Новости Владивосток

«Это решение назрело, оно необходимо»: глава Минпромторга ответил на вопрос коммунистов о повышении утилизационного сбора

Утилизационный сбор повышают из-за того, что физлица покупают слишком много машин, и производство внутри страны не выдерживает этой конкуренции – примерно так обосновывает грядущий законопроект министр промышленности и торговли РФ. Антон Алиханов, выступая на заседании фракции КПРФ в Госдуме, ответил на вопрос депутата Алексея Корниенко, зачем повышают «утиль» и что произойдёт, по версии Минпромторга, если этого не сделать. Судя по всему, этот вопрос уже решён, невзирая на общественное возмущение.

По данным Минпромторга, по итогам 9 месяцев 2025 года более 73% автомобилей было ввезено в Россию с помощью физических лиц с уплатой льготного утилизационного сбора. Антон Алиханов объяснил, что если так будет продолжаться, вновь открытые в России автомобильные заводы придётся просто закрыть, а людей – уволить.

Министр довольно подробно ответил на вопрос депутата Алексея Корниенко, который озвучил «народное возмущение» жителей Дальнего Востока в отношении грядущего изменения методики расчёта и повышения утильсбора до коммерческих значений. Видео с заседания фракции КПРФ в Госдуме есть в распоряжении редакции Новостей VL.

«Да, действительно, в прошлом году был повышен утилизационный сбор и в этом году проиндексирован для ввоза машин юридическими лицами, – сказал Алиханов. – Это не привело к росту цен на рынке. Мы видим даже, по данным официальных продаж в дилерских центрах, что цены либо остались прежними, либо по отдельным моделям даже снизились на 100-150 тысяч рублей, а на некоторые и больше. При этом диспаритет между ввозом официальным дилером, юридическим лицом, и физическими лицами – он становится существенным. Это либо пять тысяч рублей, либо миллион и выше на новый импортный автомобиль. И у нас, к сожалению, сложилась ситуация, когда по итогам 9 месяцев этого года больше 73% ввезённых автомобилей были ввезены физическими лицами. У нас в дилерских центрах начинают предоставляться услуги так называемых серых продаж, когда ввезённые на физлиц автомобили продаются уже через дилерские центры. Это приводит к существенному искажению рынка. Мы понимаем, что те компании, в том числе китайские, которые пришли и запустили заводы в Калуге, в Калининграде, Липецке и других городах – все эти компании свои инвестиции прекратят, если мы не урегулируем этот вопрос».

Чиновник сказал, что речь здесь даже не про жителей Дальнего Востока – то, что называют «серым импортом», практикуют практически во всех регионах страны. А за счёт утилизационного сбора пополняется федеральный бюджет. Напомним, ещё в 2019 году депутат Алексей Корниенко по просьбе редакции направлял запрос в Минпромторг с тем, чтобы выяснить, куда же направляются средства, – ведь ни единого предприятия по утилизации с 2012 года, когда сбор появился, так и не было построено. «Весь доход от взимания утилизационного сбора направляется в федеральный бюджет и является источником финансирования в том числе обязательств социального характера», – говорилось в ответе. С тех пор почти ничего не изменилось, однако появились некоторые уточнения.

«Ещё раз говорю – это так повлияло на рынок, что утилизационный сбор в этом году как доходный источник [федерального бюджета] существенно сократился. Вы знаете, уже были приняты поправки, мы по линии Минпромторга более 110 млрд рублей секвестировали (то есть сократили расходование. – Прим. Новостей VL). Сейчас, я видел уже эти поправки, предложено секвестировать ещё 124 млрд рублей. Это те деньги, которые мы недособрали через утилизационный сбор. Они идут на поддержку автостроения, самолётостроения и других отраслей промышленности, которые формируются за счёт утилизационного собора. По сути у нас сформировано отдельное направление-угроза, которое позволяет находить обходные пути. Это дестимулирует инвестиции со стороны наших новых партнёров, которые вкладывают в производство. Что такое автомобильное строение в России? Это от 400 до 700 кг произведённых в стране материалов в каждом автомобиле – резина, пластик, металл, стёкла и так далее. Ничего этого не будет, если не будет защищён рынок. Мы можем, конечно, говорить, что нам нужны дешёвые автомобили, убрать все пошлины, все барьеры. Но мы тогда просто закроем огромное количество рабочих мест, которые работают на автомобилестроении. При этом, хочу заметить, больше 80% автомобилей в Российской Федерации, даже с учётом этого постановления, не попадут под повышение. Автомобили до 160 л. с. мы не трогаем. Это больше 80% автомобильного рынка в стране. Ко мне много обращаются через соцсети – я всегда спрашиваю «что везёте?», Говорят – BMW, VW, ещё что-то. То есть автомобили такие… неплохие. Не буду говорить «роскошь – не роскошь», но не экономсегмента. Я понимаю, тяжело всё это объяснять, конечно, людям, которые их уже купили. Но я экономические предпосылки обрисовал. Это решение назрело, оно необходимо. Но понимаю, что радость это навряд ли вызывает», – подытожил Алиханов.

К слову, многие предполагали, что повышение «утиля» лоббировал «АвтоВАЗ». Однако главный автозавод страны в этом случае как раз остаётся проигравшим, поскольку не выпускает автомобили мощностью больше 160 л. с. То есть ему сейчас достанется самая «богатая» конкуренция – с сохранившимися льготными ставками сбора.

Намеренно или нет, но министр не упомянул, что под ударом оказались не только автомобили с двигателями мощностью от 160 лошадиных сил, но также и гибриды, у которых «проходная планка» вдвое ниже – 80 лошадиных сил. Какое количество рынка сейчас занимают такие машины, не говорилось и в пояснительной записке к законопроекту об изменении методики расчёта утилизационного сбора.

Но в целом ответ министра выглядит так, как будто вопрос уже решён – и общественные обсуждения, как всегда, носили исключительно рекомендательный характер и были проведены лишь потому, что так надо.

Напомним, 11 октября во Владивостоке должен пройти согласованный митинг против повышения ставок утильсбора. Вопреки прогнозам Минпромторга эксперты отрасли говорят, что после изменения методики расчёта и ставок сбора автоимпорт упадёт вдвое и «потянет» за собой все смежные отрасли – от складов временного хранения до автовозов.

Законопроект, несмотря на то, что обсуждения уже завершены, продолжает собирать «дизлайки» – на вечер 7 октября было уже 123 тысячи негативных оценок против 658 тех, кто проголосовал за.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта