Новости Владивосток

Что изменит закон «об отработках» для будущих медиков и как он отразится на студентах во Владивостоке

В ноябре в Госдуме приняли закон, направленный на решение вопроса кадрового дефицита, в народе известный как закон об отработках для студентов-медиков. Теперь после окончания обучения ребятам необходимо будет отработать до трёх лет в медицинских учреждениях, а учиться на ординатуре, иначе как по целевому набору, не получится. В медицинских вузах Владивостока закон скорее поддерживают. Считают, что он увеличит количество действительно мотивированной молодёжи. Сами студенты переживают, что их обучение сильно затянется, превратившись в кабалу, а как именно будут проходить отработки, до сих пор непонятно.

Вступает в силу закон 1 марта следующего года, тогда же должны быть опубликованы приказы Минздрава РФ, разъясняющие всю его суть. Фактически новый закон – это расширение полномочий министерства без конкретики. Как из-за него изменится жизнь медиков, разбирались Новости VL.ru.

«Преодоление кадрового дефицита»

11 ноября Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части решения вопроса кадрового дефицита в системе российского здравоохранения)». Длительное время, пока он находился ещё в эмбрионном состоянии проекта, его сопровождала жёсткая критика со стороны врачей и студентов, называвших эту инициативу Минздрава то «законом об отработках», то «законом о закрепощении». Сами же законотворцы объясняют, что более половины регионов России недообеспечены врачами-специалистами.

Минздрав уже установил перечень специальностей в колледжах и вузах, выпускники которых будут работать от 1,5 до 3 лет под руководством наставников. В министерстве поступили достаточно хитро. Фактически закон не меняет условия обучения, он меняет условия получения допуска к периодической аттестации. Теоретически можно работать и без неё, но врачу каждые пять лет нужно будет заново проходить первичную аккредитацию, а она сложнее периодической.

Это касается всех студентов – и бюджетников, и тех, кто учится платно. Они должны будут отработать срок в медицинских организациях, участвующих в ОМС (государственных и частных), а целевикам позволят устроиться в те организации, с которыми у них был подписан договор.

Закон также предполагает 100% целевое обучение в ординатуре. В случае отказа от заключения целевого договора вуз имеет право отчислить ординатора или перевести его на платное обучение. Штраф за нарушение договора – двукратный размер стоимости обучения. Так что теперь все узкие специалисты обязаны будут отработать 2 года в организации, с которой заключили договор. Похоже ли это на закабаление медиков? На этот вопрос ответят сами студенты.

«Закон о закрепощении»

Сейчас на бюджетной основе в ТГМУ обучаются 3362 человека, из них 1520 (45%) подписали целевой договор на специалитете и 207 (6%) – на ординатуре. Они должны будут отработать несколько лет в тех медучреждениях, для которых их обучали. Остальные обязаны будут отрабатывать в больницах и поликлиниках, где есть вакансии для отработок. В вузе говорят, что после принятия закона никто из студентов не отчислился.

При этом будущие и уже практически состоявшиеся медики не готовы говорить об этом с журналистами открыто. Боятся даже назвать направление обучения. Анонимно многие говорят, что следили за движением закона и поправками к нему с первого дня, голосовали против и ждали результатов с замиранием сердца.

«Мы понимаем, что никто не будет доплачивать наставникам за эту работу (да и учить вряд ли будут). Понимаем, что врач будет нести полную юридическую ответственность в этот период «продолжения обучения». Ну и, само собой, нельзя купить поесть, квартиру, машину на «надежды пациентов», которыми оплачивается наше обучение. В конечном счёте это всё приведёт к отчислениям студентов и ухудшению уже и так агонирующей медицины в России в целом и в Приморском крае в частности. Мне смешно от того, что сейчас, в капиталистическом обществе, людей пытаются принудить к чему-то, а не мотивировать льготами и жильём», – делится своим мнением выпускник ТГМУ.

Сам он окончил университет в этом году, однако, понимая плачевность своего положения как части нынешней системы здравоохранения в России, принял решение перестать быть винтиком этого со скрипом работающего механизма. Он не стал поступать в ординатуру и переехал с супругой в другую страну. Семья медиков намерена подтвердить свои дипломы там.

Кто-то уже принял свою судьбу и продолжает ждать новые приказы Минздрава с хоть какими-то разъяснениями о работе закона, потому что пока в действительности мало понятно. Одна из студенток уточняет, что «закабаление» началось раньше, с принятия мер, направленных на увеличение числа студентов-целевиков. Согласно приказу, вступившему в силу 1 сентября этого года, абитуриенты, поступающие в ординатуру в рамках целевой квоты от региона или медицинской организации, в которой они обучались, могут получить дополнительные 200 баллов.

«Сама по себе отработка очень мутная – ещё неясно, как это всё будет оформлено, как будут распределять студентов в медорганизации с госпрограммой гарантий. Да и поступление в ординатуру становится дальше и дальше с нововведениями для студентов, заключивших целевой договор. Я проигрываю им, так как они заранее получают 200 баллов для поступления в ординатуру, а я, будучи на бюджетной форме обучения, очень сильно остаюсь позади. Чтобы выучиться на ту специальность, которую я хочу, скорее всего, придётся несколько лет оставить, чтобы заработать баллы в ординатуру и поступить после двух лет. И после двух лет ординатуры я буду обязана отработать ещё 2 года. Суммарно – 12 лет. С целевым – 15-17 лет. Я потратила 6 лет своей жизни на специалитет, чтобы потратить ещё 6 лет на становление узким специалистом», – подсчитала студентка.

Девушка говорит, что если бы у неё была возможность повернуть время вспять, она бы в 2020 году не поступала в медицинский, а выбрала бы специальность биолога или химика в другом вузе. Вероятно, будущие абитуриенты тоже задумаются о чём-то подобном.

Кто-то говорит, что само по себе наставничество – вполне себе неплохая вещь, пускай и не для всех специалистов и направлений. Хотя и несправедливая – ведь теперь отрабатывать должны будут и те, кто заплатил за своё обучение, и те, кто потратил много времени и сил, чтобы поступить на бюджет. И те, и другие надеялись в конце сложнейшего обучения наконец устроиться на хорошую работу и начать получать заработок, соразмерный затраченным усилиям. А не отсиживать срок в ссылке.

«Я учусь на факультете стоматологии, для нас отработка составит 1,5 года в обычных условиях или 1 год в сельской местности. Для меня эти сроки некритичны, считаю, что, наоборот, за это время можно набраться опыта. Не совсем понимаю лишь, расчёт заработной платы как будет происходить, так как мы будем не полноценными врачами, а как бы подопечными каких-то наставников. Хуже всего то, что сейчас все места будут постепенно заменять целевыми, где срок отработки больше и большие штрафы, если студент принимает решение уйти из медицины. Ребятам с лечебного дела крайне сочувствую, потому что у них срок отработки больше, чем у нас. Это несправедливо по отношению к тем, кто поступал своими силами», – делится мнением будущий стоматолог.

«Уйдут немотивированные студенты»

В самих вузах к новому закону относятся положительно. В них в первую очередь обращают внимание не на отработки и их сроки, а на наличие наставника – профессионала, который будет передавать свой опыт. К тому же во многих вузах механизм работы с целевиками уже отработан. Ежегодно в Школу медицины и наук о жизни ДВФУ поступают более 100 человек. При этом на направлении «Лечебное дело» 80-90% студентов – на целевом обучении.

«Новый закон, закрепляющий институт наставничества, ожидаемо усилит привлекательность целевого обучения для абитуриентов, поскольку добавит к гарантии трудоустройства чёткую систему профессиональной поддержки со стороны практикующего врача. Это может привести к перераспределению интереса: большая мотивация к поступлению на целевые и бюджетные места при возможном снижении спроса на платную форму обучения у тех, кто рассматривал её как запасной вариант. Для Школы медицины ДВФУ закон станет основой для более тесной и структурированной интеграции с практическим здравоохранением», – уверенно заявляет Ксения Тян, заместитель директора по развитию Школы медицины и наук о жизни ДВФУ.

В ТГМУ тоже считают, что новый закон даст «красный свет» незаинтересованным студентам и «зелёный» тем, кто действительно готов помогать людям, несмотря ни на что.

«Я думаю, что введение нового закона о наставничестве не отразится негативно на предстоящей приёмной кампании и количестве поступающих студентов. Может быть, даже лучше будет. Почему? На мой взгляд, уйдут низкомотивированные или немотивированные студенты, которые иногда встречаются. Какие это студенты? Которые говорят: «Мама сказала поступать, я за компанию поступил». Наоборот, мы получим в следующем году студента, который желает получить хорошую профессию. Мы знаем, что в медицину большинство идёт ребят, которые мечтают стать врачом. А для тех, кто мечтает, – это не препятствие. Мы же понимаем, что врач всегда жертвует чем-то – собственным здоровьем, своим временем, бытовыми какими-то условиями – настоящий врач. А с теми, кто так… Нам не по пути», – отмечает Игорь Королёв, председатель совета деканов ТГМУ.

Единственное, что не понятно, по его мнению, это разные сроки для отработки для разных направлений и для тех, кто отрабатывает в городе и селе (в городе больше, в селе – меньше).

В минздраве Приморского края закон пока не готовы комментировать – его правовая база ещё не сформирована, приказы федерального министерства продолжают как гром среди ясного неба появляться в сети и в буквальном смысле менять жизнь будущих врачей. И действительно, пока мы готовили этот материал, появился проект нормативно-правового акта «Об утверждении положения о наставничестве». В нём разъясняется, где, кто и как будет его осуществлять, будет ли оно оплачиваться и как студенты будут устраиваться в медучреждения. Сейчас документ находится на этапе публичного обсуждения и проходит независимую антикоррупционную экспертизу. В текст документа могут внести поправки – есть вероятность, что к 1 марта 2026 года, когда закон вступит в силу, само положение будет выглядеть иначе.

Стоит отметить, что в нашем крае есть другие способы «прикрепить» медиков к приморской земле – это компенсация за наём жилья, ежемесячные и подъёмные выплаты и «дальневосточная ипотека». Посмотрим, что справится с нехваткой специалистов лучше.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Полная версия сайта