Список признаков, по которым банки могут заподозрить в переводе денег признаки мошенничества, с начала 2026 года увеличится вдвое, до 12 пунктов. В него войдут смена номера телефона на Госуслугах за 48 часов до операции, перевод денег человеку, с которым полгода не было финансовых отношений, и сигнал от «Национальной системы платёжных карт».
Банк обязан проверять операции своих клиентов на признаки мошенничества и предотвращать подозрительные операции. Критерии таких переводов с 2018 года устанавливает Банк России и периодически их обновляет. Список расширяется с 1 января 2026 года. Как и сейчас, когда перевод соответствует одному из мошеннических признаков, банк приостановит операцию и предупредит клиента о возможном обмане. Но если человек, несмотря на предупреждение, всё равно настаивает на переводе, то банк обязан исполнить платёж.
Продолжают действовать 6 признаков, которые были введены ранее:
– реквизиты получателя денег есть в базе данных Банка России о мошеннических операциях;
– перевод с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками, и сведения о нём попали в базу данных Банка России;
– информация о получателе денег есть в собственной базе данных банка о подозрительных переводах;
– нетипичная для клиента операция – например, по сумме, периодичности или времени её совершения;
– в отношении получателя денег возбуждено уголовное дело по факту мошенничества;
– информация от сторонних организаций (например, операторов связи) о риске мошенничества. Это может быть нехарактерная для человека телефонная активность с номера, который используется им для обслуживания в банке, рост числа входящих СМС-сообщений от неизвестных адресатов, в том числе в мессенджерах. Банки обязаны учитывать информацию о подобных фактах, выявленных такими организациями как минимум за 6 часов до перевода.
Новые признаки мошеннических операций, которыми дополнен приказ Банка России:
– при бесконтактной операции в банкомате (когда для перевода денег к модулю NFC банкомата прикладывают смартфон или карту) есть задержка во времени обмена данными между банковской картой, в том числе токенизированной (цифровой), и банкоматом;
– «Национальная система платёжных карт» проинформировала банк о риске мошенничества при совершении перевода. Например, это может быть раскрытие сведений о платёжной карте и других электронных средствах платежа посторонним людям;
– за 48 часов до перевода произошла смена номера телефона в онлайн-банке или на Госуслугах; на устройстве клиента (смартфоне или компьютере), которое используется для переводов, обнаружены указывающие на риск мошенничества факторы (например, наличие вредоносного программного обеспечения, изменение операционной системы или провайдера связи);
– попытка внесения наличных на счёт человека с использованием токенизированной (цифровой) карты через банкомат, если владелец этого счёта, то есть потенциальный получатель денег, за последние 24 часа до этого совершил трансграничный перевод в адрес физического лица на сумму больше 100 тыс. рублей;
– перевод денег человеку, с которым ни разу за последние полгода не было финансовых взаимоотношений, при условии, что такой операции менее чем за 24 часа предшествовал перевод самому себе из другого банка через Систему быстрых платежей (СБП) на сумму более 200 тыс. рублей;
– сведения о получателе денег содержатся в государственной информационной системе противодействия правонарушениям, которые совершаются с использованием информационных и коммуникационных технологий. Признак будет применяться с начала работы этой системы – с 1 марта 2026 года.