Громкое дело об изъятии имущества у бывшего мэра Владивостока Владимира Николаева по касательной задело десятки городских предпринимателей, добросовестно купивших когда-то коммерческие помещения, приватизированные в середине нулевых. Причём узнали они об этом случайно, когда один из собственников готовился к сделке и обнаружил судебный запрет на регистрацию. Как оказалось, в иске Генпрокуратуры фигурирует более 120 помещений по всему городу, приобретённых за последнее десятилетие по рыночным ценам. Их собственники намерены срочно вступить в дело, чтобы не лишиться имущества.
Коротко напомним, что весной Генеральная прокуратура внезапно заявила, что Владимир Николаев, избранный в 2001 году депутатом ЗСПК, а потом и мэром Владивостока, оказывается, нарушал закон, поскольку продолжал в это время заниматься бизнесом. С помощью связей и положения он сформировал активы стоимостью 14,8 млрд рублей, оформленных на родственников и подставных лиц. В июле суд изъял 735 объектов недвижимости, включая ЖК «Магнум», «Атлантикс Сити», санаторий «Амурский залив», как имущество, полученное коррупционным путём.
Но на этом Генпрокуратура не остановилась и подала второй иск. В нём сказано, что дополнительными проверками установлено, что Николаев скрыто владел ещё рядом юридических лиц. Соответственно, есть ещё две истории, позволяющие продолжить конфискацию. В первой фигурирует АО «ТУРНИФ» и бывший бизнес-партнёр Николаева Дмитрий Глотов, у него теперь могут отобрать строительную ГК «Ареал».
Вторая история ещё любопытнее. Прокуратура считает, что Николаев, будучи главой города, устроил распродажу муниципального имущества на аукционе с закрытой подачей предложений о цене. При этом доступ к торгам получали исключительно аффилированные ему коммерческие компании. Другие участники к распределению высоколиквидных лотов не допускались. В результате с 2005 по 2012 год Николаев обратил в собственность более 130 объектов недвижимости совокупной площадью 12,7 тысячи кв. м и кадастровой стоимостью более 700 млн рублей. Недвижимость в последующем реализовали третьим лицам – просто выставляли на сайте объявлений и продавали по рыночной стоимости. Особенно много таких предложений от связанного с Николаевым агентства недвижимости появилось в районе 2019 года. Участники рынка тогда говорили, что бывшему мэру срочно понадобились деньги, чтобы достроить башни «Магнума».
В новом иске прокуратура потребовала обратить в доход государства солидарно с Николаева и ещё нескольких лиц 730 млн рублей. Видимо, это как раз и есть компенсация за распроданное имущество муниципалитета. В качестве обеспечительных мер на счета, движимость и недвижимость экс-мэра и других лиц наложен арест. Но, что интересно, Генпрокуратура в своём иске не просит изъять коммерческие помещения, которые прошли через компании экс-мэра и обрели новых собственников. Не просит даже наложить на них арест. Есть только одно требование: запретить Росреестру осуществлять с ними кадастровый учёт и госрегистрацию. Суд в обеспечительных мерах этот пункт удовлетворил.
Но собственники недвижимости узнали об этом случайно спустя почти месяц.
«У меня сеть мини-отелей, – рассказывает предприниматель Константин Бурносов. – Одно из помещений я купил под прачку ещё в 2021 году. В пятницу соседи рассказали, что смотрели свой объект для продажи и увидели, что на нём запрет регистрационных действий от сентября 2025 года. Начали копать, заказали в МФЦ документы основания и увидели в определении суда огромное количество объектов одним блоком. Мы не являемся ни ответчиками, ни третьими лицами, но на наше имущество одним блоком наложены обеспечительные меры. Ты не можешь ни продать, ни заложить, ни подарить, ни сдать в долгосрочную аренду, то есть твои права ограничены. Можешь пока только пользоваться имуществом, ключевое слово – пока».
По его словам, хоть в иске и не прописано требование об изъятии, вероятность этого велика. Иначе для чего было накладывать обеспечительные меры. А то, в каком ускоренном режиме происходят процессы вокруг Николаева, только добавляет опасений.
Всего под запрет регистрации попало 123 объекта недвижимости. В решении суда перечислены только их кадастровые номера. Но Константин с командой за выходные составил список с адресами, площадью, годами приобретения. Самый ранний – 2014-й, но большинство обрели собственников в последние пять лет.
Скорее всего, большинство собственников до сих пор не знают об обеспечительных мерах. Константин опубликовал список, чтобы объединить как можно больше пострадавших и составить коллективное обращение, привлечь омбудсмена и вступить в дело третьими лицами, чтобы защитить свои права. Несколько собственников уже откликнулись.
«Три года назад я купил помещение на Мордовцева под офис. Просто через объявление, не знаю никакого Николаева. У физлица купил, с юристами всё проверили – никаких проблем там не было. Заключили сделку, все документы есть. Тут проходит время, и мне пишут – проверь, не подходит ли твоё помещение. Открываю – оно в списке. Проверяю через Госуслуги – стоит обременение. Меня не вызывали ни в суд, не присылали никаких повесток. Просто взяли и решили, что моё помещение хотят забрать. А на основании чего? Я абсолютно добросовестный покупатель. Что там город до этого делал? Как его выводили? Так пускай с этих людей и взыскивают. При чём тут моё помещение? Кто мне возместит все потери, вложения в ремонт, покупку? Я купил по рыночной цене, не по дешёвке. И вот просто так проблемы на мою голову», – говорит предприниматель Сергей.
Многие помещения, судя по всему, после вывода из муниципального имущества не использовались годами, их приходилось восстанавливать, проводить электричество, воду, канализацию. Вкладывать огромные деньги в ремонт.
«У меня была квартира на Мордовцева, – рассказывает другая предпринимательница, – купила через стенку помещение, завела туда воду, электричество, везде тянула кабели по договору со ВПЭС. Договор на отопление заключила – там были срезаны батареи, закольцованы стояки. Платила налоги. Получается, администрация распродала убитые помещения, а сейчас они у нас забирают не просто отремонтированные, а ещё и с готовыми арендаторами, у которых договоры заключены на пять лет. И всё, арендатор сейчас будет им платить. Нормально? Красиво сделали. Я им отремонтировала, нашла арендатора, заключила договор, и арендатор им будет деньги платить, а я – по судам бегать. Я всю жизнь пахала как лошадь, мне шестой десяток, я многодетная мать, заслуженный работник образования... Что это такое вообще?»
«В 2022 году купил помещение у юрлица. Оказывается, оно как-то относилось к Николаеву. В 2005 году администрация Николаева распродавала имущество, а в 2025 году у меня его хотят отобрать. 20 лет прошло. Почему ничего не делали? Сейчас, я так понимаю, мне скажут – иди и забирай с этих фирм, которые уже банкроты, на которые государство уже миллиарды наложило. Мне скажут с ними судиться? По факту, я это воспринимаю просто как грабёж, а как это ещё можно назвать?» – спрашивает предприниматель Олег.
В списке огромное количество домов. В основном в них продавались помещения в цоколе, на первом, реже втором этажах. За исключением четырёх квартир (на Стрельникова, Карбышева, Суханова и Гризодубовой) всё это нежилые помещения, в них открывались офисы, медицинские кабинеты, кафе, хостелы, салоны красоты и так далее. Где-то площадь всего 14 кв. м, а где-то, как на Ладыгина, целая пристройка к дому площадью 535 «квадратов».
Поскольку даже на Госуслугах не было никаких уведомлений, владельцы помещений надеются на общественный резонанс, после которого остальные собственники проверят статус недвижимости и тоже включатся в борьбу за свои права. Активисты планируют в ближайшую неделю объединить хотя бы пару десятков собственников на базе организации «Опора России», привлечь уполномоченного по правам бизнесменов и подавать коллективные обращения, отстаивать права, возможно, даже на федеральном уровне, учитывая, что иск подан Генеральной прокуратурой. Но главное, по его словам, чтобы все смогли заявиться в судебный процесс.
Для связи с инициативной группой можно написать в редакцию Новостей VL: в WhatsApp: +7-924-423-77-33 и в Telegram: @news_vlru, или на почту lenta@newsvl.ru.
Предварительное судебное заседание по делу Николаева – Глотова было назначено на 26 сентября, но его в итоге отложили на 17 октября. Редакция продолжает следить за развитием событий.