В Хорольском округе проводят раскопки на городище Криничное. Предположительно, впервые люди пришли сюда в эпоху бронзы, около 2500 лет назад, и основали здесь поселение. Позднее, в 5-6-м веках нашей эры территория была заселена племенами мохэ, а в эпоху Средневековья здесь могли побывать бохайцы или чжурчжэни. На базе археологической экспедиции проводятся занятия летней археологической школы, в которых принимают участие дети из Хороля, Поповки, Артёма и Дальнереченска. Участие бесплатное. Корреспонденты Новостей VL.ru отправились на место раскопок.
Палаточный городок археологов на первый взгляд напоминает место отдыха у озера. Только более оборудованное. Деревянный стол под навесом, бочки с водой, небольшой хозяйственный домик и несколько палаток. Жизнь в городке кипит – одни играют в шахматы, другие собираются на рыбалку, остальные готовят обед и накрывают на стол. Без дела не остаются даже местные собаки – внимательно наблюдают за обстановкой. В самом центре лагеря – камералка – место для обработки артефактов. Здесь стоят несколько вёдер с водой для мытья находок, сушится помытая керамика, кости и каменные орудия.
Основные обсуждения раскопок проходят в домике. Здесь есть электричество, а у одной из стен натянут экран для проведения презентаций. Тут не только работают, но и обучают. В полевую археологическую школу Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН в первой половине дня приходят дети из ближайших сёл – Поповки и Хороля. Их тоже приобщают к раскопкам. Также в раскопках участвуют ребята из археологического клуба «Резерв» из Уссурийска.
Сама идея школы началась с проекта. Инициативная группа учёных выступила с предложением организации летней школы и подала заявку на финансирование в фонд «История Отечества». В марте узнали, что проект получил поддержку. Теперь на городище Криничном проводят раскопки и занятия по истории археологии Хорольского района.
«Мы связались с учителями, с местным отделом образования, и им тоже эта идея показалась интересной. Мы решили попробовать сделать. Понимали, что это будет пробный год, конечно, могут быть какие-то трудности. Мы разработали проект, программу, заручились их организационной и информационной поддержкой, и в целом проект получился», – рассказывает Яна Анзулис, археолог и руководитель проекта.
Впервые городище Криничное заинтересовало учёных ещё в 2012 году. Обнаружил это место краевед-исследователь Хорольского округа Николай Миков. Городище расположено на склоне сопки. Территория его окружена тройным рядом валов. В плане городище прямоугольной формы. С восточной стороны находится вход, представленный разрывом в валах. Внутри поселения тоже много следов – большие углубления – дома, где когда-то жили и трудились люди.
На первых этапах исследования памятник был отнесён только к мохэской археологической культуре раннего Средневековья. С 2023 года работу здесь начал Ханкайский археологический отряд ИИАЭ ДВО РАН под руководством Яны Анзулис. И теперь в истории памятника можно выделить несколько эпизодов его заселения. Совместно с Институтом географии ДВО РАН была проведена съёмка городища методом воздушного лазерного сканирования. Он позволяет выявлять особенности рельефа, скрытые под растительностью.
«Мы выявили около 150 жилищ, но они разного времени. По примерным подсчётам, здесь одновременно могло находиться примерно 100 построек, а население составляло около 300-400 человек», – говорит Яна Анзулис.
Структура поселения необычная – жилые дома расположены по периметру вала, а в центре – пустота. Яна Анзулис объясняет, что это признак определённого хозяйственно-культурного уклада.
«Для чего им это надо было – большой вопрос. У нас есть версия, что, возможно, эти люди были скотоводами. Вот это пустое пространство в середине, это было место, где держали скот, таким образом охраняя и его, и себя от диких животных», – говорит археолог.
Кроме этого, могла существовать и военная угроза для жителей городища. И поэтому поселение окружают три вала, которые достраивали в разное время в качестве защитного барьера от нападений. Но от кого приходилось защищаться, сказать сложно. Это нужно доказывать, исследовать могильники и другие памятники. Оружие находили на входе в город, а захоронения ещё нет. Три вала и рвы – колоссальные трудозатраты. Систему могли использовать и против всадников. Лошадь такое препятствие преодолеть не сможет.
По нашим меркам, жилища местных достаточно маленькие, площадью около 25 квадратных метров. Это были так называемые полуземлянки с котлованом глубиной 30-40 см, с деревянными стенами и крышей, высотой в человеческий рост.
«Это была конусообразная или четырёхскатная крыша. Внутри был очаг, и топили они «по-чёрному». То есть жить там было очень трудно. И, соответственно, вот такие жилища, скорее всего, были зимними. В летний период они, вероятно, выносили очаг за пределы, либо жили в более лёгких постройках», – рассказывает Яна Анзулис.
Население городища занималось земледелием, выращивая просо, а также, вероятно, разведением свиней. Ещё одно повседневное дело – изготовление глиняной посуды. Осколки и целые части археологи находят по всему городу. Больше всего находок обнаружено во рвах, в которые, скорее всего, сбрасывали мусор и различные отходы. Здесь находили не только фрагменты горшков, но и разбитые каменные бусины, кости животных, золу, угли.
Копают археологи не лопатами, а специальными инструментами: небольшими мастерками, кисточками, чтобы не повредить ни один предмет. Археологи предупреждают, что приходить на место обычным людям и заниматься поисками самостоятельно запрещено законом, за это предусмотрено наказание. Но можно приехать на занятие или помочь с раскопками. Место расположено в 30 минутах ходьбы от села Поповка.
В лагере постоянно находится более 20 человек. Вместе с приезжающими учениками и волонтёрами количество может увеличиться до 40.
Полине Моргуновой 25 лет. Она приехала на раскопки из Москвы. Училась на востоковеда, изучала корейский язык, в магистратуру поступила уже в ДВФУ на археолога. В университете Полина познакомилась с Яной Евгеньевной и с тех пор приезжает к ней на время своего отпуска.
«Я у неё проходила летнюю практику – ездила с ней в разведку и потом помогала в институте с камеральной работой. Мыла керамику, рисовала, описывала. Когда окончила учёбу, вернулась обратно в Москву. У меня там всё-таки работа, семья. Я не планировала оставаться на Дальнем Востоке, но продолжаю им заниматься, поэтому каждый год приезжаю», – рассказывает Полина.
Заинтересовали раскопки и 11-летнего Диму Лукашина. Он также принимает участие в археологической экспедиции, помогает на раскопках и в лагере. Сам из Дальнереченска. Рассказывает, что приехал впервые, но ему всё нравится. Так же, как и Полина когда-то, выполняет камеральную работу. Но не один, а вместе с 10-летней Варей Прокопец.
«У меня папа археолог, и я каждый год езжу. Я родилась в апреле, и, когда мне исполнилось 4 месяца, папа поехал в экспедицию с мамой. Бабушка с дедушкой куда-то уехали, и они повезли меня с собой», – говорит Варя.
Раскопки традиционно проводят в летний период. В остальное время археологи обрабатывают полученные летом материалы, готовят полевой отчёт по результатам археологических работ, занимаются написанием книг, статей и прочего. Работы на Криничном городище начались 15 июля и будут продолжаться до 4 августа. По завершении экспедиции всё закопают обратно. Восстановление рельефа – это тоже обязанность археологов.