Владивосток всё ещё приходит в себя после снега с дождём, выпавшего два дня назад. Основные дороги были убраны оперативно, а вот тротуары – в толстой корке льда, при этом на многих участках нет даже песка. Плохую подготовку к непогоде показали не только муниципальные службы, но и управляющие компании и юрлица. Тех, кто оперативно не убрал снег и лёд, будут штрафовать, причём комиссии уже работают. Как рассказали Новостям VL в одной из УК, по процедуре – есть время на устранение нарушения, а штраф можно оспорить. Если же это не произойдёт, то платить компания будет из своей прибыли – брать деньги из средств дома запрещено.
Отметим, что в основном тротуары – это зона ответственности мэрии. И с ними сегодня большие проблемы. В основном они сейчас покрыты льдом, горожане прочувствовали это на себе, а прокуратура уже начала проверку. Скорее всего, это обернётся предписаниями в адрес чиновников.
Но большие проблемы сегодня и на придомовых территориях в зонах ответственности управляющих компаний и коммерсантов. И нерадивых в этой сфере достаточно много. Тех, кто оперативно не убрал снег на придомовой территории, уже начали штрафовать административно-территориальные управления мэрии (районные АТУ). Проверяют и собственников административных зданий. В целом процедура там похожа.
Как уточняет пресс-служба администрации Владивостока, меры по ликвидации должны быть приняты немедленно после выпадения осадков. На уборку снега даются сутки. На вывоз снега и льда с территории – трое суток. В противном случае все материалы передаются в административную комиссию и выносится штраф. Его размер начинается от 80 тысяч рублей.
Есть мнение, что жителям домов не выгодно жаловаться на свою «управляйку», потому что штраф придётся платить из своего кармана. Но это не совсем так. Как отмечает директор компании «Афина» Евгения Шадрина, если штраф оспорить УК не удалось, то платить его компания будет из своей прибыли.
«Обычно это устроено так – у большинства УК, в том числе и у нас, счета ведёт «Расчётно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока», это подведомственное предприятие мэрии. У конкретной компании там единый счёт, всё падает в общий котёл, но у РКЦ всегда есть детализация – какие средства поступили от такого-то дома на ремонт, содержание, это строго учитывается. Далее УК ведёт уже свою бухгалтерию. С текущего ремонта или содержания имущества брать деньги запрещено, дом-то здесь ни при чём, только из прибыли. Любая УК – коммерческое предприятие, и подобные штрафы – это наши риски», – говорит Евгения Шадрина.
Дойдёт ли дело до штрафа, зависит от компетенций и АТУ, и УК:
«У нашей компании, к счастью, таких штрафов не было, но один раз нас пыталась оштрафовать АТУ Первомайского района. Комиссия проходит при помощнике прокурора, руководителе АТУ и исполнителе, выписавшем протокол. Речь шла о доме на Калинина, нас обвинили в том, что мы не убрали территорию. У нас же были доказательства, что подсыпку входных групп песком мы произвели в течение 12 часов. Это минимальная услуга, которая должна быть произведена за это время. То, что это было сделано, подтвердил лично старший по дому, был у нас и подписанный советом дома акт, когда такая подсыпка проводилась. Выяснилось ещё, что протокол АТУ подписал человек, не являющимся собственником МКД. Помощник прокурора согласилась с нашими доводами, штраф мы не получили».
По её словам, если компания обслуживает 90-100 домов, то может в теории и не оспаривать штраф, если понимает, что действительно не справилась с уборкой (ну или штрафы её не пугают). УК с небольшим числом домов легче уследить за санитарией и попытаться оспорить решение АТУ, если оно несправедливо.
По процедуре сначала выдаётся предписание на устранение, только потом уже штраф. Его размер сильно разнится – до 300 тысяч рублей на юридическое лицо, на должностное – в несколько раз меньше. На кого выписывается – по усмотрению прокурора и АТУ. Если подобных нарушений раньше не было, УК может отделаться предупреждением.
Как уточняет Евгения Шадрина, если нарушение фиксируется по факту, без пострадавших, в целом сроки щадящие – можно успеть всё убрать. А вот если человек упал на придомовой территории, то устранить нарушение нужно незамедлительно. Но для этого нужно, чтобы всё было правильно зафиксировано – вызов скорой, полиции. «Я поэтому всегда за камеры на домах. Чтобы в спорных ситуациях, если человек упал и непонятно, на чьей территории, были объективные данные», – отметила Евгения Шадрина.