В филиале музея Арсеньева – Музее города на Петра Великого, 6 – открылась выставка видео-арта «Гимны города». Необычный формат проекта предлагает зрителю по-новому взглянуть на знакомый городской ландшафт и услышать его внутренние ритмы. Экспозиция посвящена образам и звучанию двух столиц – Москвы и Владивостока. Чтобы с ними познакомиться, нужно войти в специально спроектированное пространство, напоминающее комнату для медитаций, в котором зритель остаётся наедине с изображением и звуком.
Выставка стала результатом совместной работы Третьяковской галереи, Музея города и владивостокской команды архитектурного бюро Concrete Jungle, которая уже долгое меняет облик города. Её название отсылает не к буквальному звучанию, а к попытке услышать музыкальность самих городов. В этом проекте Москва и Владивосток воспринимаются как самостоятельные партитуры: ритмы архитектуры, движение воды, паузы, тишина и звук складываются в особое звучание каждого пространства. Видео-арт становится способом уловить этот внутренний ритм города и передать его зрителю через образ, движение и звук.
Во Владивостоке художников, работающих с форматом видео-арта, пока немного, хотя это востребованная и понятная многим сегодня форма. «Такой формат даёт возможность говорить со зрителем о волнующих темах языком художника, и эти смыслы будут считываться», – отмечает куратор проекта Ольга Зотова.
В центре экспозиции – две видеоработы, разные по настроению, но объединённые общим пространством и идеей. Это известный видео-арт «Гимны Московии» из архива Третьяковской галереи авторства Дмитрия Венкова и работа видео-команды Concrete Jungle. Они размещены в специально спроектированном павильоне, который по ощущениям напоминает комнату для медитации: почти полная темнота, зеркальная стена, отсутствие предметов. Зритель остается наедине с изображением и звуком.
Слева – «Гимны Московии»: путешествие по Москве, где архитектуру сталинского ампира, советского модернизма и современности зритель рассматривает вверх ногами. Медленное движение перевёрнутой камеры, отсутствие человеческих следов и торжественная, слегка тревожная музыка создают образ застывшего, отстраненного города. «Чувствуется такой… империализм», – делится впечатлением одна из посетительниц.
На противоположной стене – совсем другая история. Непрерывное видео без склеек: крупный план воды, птица, проплывающая лодка. Под тихие звуки воды и электрички зритель погружается в атмосферу, знакомую каждому жителю Владивостока. «Эта работа стала небольшим исследованием природного каркаса города. Сопки, реки – а именно реки у нас самый недооцененный элемент. Они спрятаны в трубы и бетон. Во Владивостоке существует около 350 водных объектов, о которых многие даже не подозревают, поэтому наша работа посвящена именно рекам», – рассказывает художник и сооснователь Concrete Jungle Вадим Герасименко.
Авторы видео о Владивостоке стремились создать цельный художественный образ города, в котором важна сама возможность выбора точки зрения. Где бы ни оказался человек – даже в самом плотном и насыщенном городском пространстве, – достаточно повернуться лицом к морю, и урбанистическая картина исчезает, оставаясь за спиной. В этот момент город раскрывается иначе: не как совокупность зданий и инфраструктуры, а как пространство, где природное начало всегда находится рядом и способно мгновенно изменить ощущение среды и самого присутствия человека в ней.
Выбор площадки для выставки также не случаен. «Важно, чтобы музей всегда оставался частью города и отражал то, что в нем происходит. Тогда посетитель, увидев частичку города в музее, может задать вопросы, изучить контекст, а затем выйти на улицы уже как самостоятельный исследователь – наблюдать красоту и смыслы пространства», – подчеркивает Александра Матюшкина, заместитель директора Музея-заповедника Дальнего Востока.
Познакомиться с выставкой видео-арта «Гимны города» в Музее города можно до 5 апреля.