Новости Владивосток

Тяга к знаниям и бесконечные горизонты взглядов: во Владивостоке отмечают 100-летие физико-математического образования

100 лет физико-математического образования на Дальнем Востоке отсчитывают от осени 1923 года, когда в Государственном дальневосточном университете был образован педагогический факультет. В стране, пережившей гражданскую войну, современники, как ни удивительно, отмечали в людях удивительную тягу к знаниям, и десятилетие за десятилетием эти стремления взращивали талантливые педагоги и наставники. В честь памятной даты во Владивостоке, в ДВФУ, 16-17 октября проводится научная конференция, на пленарной сессии которой постарались перелистать вековую историю образовательных и научных достижений.

Почётными гостями конференции стали те, чья работа связана с физико-математическим образовательным процессом: учителя и директора школ, преподаватели университетов, представители большой науки из ДВО РАН, как физики, так и математики.

«С одной стороны, это история университета, история образования на Дальнем Востоке, с другой стороны, это очень личная история каждого здесь присутствующего. Потому что физика и математика – это, безусловно, фундамент науки и не только. <...> Математическое и физическое фундаментальное образование во многом определяет успех профессионального развития, вне зависимости от того, какая профессия, какая карьерная траектория у каждого была – а кого-то ожидает», – отметила Елена Гаффорова, и. о. ректора ДВФУ, обращаясь и к собравшимся в конференц-зале студентам.

Страницы истории

«Хранители истории» вуза – профессор Борис Резник и «народный декан матфака», доцент Александр Колобов – в этот день постарались в сжатом формате рассказать об основных вехах его развития. Так, истоки бурного потока физического образования можно проследить и в более ранних «родниках». Борис Резник напомнил, что ещё во Владивостокском коммерческом училище (1908-1922 гг.) указывали на очевидную недостаточность практических работ по физике, «имеющих громадное общепедагогическое значение, не говоря уже о специальном назначении подготовки к практике товароведения…».

Государственный дальневосточный университет был создан в 1920 году, во времена разрушений и неопределённости, принесённых гражданской войной. В январе 1923-го последовало объединение его с Педагогическим институтом имени Ушинского и Политехническим институтом. А позже советская власть решила, что не сможет финансировать два вуза на Дальнем Востоке, и в состав ГДУ влился Читинский университет. К началу учебного года во Владивосток прибыли преподаватели и студенты из Читы, были сформированы факультеты: восточный, политехнический, агрономический и педагогический – последний имеет особое значение для физиков и математиков, которые получили в нём свои кафедры.

История ГДУ была непростой. Вуз разделяли и снова восстанавливали в первоначальном виде, а в 1939 году и вовсе закрыли решением Народного комиссариата просвещения РСФСР. Однако образовательный процесс, конечно же, не прекратился. Как отметил Александр Колобов, в 1943-1956-м во Владивостокском государственном педагогическом институте существовала физико-математическая кафедра (с 1946 года – уже две отдельные). А сентябрь 1956-го ознаменовал восстановление единого большого вуза – ДВГУ.

Говоря об истории образования, упоминали людей, которые внесли в него неоценимый вклад, – проще говоря, читали лекции в аудиториях, готовили образовательные программы, зарождали интерес к научному познанию в умах молодых людей. В среде физиков Дальнего Востока современники отмечают легендарного Алексея Даниловича Ершова. В августе 1957 года он назначен заведующим вновь созданной кафедрой теоретической физики Дальневосточного госуниверситета. По воспоминаниям участников конференции, Алексей Данилович придал новый импульс научным исследованиям в области физики, а его изумительные лекции до сих пор сохранились в памяти тех, кому посчастливилось их слышать. Учёный по образованию, он был педагогом по призванию, человеком, тонко разбирающимся в людях.

Математикам тоже есть о ком рассказать. Например, это Николай Александрович Агрономов, который в сентябре 1923 года стал первым заведующим профильной кафедрой в ГДУ. Талантливейший организатор, администратор и, конечно, математик – первую научную работу он опубликовал в 8-м классе гимназии. О некоторых выдающихся людях Новости VL.ru уже рассказывали в серии материалов к 50-летию матфака – о первом избранном декане факультета ДВГУ Василии Борисовиче Осипове и не только.

«Очень интересные люди в то время преподавали в ДВГУ! Был такой Семён Акимович Харамонов, математик, он нам интегральные уравнения читал. Вот, напишет формулу – и вдруг начинает смеяться, ему эта формула кажется смешной. Вы можете себе представить смешную формулу? А он мог», – вспоминает доктор физико-математических наук, профессор Валерий Иванович Белоконь.

Вклад в современность

В прошлом Новости VL.ru писали об основных преобразованиях в современной истории ДВГУ и ДВФУ, и все их перечислять здесь не будем. Однако можно вспомнить, как в 1972 году математики и физики разделились на разные факультеты. В конце 90-х годов приняты решения о создании Института физики и информационных технологий, а также Института математики и компьютерных наук. Во время создания современного вуза их объединили в единую и несколько «неповоротливую» Школу естественных наук: физико-математическое отделение тогда насчитывало несколько тысяч студентов, 745 преподавателей и сотрудников. При этом история движется по спирали, и в современной структуре ДВФУ восстановлены институты, а в будущем, как верят преподаватели, вернутся и факультеты.

Отдельно здесь стоит упомянуть о сотрудничестве университета и ДВО РАН (в прошлом ДВО АН СССР). Образование и большая наука на Дальнем Востоке шли рука об руку. В прошлом здесь создавались базовые кафедры, которые фактически делили персонал, оборудование и исследования между вузом и академией – позволяли молодёжи приобщиться к научной работе и в то же время выявляли задатки таланта, упорства и проницательности. 

«Сегодня научный штат академических подразделений ДВО РАН примерно на 65-70% укомплектован выпускниками университета. И среди них выпускники физико-математического факультета доминируют. Потому что они заполняли всё, где работа была связана с научными лабораториями, с развитием теоретических методов, с построением сложных аппаратно-измерительных комплексов для изучения Мирового океана, для автоматизации технологических процессов многих других направлений», – рассказывает доктор химических наук, профессор, академик РАН Валентин Сергиенко.

Валентин Иванович больше рассказал и о вкладе учёных-дальневосточников в развитие научных и промышленных отраслей всероссийского масштаба: упомянул внедрение электросварки как инновационной технологии в строительстве судов и мостов, достижения в сфере утилизации жидких радиоактивных отходов и другие.

«Сильные российские предприятия во многом обязаны выпускникам дальневосточных университетов, которые эту силу и создают. Люди, которые ковали этот золотой фонд выпускников, они до сих пор работают в университетах. Работают не одни – на смену приходят новые молодые преподаватели, которые вместе с ними куют будущее и создают людей, которые будут создавать даже не завтра, а послезавтра. Время будущего создаётся сейчас и здесь», – отметил директор Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Григорий Алексанин.

Сильные дальневосточные научные и образовательные традиции необходимо продолжать, и они продолжаются, в том числе, усилиями педагогов в сферах физики и математики – не только в университетах, но и в школах, где по сути и необходимо закладывать интерес к наукам. Немаловажным для этого процесса в целом участники конференции считают объявленное президентом Десятилетие науки и технологий (2022–2031).

На пленарной сессии звучали поздравления, вручались почётные грамоты и необычные подарки – член-корреспондент и академик РАН Михаил Гузев подарил тем, кто «из алмазов делает бриллианты», фигуры двух слонов. На них, как и на физике с математикой, по его словам, стоит всё наше образование. 

Отдельное напутствие от Бориса Резника прозвучало в адрес собравшихся в зале молодых людей. По словам немецкого математика Давида Гильберта: «Каждый человек имеет некоторый горизонт взглядов. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения». Чтобы «ковать будущее», студентам ДВФУ посоветовали смотреть на мир шире, чтобы в идеале горизонты их взглядов стремились к понятию бесконечности.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта