Новости Владивосток

Антон Финогенов, ДОМ.РФ: «Владивосток постепенно открывается людям» (ИНТЕРВЬЮ)

Директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов, который приехал на Восточный экономический форум, рассказал о примерах интеграции новых сценариев в городскую среду, способах сохранить и приумножить население Дальнего Востока, а также о том, что поможет инфраструктуре Владивостока стать лучше.


Аудио-, видео- и текстовую версии интервью можно слушать, смотреть и читать у нас на сайте. Видеоинтервью мы также опубликовали на нашем YouTube-канале. А послушать аудиоверсию также можно на специальном сайте или в Telegram-плеере, где собраны все выпуски наших интервью. Там же можно подписаться на наш подкаст, чтобы получать уведомления о новых выпусках.



— Вы не первый раз во Владивостоке. Какие изменения заметили с последнего приезда?

— Я город наблюдаю уже 20 лет и, конечно, вижу, что он постепенно гуманизируется.

Когда приехал сюда, сразу понял, что это столица автомобилей, столица пробок. Пешеход здесь не в почёте. Ну а когда льют дожди, понимаешь, что в машине – самая комфортная среда в городе. 

Сейчас мы видим, что Владивосток постепенно открывается людям. Ходить пешком становится удобнее. И самое главное – город открывается морю, жители могут коммуницировать с водой. И это прекрасно, потому что мы все любим Владивосток как такую восточную морскую столицу России. Я сам из Санкт-Петербурга, и у меня, наверное, в генофонде заложено, что город и вода – это две абсолютно единые истории. Когда я вижу похожие на петербургские набережные, я радуюсь. И понимаю, что таких городов России остро не хватает, особенно на Дальнем Востоке.

Плюс появляются отличные примеры общественных пространств, которые учитывают рельеф. Потому что, в отличие от моего родного Петербурга, сложность развития и создания качественной городской среды во Владивостоке в том числе в сложном рельефе. И видно, что с ним научились работать, появляются интересные парковые и средовые решения. Это очень круто и делает город ещё более интересным, нелинейным. Постоянно какие-то новые фишки открываешь – это вообще притягивает, и туристов, и жителей выводит в городскую среду из машин.

— В развитии городов немалую роль играют мастер-планы. Можете поделиться результатами работы в этом направлении?

— Во-первых, главное, что люди увидели конкретные дела, реализацию конкретных проектов, а не просто документ, не просто пиар. С момента завершения разработки первых мастер-планов по поручению президента на Дальнем Востоке около двух с половиной лет прошло. И мы видим, что реализованы первые проекты благоустройства, идёт уже реальный процесс строительства конкретных объектов, которые горожане ждали иногда десятилетиями. И во многом меняется динамика развития города. Конечно, ярче видно там, где вообще были большие проблемы со строительством, например, Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский. 

Но даже в таком сложном и динамичном городе, как Владивосток, мы видим эти трансформации. Появляются новые общественно-культурные кластеры. Мы едем по Золотому мосту и видим чудесный пример нового общественного проекта – [музейно-театральный комплекс на Орлиной сопке], который, я думаю, станет визитной карточкой города. Мы идём по прекрасной набережной [Спортивной гавани], которая символизирует то, что город начинает выходить на водную гладь и, самое главное, наполнен современными, экологичными функциями для разных возрастов. 

И ещё, наверное, важно, что развиваются креативные пространства. Это значит, люди верят в город, в его потенциал. Потому что креативный класс – самый нежный, сразу в Питер, сразу в Москву. А здесь видна динамика – они верят в город, что здесь можно реализоваться, заработать, и, собственно, реализуют здесь проекты. Это, наверное, самое важное – вера людей в будущее. И мастер-план как раз должен доказать, что это будущее – оно вот здесь, его можно потрогать, а не где-то там далеко впереди.

— Если говорить про благоустройство, в том числе по этому показателю Владивосток в индексе качества городской среды вырос. По некоторым другим показателям, типа строительства жилья и общественно-деловой инфраструктуры, например, – тоже. Но вот по дорогам, озеленению и соцобъектам процессы идут медленнее. Какие кейсы вы могли бы привести в пример как лучшие в этом направлении? 

— Если мы говорим про социальную инфраструктуру, то, конечно, всё больше будут появляться гибридные формы с точки зрения архитектуры, когда социальные объекты интегрируются в первые этажи зданий, особенно с учётом дефицита территории, рельефных особенностей. Знаете, такая вертикальная архитектура здесь абсолютно естественна и в части школ, и в части детских садов, и в части поликлиник. Это, наверное, первый тренд. 

Вторая история – это, конечно, взаимодействие с частным бизнесом. Без частного государственного партнёрства никуда. Мы понимаем, что никаких бюджетных денег не хватит, если пытаться исключительно за счёт государственных средств решать все инфраструктурные проблемы. Многие люди готовы платить за качество, исходя из этого есть возможности для бизнеса.

Конечно, нужны и нетривиальные решения, особенно в части транспорта. Потому что очевидно, что такой высокий уровень автомобилизации вкупе с такими сложнейшими планировочными условиями центра Владивостока требует по-настоящему инновационных подходов. Здесь необходимо формировать умную модель светофоров, регулировать движение. Конечно, это невозможно без в том числе появления большого количества камер и ещё более платной парковки. Но я могу тут сказать, что, увы, да, автомобилисты должны понимать, что в таких городах, как Владивосток, дорого будет пользоваться инфраструктурой и автомобилем прямо в центре города. Но, конечно же, надо создавать альтернативу. И эта альтернатива – и пешеходное движение, и, конечно же, вопросы, связанные с развитием общественного транспорта. Это, наверное, ключевой приоритет для Владивостока – наконец, найти форму, схему, по которой будет работать внеуличное движение автобусов и каких-то других видов транспорта, либо железная дорога наконец будет интегрирована в транспортную систему как внутригородской транспорт. 

На самом деле, учитывая особенности Владивостока, решения неоткуда подсмотреть в России. Скорее, надо смотреть в сторону Юго-Восточной Азии, на самые передовые китайские, корейские, японские, малайзийские мегаполисы, на Сингапур, конечно, который у нас все любят вспоминать. И вот ко всем этим инновациям нужно быть готовым, и в том числе управленчески. Потому что я понимаю, что создать такую инфраструктуру в таких условиях гораздо сложнее, чем в обычном среднестатистическом российском городе.

— А как ДОМ.РФ помогает регионам для реализации проектов, в том числе в рамках мастер-плана? 

— Во-первых, мы помогаем кадрами, интеллектуально. Всегда есть возможность к нам обратиться, пройти наши курсы, [получить] дополнительные квалификации. Как здесь, во Владивостоке, так и в Москве мы сотрудничаем с вузами. 

Второй важный момент – это, конечно, «длинные деньги» – кредиты на строительство инфраструктуры. У нас есть инфраструктурные облигации под строительство объектов социальной инфраструктуры, есть льготное проектное финансирование и, конечно, есть льготные ипотечные программы. Кроме того, мы даём скидку по проектному финансированию для энергоэффективных зданий – и это тоже подталкивает девелоперов быстрее переходить от слов про зелёную повестку к делу. 

Ещё – конечно же, арендные дома, которые позволяют молодёжи быстрее и дешевле решить свои жилищные проблемы здесь и сейчас.

Активно мы сейчас выходим на рынок лизинга, в том числе коммунальной техники. А это для Владивостока крайне актуально – уборка улиц, особенно в зимний период, когда бывают залповые осадки, и в межсезонье. 

В общем, есть целая палитра разных решений. Есть цифровые инструменты как раз для развития города, потому что ДОМ.РФ во многом это уже и IT-компания – у нас есть своя компания «ДОМ.РФ Технологии», и она как раз может помочь многими решениями в части «умного города». Это направление, наверное, для нас вообще одно из приоритетных на ближайший год.

— В прошлом году открылся павильон ДОМ.РФ на набережной Спортивной гавани, сейчас компания поддерживала появление муралов на пилонах Золотого моста и фасаде «Олимпийца». Расскажите про идеи этих проектов.

— Это примеры таких мягких интеграций новых сценариев в текущую городскую среду. Мы показываем, как можно менять пространство достаточно быстро, делая его многофункциональным, удобным… И формировать интегративность сообществ в городе, как, например, с сообществом буккроссинга, уж извиняюсь за англицизм, в нашем павильоне.

Что касается муралов, это возможность сделать город ещё более разнообразным. Их создают на пустых объектах, на которые иначе не обращают внимания, что говорить. Например, фасад «Олимпийца» был не самым выразительным архитектурным примером советского модернизма. Теперь мы видим, что пространство заиграло новыми красками в прямом и в переносном смысле. Ещё муралы – это попытка создать городскую мифологию. Владивосток претендует на статус столицы всего гигантского макрорегиона. Как, если не муралами, показать вот эту сложность Дальнего Востока, его культурное, природное многообразие и зафиксировать владивостокскую столичность? 

И, конечно, пространства, которые мы создаём, формируют новые точки остановки в городе – для жителей, для туристов. И это ровно то, что требуется от гуманизации городской среды, – чтобы у людей было больше возможностей посмотреть, подумать, обменяться мнениями и вдохновиться.

— Одна из важных задач сегодня – сохранить население в регионе, удержать его, в том числе какими-то точками протяжения. Поделитесь идеями, как сохранить и преумножить население на Дальнем Востоке в целом и в Приморье в частности?

— Во-первых, нужна цель, нужна идея. Люди должны поверить, что в этой зоне, на этой территории будут происходить позитивные изменения, будут происходить быстро, и в этом водовороте можно будет найти для себя интересные перспективы. Нужна вера в территорию, вера в будущее этой прекрасной земли.

Второй важный момент – пространство должно быть модным для молодёжи. Очень важно, где ты живёшь, какой имидж у города, какой образ рождается, когда ты слышишь его название, что тебе не стыдно сюда позвать друзей, не стыдно выложить в соцсети виды этого города. Именно это часто влияет – особенно на школьников, когда они принимают решения, где будут учиться. 

Конечно же, крайне важна поддержка малого бизнеса. Мы понимаем, что часто молодёжь связывает своё будущее со свободой. А свобода – это как раз собственное дело. У нас растёт количество молодых предпринимателей, и, конечно, город должен поддерживать такие инициативы. Во многом гуманизация города, развитие городской среды – это про новые бизнесы, сферу услуг, какие-то IT-решения, проектирование. 

И если город активный, он, собственно, создаёт большое количество рабочих мест в этой сфере – а это часто именно молодёжь, люди, которые как раз нужны для будущего города и для будущей демографии. Потому что рост населения – это всё-таки молодые новые семьи. И если город активный, сюда и люди высококвалифицированные готовы переехать. Поэтому хорошая городская среда рождает будущее и, собственно, рождает новые семьи.

— Блиц. Какое у вас любимое место во Владивостоке?

— Не помню географически как оно называется… Мы долго по пробкам ехали до конца полуострова…

— На маяк.

— Да! Я там искупался в сентябре и сделал прекрасную фотку ещё 15 лет назад. Такой океанский вид, дощатый помост и вообще ощущение, что ты где-то в Монте-Карло… Все вообще недоумевали: куда это ты так поехал стратегию делать? Наверное, это главное место, куда я люблю во Владивостоке возвращаться. 

И, конечно, мне ещё очень нравится район, где переплетена история города, китайская и российская культуры – Миллионка. Она для меня такая многослойная… Я могу каждый раз её заново переоткрывать. Когда заходишь в спортзал, а там, оказывается, был какой-то китайский театр. И это просто супер! Это то, что мне очень нравится в Петербурге, и то, что есть во Владивостоке.

— А каким бы вы хотели видеть Владивосток через 25 лет?

— Хотел бы видеть, знаете, полноценным, а не по разговорам, кусочком Европы в Азии, в хорошем смысле. Многие города в Юго-Восточной Азии сейчас пытаются дать такое же качество среды, разнообразие, комфорт, какие есть во многих европейских городах. Поэтому конкуренция будет очень сложной, важно соответствовать. 

Но я, конечно, верю в то, что Владивосток всем покажет и Россию, и Европу с точки зрения качества решений, качества среды и суперидей, которые всегда в России рождаются. И когда они интегрируются, с одной стороны, с европейской культурой и с культурой, собственно, азиатской, это дает прямо вау-эффекты. 

Поэтому это город креатива, город коммуникации. «Порт 2.0», скажем так – он и про прямую функцию, и про, наверное, какой-то креатив.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта