Жители Первореченского района Владивостока продолжают жаловаться на дым от пассажирского вагонного депо, где готовят поезда к рейсам. Проводники здесь до сих пор вынуждены отапливать вагоны углём. Однако в «РЖД» обещают отказаться от этой практики. Здесь уже установили три высоковольтных зарядных колонки с возможностью подключения до 50 пассажирских вагонов к электрическому отоплению. Но завершить техническое подключение смогут не раньше следующего лета. Этой зимой трубы продолжат коптить, причём топить приходится даже во время маневрирования в сторону главного городского вокзала.
Напомним, с наступлением холодов над городом в районе Военного шоссе, Некрасовского путепровода и улицы Жигура снова появился дым. Здесь готовятся к рейсам десятки пассажирских вагонов и не только. В пути следования они отапливаются электричеством, подключаясь к локомотиву высоковольтным кабелем. Однако в депо подключиться не к чему, поэтому приходится носить уголь в вёдрах и топить печки.
«На электричестве мы можем греться, только когда едем и когда напряжение выдаётся от 3000 вольт. Во всех остальных случаях до сих пор отапливаем сами: когда стоим в депо, когда нас тянут до вокзала и даже потом, когда начинаем набирать скорость и выезжать из города, тоже приходится топиться самим. Когда тока подаётся достаточно, срабатывает генератор, и начинаем уже греться на электричестве. Так мы едем до Белогорска, а дальше, сворачивая на Благовещенск, а потом на Нижний Бестях, опять переходим на уголь. Напряжения на тех ветках не хватает для отопления. Также и в Хабаровске, когда едешь до Советской Гавани», – рассказывает проводница поезда № 027.
Действительно, вагоны тянут через пол-Владивостока при помощи маневрового тепловоза (ТЭМ–2; ТЭМ-18). Работает он на солярке, выдать нужное количество энергии для работы генератора не может. Но это в пути, а вот в депо организовать подключение к электричеству можно, и в некоторых других регионах Дальнего Востока такое давно практикуют. Почему этого до сих пор не сделали на Военном шоссе, не понятно.
Однако в РЖД обещают всё исправить. Службе корпоративных коммуникаций ДВЖД на запрос Новостей VL ответили, что пассажирское вагонное депо во Владивостоке является первым на Дальнем Востоке объектом реализации проекта «Обустройство энергоснабжающими устройствами (высоковольтные колонки, зарядные линии) парков подготовки пассажирских вагонов». Реализация проекта ведётся АО «ФПК» совместно с ОАО «РЖД».
На сегодняшний день здесь установили 50 комбинированных зарядных линий для зарядки аккумуляторных батарей пассажирских вагонов при подготовке в рейс. Также установлены 3 высоковольтных зарядных колонки с возможностью подключения до 50 пассажирских вагонов к электрическому отоплению. Однако технологическое присоединение смонтированного оборудования к электрическим сетям ОАО «РЖД» можно провести только в тёплое время года. Завершить эти работы планируют в 3-м квартале 2026 года. Далее запланирован ввод оборудования в эксплуатацию и постановка на учёт в территориальных органах Ростехнадзора. Только после этого можно будет перейти к подготовке вагонов без использования твёрдого топлива.
В качестве этого топлива, добавляют в ДВЖД, для отопления пассажирских вагонов в депо сейчас используется необогащённый рассортированный каменный уголь марки «Д-длиннопламенный» фракцией 13-50 мм, поставляемый из Республики Хакассия. Он соответствует требованиям безопасности, на каждую партию предоставляются паспорта качества и сертификаты лабораторных испытаний. Древесина и прочие горючие материалы для отопления пассажирских вагонов не используются и не предусмотрены технологией.
Правда, сами работники депо говорят, что ранее иногда использовались и спрессованные опилки. А жители соседних домов иногда жалуются на «дым с химией», от которого кружится голова. Но в ДВЖД отвечают, что за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу следят. Разработан проект нормативов, а также программа производственного экологического контроля. В его рамках, согласно плану-графику, в течение года проводятся лабораторные исследования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
«Исследования осуществляются силами сторонней аккредитованной лаборатории. По результатам исследований превышения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют. Дальневосточная железная дорога прилагает все необходимые усилия для обеспечения принципов устойчивого развития, в том числе в части сохранения экологии», – сообщили к ДВЖД.
Отметим, что после недавней публикации Новостей VL о дыме над Первой Речкой проверку решила провести и транспортная прокуратура. О её результатах пока не сообщалось. Как и не было информации о том, проводились ли такие проверки ранее и к чему приводили. Ведь дым появляется каждую зиму, и трудно объяснить, почему раньше в ведомстве его не замечали.
Переход на электричество, кстати, может и не искоренить печное отопление полностью. Ведь вагоны маневрируют даже в пределах депо, и их не всегда можно будет подключить к «розетке». Вагонов может быть и больше 50, кроме того, по словам работников депо, есть старые вагоны, где электрическое отопление не предусмотрено. В конце концов, в нашем городе никто не застрахован от аварий.