек, из них 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда.
Максим Каленник (текст), Сергей Орлов (фото).