Фотограф Настя Свобода называет себя гитаристом кухонного уровня и раз в месяц или чаще устраивает для единомышленников во Владивостоке что-то вроде посиделок. Люди собираются, чтобы поиграть и попеть вместе. Хотя и это необязательно – многие приходят, чтобы просто послушать других и пообщаться. Таких музыкантов, певцов и сочувствующих оказалось неожиданно много: для встреч они вместе арендуют уже целый танцевальный зал.
Последние, праздничные, посиделки проходили в центре города. Полумрак подсвечивают гирлянды и огоньки. Народ рассаживается в круг на полу – так все видят друг друга. Круг потихоньку ширится: люди подходят в течение вечера. Всё неспешно и расслабленно. Передают из рук в руки гитару, рассказывают, играют, поют и подпевают. Без стеснения и зажатости – они среди своих.
«Я, когда приехала во Владивосток, искала, с кем попеть-поиграть. В Екатеринбурге на базе антикафе устраивали такие вечера – люди в определённое время приходили с гитарами и пели. Никто не парился насчёт аренды, не было ни лидера, ни программы».
Во Владивостоке Настя Свобода такого сообщества не нашла и сама загялась его созданием. На предложение в соцсетях многие отозвались – давай, мы поддержим.
Первая встреча была в марте. На каждой следующей процентов шестьдесят – те, кто пришёл впервые. Настя рассказывает, что удивилась: так много оказалось тех, кому это нужно – поиграть или послушать.
«Мы собираемся, играем на гитаре, кто как умеет. Без программы, лидеров или ведущих. Я просто организатор. Даю возможность первым кругом познакомиться, рассказать о себе. Бывает, человек говорит – да, играю, но лет пять инструмент в руки не брал. А вторым-третьим кругом решает: всё-таки возьму. И начинает что-то вспоминать».
Под каждую встречу нужно найти помещение. Хорошо бы попросторней: на последнюю, праздничную, пришли 68 человек – именно столько рождественских носков раздали гостям в честь праздника. «Квартирный» вопрос решить было непросто: нужно было подходящее по размеру помещение, которое было бы доступно по цене аренды, но постепенно и этот вопрос уладился. С ноября люди собираются в танцевальной студии Nuestro в центре города. Анонсы посиделок можно найти на «Афише» на VL.ru. Организационный сбор составляет 800 рублей для взрослого и 500 для ребёнка – эти деньги идут на оплату аренды, угощения. Летом собирались бесплатно на Русском острове – оборудовали поляну в лесу, поставили скамейки. Появился своеобразный лагерь, в котором можно собрать разных людей – поёте вы, танцуете, или играете.
На посиделки приходят без алкоголя. Настя Свобода считает это важным: «И пишу, и проговариваю обязательно. Часто приходят с детьми, и те видят – взрослые умеют и без выпивки интересно отдыхать».
Насте хотелось создать безоценочное пространство. На квартирниках музыканты или коллективы собирают людей, которые приходят их послушать. Это такой «ламповый», то есть тёплый, но всё-таки концерт, с определённой программой. А Анастасия искала формат, где люди были бы сами себе концертом. Раньше они собирались в общежитиях, у костра или «на кухнях, в бережных и нежных хрущёвках». Но с возрастом единомышленников становилось всё меньше, и человек оставался один.
На новогодней встрече, как это часто бывает, гитара оказалась не одинока. Один из гостей говорит – он точно не поёт, зато играет на фортепиано. Инструмент нашёлся – не в кустах, но у стены. Человек играл, остальные пели. Сказал, что к следующему разу разучит что-нибудь новое.
Был ещё ханг – металлические полусферы, издающие космические звуки. И деревянная труба диджериду – духовой инструмент аборигенов Австралии, который считается одним из старейших духовых инструментов в мире. На приглашения организатора откликнулись не только гитаристы, но и этнические музыканты. Кроме африканских барабанов приносят глюкофоны, бубны, варган, маракасы.
«И баян тоже был, приходил как-то гость. Обещал ещё с саксофоном прийти. Я пишу всегда – приносите, что есть. В любом случае, всё, что мы делаем, изначально создаём для себя. И я так же. Дома не будешь играть постоянно. Любому творческому человеку нужен свой слушатель и зритель. Изначально хотелось с кем-то петь и играть, а после первой-второй встречи поняла, что создаётся что-то большее. Я видела, какими уходили люди. У нас читали стихи, которые ещё никто не слышал. А вот здесь они это делают».
Настя рассказывает – на первой встрече одна девушка так вдохновилась, что пошла учиться играть на гитаре. Давно хотела, но как-то не было стимула. И на новогодних посиделках она сыграла первую песню.
«А ещё к нам долго ходит человек, который очень красиво поёт и играет. Михаил рассказывал, что в студенчестве с друзьями собирались, а потом все разъехались. И вот он пришёл, спел и сыграл свою песню. Это готовый артист. На одну из последних встреч привёл дочь – шикарно поёт. И они пели вместе».
На такие встречи приходят и дети, и пенсионеры. Знакомятся и бывает, что-то открывают друг в друге. С одной гитаристкой часто приходила дочка. Слушала, и всё на этом. «И тут они с Мишиной девочкой подружились буквально за вечер. Они одного возраста. И на следующей встрече приготовили целый номер».
Настя родилась в Дальнегорске. Поступила в ДВГУ на издательское дело и редактирование, осталась во Владивостоке. В 2013-м переехала в Екатеринбург. Вышла замуж, стала успешным фотографом и осталась на Урале на десять лет.
«Я всегда очень тосковала по Владивостоку. Возвращалась в отпуск и была готова здесь и остаться. Два года назад развелась и сразу решила возвращаться. Нашла ученицу, передала свой бренд, сайт, клиентскую базу, учила её полгода и во Владивостоке начала с чистого листа. Как хотела».
В Екатеринбурге Анастасия снимала новорожденных, беременных, была семейным фотографом. Сейчас фотографирует женщин, мужчин, но съёмки у неё в каком-то роде терапевтические, как и организованные ей посиделки:
«Я работаю с зажатостью, с раскрытием человека, со смыслом. Как это можно назвать, не знаю».
По сути, и фотосессии, и музыкальные компании – это первая ступенька для проявленности. Играющий исключительно дома человек вряд ли сможет сразу заявить о себе как музыканте, это достаточно сложный путь, не каждый к нему готов.
«Но я была удивлена: человек приходит – ой, я только на кухне жене играю. И начинает петь. И просто фантастика, насколько это хорошо. В общем, посиделки постепенно раскрывают людей, дают им возможность понять – я могу, и я интересен».
Переходить в какой-то другой формат Насте не хочется – лучше оставить эту дружескую атмосферу. Но она собирается организовать для участников встреч что-то вроде концертного бенефиса.
«В марте год нашим посиделкам, есть свои хиты. Хочу дать возможность выйти с ними на сцену. Я вижу, как люди готовятся, как раскрываются и растут в этом пространстве. Меня сейчас это очень вдохновляет. Я поняла, что уже не могу соскочить с этого поезда».