Новости Владивосток

«Воровать не умею, приходится так зарабатывать»: как на дорогах Владивостока живут попрошайки-колясочники

Вот уже несколько лет, а то и десятилетий, на дорогах Владивостока ежедневно попрошайничают инвалиды. Они стоят в одних и тех же местах на светофорах. Для них сбор милостыни – работа, а они для автомобилистов – помеха движению. Из-за колясочников, которые ездят между рядами или стоят в центре дороги с протянутой рукой, машинам приходится нелегко, их приходится объезжать так, чтобы не задеть ни человека, ни соседнюю машину. Сотрудники полиции, как говорят попрошайки, штрафуют их, но это не помогает, а сумма штрафа компенсируется размером полученной милостыни.

Водители во Владивостоке делятся на два типа: одни принципиально не подают дорожным попрошайкам деньги, говорят, что «собирательство» не выход, да «зарплата» у инвалидов в разы больше, чем у реально работающих людей. Другим, напротив, становится жалко этих людей, они считают, что те не по своей вине оказались в такой ситуации, и, кроме проезжающих машин, помочь им некому. Вдобавок сами колясочники рассказывают о своей жизни грустные и трогательные истории, но совсем не всё это правда. Редакция Новостей VL подготовила материал об этих попрошайках и тех, кто их забирает с перекрёстков. 

Кто, где и почему побирается

Наверное, любой автомобилист Владивостока знает как минимум три места в городе, где нужно быть аккуратнее, потому что под колёса там может попасть попрошайка. Самые оживлённые из них – перекрёсток под путепроводом на Второй Речке, спуск-подъём у развязки на Баляева и перекрёсток на Фадеева возле поворота под железнодорожными путями на Воропаева. Здесь люди на инвалидных колясках снуют между машинами, рискуя попасть под колёса и создавая аварийные ситуации, и просят милостыню, заглядывая в окна остановившихся на светофоре автомобилей.

Жители Владивостока неоднократно жаловались на этих людей в социальных сетях, группах и сообществах. Кто-то писал о них в чате главы города, но до сих пор ничего не изменилось. Это продолжается уже не первый год.

Например, под второреченской развязкой орудует Света. Она катается на коляске, помогая себе одной ногой. Инвалидом она стала ещё в нулевых, но что именно с ней случилось, не рассказывает. Говорит, что таким образом собирает себе на жизнь.

«Воровать не умею, приходится так зарабатывать. Люди понемногу дают», — говорит она и отмечает, что на дороге ей никто не мешает и ничего она не боится.

Единственные люди, которые отрывают её от заработка, – сотрудники Госавтоинспекции, которые, как по её словам, гоняют её и штрафуют. Порой им приходится заплатить 500 рублей, говорит женщина, иногда 1000, но это окупается. И уходить с прикормленного места она не хочет, говорит, что у неё даже есть постоянные клиенты.

«Кто меня может обижать, кроме полиции? Люди – дураки, звонят и жалуются, что я им мешаю. Гаишники приезжают и штрафы мне выписывают. Благо в этом году не сильно прессуют. Так что вот я и не падаю духом, и вы не падайте, и меня не сдавайте», – рассказывает Светлана в разговоре с очередным добросердечным водителем (цитата скорректирована редакцией, из неё убраны нецензурные выражения).

На Фадеева просит милостыню попрошайка по имени Олег. Он побирается со стороны железнодорожных путей возле светофора перед перекрёстком улиц Фадеева и Воропаева. Длина участка, по которому он ездит туда-сюда, меньше, чем у Светы. Но, наверное, для него это и лучше: у Олега нет обеих ног, а кроме того, он старше «коллеги» со Второй Речки.

Олег

Он рассказал, что инвалидом стал на войне в Афганистане, и показал татуировку на руке – на ней надпись с названием азиатской страны, набранным латиницей, шрифтом, напоминающим арабский язык.

Помимо отсутствия конечностей, у Олега ещё и проблемы с речью, он говорит нечётко и невнятно, поэтому много жестикулирует. Но ответ на вопрос о том, не обижают ли его, разобрать корреспонденту удалось:

«Меня тут все знают, деньги дают. Никто не гоняет», – кратко ответил он.

Несколько лет назад Олег побирался на Русской, с правой стороны от развязки под путепроводом, по направлению в сторону кольца Багратиона. Но позже он сменил место дислокации, а вместо него здесь появилась женщина.

А вот на Баляева такая смена произошла не очень давно. Ещё в прошлом году здесь просил на хлеб мужчина-инвалид без ног, который передвигался между машинами на культях. К концу прошлой зимы он пропал, а недавно на его месте появился новый попрошайка.

Теперь между автомобилями ходит мужчина с табличкой, на которой значится «Помогите собрать на протез» и которую он держит рукой без кисти. Вот только побирается он достаточно агрессивно. Если водитель не обращает на него внимание, мужчина может долго стоять и смотреть на него, постучать в стекло, а если ему скажут, что денег нет, то и вовсе поцарапает машину. В отличие от Олега и Светланы, он действительно мешает движению, кидаясь под машины и тормозя их. Из-за этого автомобилистам приходится обруливать его, выезжая на встречку.

От разговоров с журналистом Новостей VL он отказался, а позже и вовсе пропал с этой дороги.

А ловят и штрафуют ли?

Такая езда и ходьба между машинами – это нарушение ПДД. Привлечь их можно по статье 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения». Наказание за это – штраф 500 рублей. Отметим, что лица на инвалидных колясках считаются пешеходами, поэтому должны отвечать за свои действия как и все остальные.

Однако, если попрошайки становятся помехой движению или провоцируют ситуацию, в которой причинён вред здоровью, в дело вступает другая статья –12.30 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлёкшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Тут штраф уже составит от 1000 до 1500 рублей. Но всё равно ни в первом, ни во втором случае забрать в отдел и ограничить в свободе их не могут, штраф – это максимальное наказание, другого Административный кодекс не предполагает.

Несмотря на то, что «бедные» рассказывают о сотрудниках полиции, которые якобы гоняют их, журналистам встретить таких правоохранителей не удалось. Например, пока корреспондент некоторое время наблюдал за Олегом, сидя в машине, мимо попрошайки проехали бойцы «Росгвардии», экипаж ППС и инспекторы ДПС. Ни один из этих экипажей не притормозил, не сделал замечание и не попробовал узнать у попрошайки его судьбу и как ему помочь.

История со Светланой ещё интереснее. Перекрёсток проспект 100-летия Владивостока – улица Русская оживлённый, но и тут никто не тормозит. Да и Света особо не боится, если видит ГАИ – в такие моменты она тормозит у заборчика, отделяющего проезжую часть от тротуара, или аккуратно собирает милостыню в соседних рядах, чтобы не попадаться на глаза правоохранителям. Она колесила здесь и в ноябре, когда запускали новую схему движения под путепроводом.

Светлана

Есть ли покровители?

Многие считают, что за инвалидами-попрошайками стоит какой-то организатор, который контролирует этот процесс. Другие же, наоборот, уверены, что жизнь у инвалидов нелёгкая и, кроме протянутой из окна банкноты, помочь им ничего не может. Они уверены, что эти люди одни со своими проблемами. Корреспондент Новостей VL понаблюдал за Олегом и Светланой вечером, после завершения «смены», чтобы попытаться внести ясность в этот вопрос.

Рабочий день у Олега закончился в 18:00. Примерно в это время к нему подъехал синий хэтчбэк, водитель протянул мужчине денег и что-то шепнул. Олег переспросил и махнул в сторону улицы Воропаева, а после этого уехал. Чуть дальше, в тупичке на Воропаева, 22, стр. 4, так, чтобы было незаметно со стороны дороги Олег погрузился в тот самый синий хэтчбек, и автомобиль уехал – как оказалось, за Светланой.

Её рабочая смена завершилась примерно в 18:30. Забрали её также из проулка. Машина припарковалась в проезде к дому на проспекте 100-летия Владивостока, 84 так, чтобы не было видно, кого в неё грузят. С одной стороны Свету прикрывала открытая дверь, с другой водитель.

Куда именно уехал автомобиль далее, к сожалению, сотрудникам редакции выяснить не удалось.

Общаясь с журналистами, инвалиды на вопросы о том, есть ли кто-то, кто их контролирует, отвечали отрицательно. Олег, например, по его словам, живёт один в подвале барака недалеко от места работы. Светлана якобы одинокая женщина и всё делает сама, а о своём коллеге с Фадеева никогда не слышала. Оказалось, это неправда.

Тем временем, судя по всему, зарабатывают попрошайки неплохо. Конкретных цифр назвать нельзя, но, например, журналист Новостей VL увидел, что Олег за полтора часа заработал около 700 рублей. Светлана то, сколько именно набирает за день, не комментирует. Но на вопрос, больше ли эта сумма трёх тысяч, с улыбкой кивает и добавляет: «Периодически да».


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru Светлана в ноябре 2025 года — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru Светлана в ноябре 2025 года — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта