Во Владивостоке суд рассмотрит уголовное дело в отношении бывших топ-менеджеров ООО «Торговый дом «Транзит-ДВ», которым вменяют преднамеренное банкротство, мошенничество и легализацию доходов на гигантскую сумму – около 3,5 млрд рублей. На скамье подсудимых оказались трое участников схемы. Однако основной фигурант, король «северного завоза» Игорь Польченко, до сих пор находится в розыске. В 2019 году Интерпол задержал его на Кипре, однако экстрадиции не последовало.
Среди фигурантов, чьё дело передаётся в Ленинский районный суд, есть бизнес-партнёр Польченко – Сергей Болдырев. С ним они вместе построили империю, которая занималась бункеровкой судов и северным завозом. Ещё один фигурант –Константин Хилинский, бывший гендиректор ООО «Торговый дом «Транзит-ДВ», а также бухгалтер Дубровина.
По данным следствия, в 2014–2017 годах они обладали организационно-распорядительными полномочиями в ООО «Торговый дом «Транзит-ДВ» и достоверно знали о неплатёжеспособности организации и наличии убытков, но всё равно увеличили уставный капитал компании с 10 тысяч рублей до 15 млн рублей за счёт нераспределённой прибыли юридического лица при её фактическом отсутствии. После этого они сфальсифицировали бухгалтерскую отчётность за 2014 год, которую предоставили в один из коммерческих банков, а также обеспечили подписание юридическими лицами, входящими в группу компаний «Транзит-ДВ», кредитно-обеспечительной документации с целью получения заёмных средств.
Создав видимость стабильного и устойчивого финансового состояния юридического лица, соучастникам удалось заключить три кредитных договора на общую сумму около 3,5 млрд рублей. Полученные деньги были легализованы фигурантами путём заключения с аффилированными им иностранными компаниями трёхсторонних сделок на общую сумму 2 млрд 255 млн рублей, а также выведены через экономически не выгодные сделки, что повлекло банкротство юридического лица.
Двое скрывшихся от следствия фигурантов объявлены в международный розыск, уголовное дело в отношении них выделено в отдельное производство. Это сам Игорь Польченко, которого называют основным бенефициаром группы компаний «Транзит-ДВ», а также Валерий Морозов, управляющий группы компаний «Транзит-ДВ» в период, когда совершались преступления.
Интересно, что в августе 2019 года Интерпол задержал Игоря Польченко на Кипре. Предполагалось, что за этим последует экстрадиция в Россию. Однако прошло уже шесть лет, а обвиняемый в мошенничестве предприниматель всё ещё в розыске.
Бизнесмен Игорь Польченко, первый резидент свободного порта Владивосток, являлся бенефициаром либо одним из основных совладельцев целого ряда крупнейших коммерческих предприятий Приморья, связанных с группой компаний «Транзит-ДВ». В неё входили «Северо-восточное морское пароходство» (СВМП), торговый дом «Транзит-ДВ», «Востокбункер», «Хасан Сервис ДВ», «Востоктепло», фонд «Славянские лотосы», «Магадан-транзит ДВ», «Владрыбснаб» и фонд «Наш север». Практически все они в итоге обанкротились. Действующим остаётся ЗАО «Востокбункер», которому пришлось расплачиваться по долгам беглого бизнесмена – около 1 млрд рублей ВТБ.
Впрочем, крупнейшим кредитором был Сбербанк. Как писали СМИ, в 2015 году представители «Транзит-ДВ» обратились с заявлением об открытии кредитной линии, и на счета группы компаний поступило более 3,5 млрд рублей. Однако уже в 2016 году выплаты по кредитам перестали осуществляться, большая часть компаний Польченко и его компаньонов оказалась в процедуре банкротства. Обращения банков в правоохранительные органы и стали поводом для возбуждения уголовных дел по фактам преднамеренного банкротства, незаконного получения кредита и особо крупном мошенничестве. Кроме того, выявился ряд сомнительных сделок на сумму свыше 2 млрд рублей, в которых были задействованы кредитные средства, а также факт «утраты» закупленного мазута примерно на 600 млн рублей. Польченко не стал дожидаться ареста и уехал за границу.
В прокуратуре отмечают, что принятыми в ходе расследования обеспечительными мерами причинённый банку ущерб возмещён в полном объёме.
Судя по всему, империю Игоря Польченко подкосил 2014 год и валютные кредиты. Из-за падения курса рубля обязательства группы перед банками выросли более чем в два раза. А низкие цены на нефть снизили выручку бункеровочного подразделения группы.