Новости Владивосток

Труд 15 тысяч солдат, огромный косяк корюшки и ударная застройка: яркая и поучительная история Второй речки (АРХИВНЫЕ ФОТО; СХЕМА)

Долина реки, второй попавшей в хозяйственный оборот владивостокцев, прошла длинный исторический путь — от рекреационной зоны и военного плаца до аэродрома и жилого массива со своим «лицом», климатом и рельефом. VL.ru продолжает подробное изучение водных артерий Владивостока рассказом о Второй речке.

Вторая речка берет начало на западном склоне Центрального хребта, протекает по территории полуострова Муравьева-Амурского и впадает в бухту Кирпичного Завода между мысами Фирсова и Калузина. Свое название река, в которую когда-то заходили большие косяки лососевых рыб на нерест, как и Первая речка, получила исходя из географического расположения: вторую по счету водную артерию от центра Владивостока поселенцы назвали бесхитростно.

Подобно примеру предшественницы, именем Второй речки был наречен и окружавший ее русло микрорайон. Равнинная местность, где он расположился, долгое время была городской окраиной, служившей источником леса для построек. Со слов действительного члена Тихоокеанского филиала Русского географического общества Семена Розенфельда, во времена основания города оказалось, что пригодного леса для строительства домов на месте недостаточно, и начальник поста был вынужден направить несколько групп солдат по берегу Амурского залива на его поиски:

«Доброкачественный лес обнаружили за 25 и более верст от Владивостока... Неоднократно следуя за лесом и обратно, солдаты для ориентировки отдельным пунктам побережья давали свои названия. Вероятнее всего, именно тогда солдаты назвали первую на переходе от Владивостока речку — Первой, а вторую — Второй... Эти названия и вошли в обиход жителей, хотя своих определенных границ они не имели».

Затем у Второй речки побывали солдаты, обеспечивающие с 1861 года почтовую связь с Хабаровкой, командир Новгородского поста капитан Иван Черкавский, а также первый начальник военного поста Владивосток Евгений Бурачек, тогда еще в звании лейтенанта ездивший на угольные ломки к устью реки Раздольной. В своих «Воспоминаниях заамурского моряка» Евгений Степанович писал: «Вдоль всего Амурского залива, верстах в пяти от берега, тянется высокий хребет, прерываемый в нескольких местах ручьями и речками. За ним также виднеются горы. По словам китайцев, они покрыты густым, едва проходимым лесом...»

Позже по этой местности пролегла телеграфная линия на Раздольную и дорога Владивосток — село Никольское (современный Уссурийск — Прим. VL.ru), появились первые поселенцы. Первое упоминание о Второй речке как о селитебной части города отмечено в конце 1890-х годов, но особая веха истории связана с 1902 годом, когда здесь началось строительство казарм для солдат и флигелей для офицеров: находя эту местность подходящей для своих нужд, военное ведомство в 1906 году большую ее часть закрепило за собой. К слову, эти старые казармы из ярко-красного кирпича сохранились и по сей день — сегодня часть этих зданий находится в ведении краевого ГИБДД. В 1910 году на Второй речке были отведены участки для новой рабочей слободки, а еще через год построено здание железнодорожного вокзала. Постепенно долина чистой полноводной реки привлекла и дачников, став местом рыбалки, прогулок и воскресных семейных выездов.

Значительную роль в описании Второй речки начала XX века получили известные строки из дневника ученика 5-го класса мужской гимназии Григория Суханова, опубликованные в 1994 году: «Ко Второй речке подошли часа в два следующего дня... Перешли речку через деревянный мост. Устье реки широкое, до двух сажен, чистое от заносов, травы и леса. Течение довольно быстрое, фарватер реки глубокий настолько, что совершенно свободно можно въехать на килевом вельботе. Мы вспугнули несколько кряковых уток и чирков. По берегу табунками ходили маленькие кулички и недалеко от устья вспугнули два кроншнепа... В верховьях Второй речки наткнулись на две землянки. Здесь мы узнали, что в реке водится карась, гольцы, красноперка, заходит сюда горбуша, а в устье неводом вылавливают много корюшки и камбалы. В верховьях реки водятся козы, но оленей стало мало, табун кабанов насчитывает 40-50 голов. Мы быстро наловили несколько ведер рыбы, пополнили свои коллекции и тут же из карасей сварили уху».

Нынешняя ровная поверхность долины реки — заслуга вовсе не природы, а 15 тысяч солдат. Пресса писала, что накануне Первой мировой войны, в мае 1914 года, в штабе Владивостокской крепости получили депешу из Петербурга с предупреждением об инспекторской проверке войск военным министром Российской империи генералом Владимиром Сухомлиновым. На совещании командного состава гарнизона пришли к заключению, что местность у Второй речки, где практически не бывает туманов — лучшее место сбора, смотра и парада войск, но прежде ее требовалось превратить в плац. Вот как развивались события по свидетельствам, оставленным одним из офицеров:

«Получив приказ, на Вторую речку прибыли саперные части... Для увеличения площади необходимо было снести и часть лесного массива, спускающегося с ближайших гор. Саперам на всю эту работу требовалось несколько месяцев, а Сухомлинов должен был прибыть дней через десять... Около 15 тысяч солдат и офицеров под руководством саперов срезали все неровности, заваливали ямы, овраги и т.п. грунтом. В каждом полку гремел свой духовой оркестр, слышались солдатские песни, в лесу раздавался грохот взрывов и эхом разносился по горам. Вся долина реки походила на растревоженный муравейник...»

Через неделю все работы были закончены и окрестности реки представляли собой ровную поверхность с легким уклоном в сторону Амурского залива. Так долина Второй речки из гористой, покрытой вековой тайгой местности превратилась во владивостокское «Марсово поле». Интересно, что все эти поражающие масштабом приготовления в приезду Сухомлинова чуть было не испортила корюшка: Вторая речка тогда имела устье глубиной около двух метров, по которому в реку и зашел гигантский косяк рыбы. Она так забила реку, что та выплеснулась из берегов:

«К исходу дня берега речки и берег залива у устья были завалены живой и уже засыпающей рыбой, над которой бесновались чайки. Утром весь гарнизон принялся за "рыбалку": ведрами, тазами, кастрюлями и просто корзинами солдаты черпали из реки рыбу, после чего создавали дикую толчею в полевых кухонь... Тонны корюшки лежали на берегу и под жарким майским солнцем начали источать тухлый запах. Командование, прознав об этом, пришло в ужас: военный министр вот-вот явится, а тут такое безобразие! Получив нагоняй, весь личный состав гарнизона стал спешно прибирать берега, вывозить и закапывать рыбу в дальнем распадке в сопках. Только управились — нагрянул военный министр Сухомлинов со свитою. В подразделениях и на территориях все сияло, но высокий гость из Петербурга, прибыв на Вторую речку, даже не удосужился выйти из машины к вытянувшимся "во фрунт" войскам гарнизона, чем вызвал недоумение офицеров и низших чинов. У всех нас, офицеров, такая "проверка" готовности войск к войне вызвала много вопросов и кривотолков, а сам военный министр весьма низко пал в наших глазах...» — писал офицер.

Стоит отметить, что 12 июня 1915 года под давлением общественного мнения Сухомлинов был снят Николаем II с должности военного министра, в 1916-м уволен с военной службы, а в следующем году арестован и пожизненно осужден за неподготовленность русской армии к войне. Однако именно благодаря его приезду во Владивостоке появился прекрасный плац для парадов и учений, хотя дислоцированных здесь артиллеристов и стрелков все-таки потеснили, и в долине реки расположился аэродром: в разобранном виде сюда были доставлены два аэроплана «Блерио», которые были быстро собраны и поднялись в небо. В верховьях плаца был установлен брезентовый ангар, и парадная площадка постепенно превратилась в летную, в 1935 году приняв самолет, который впервые доставил почту из Москвы за 75 часов.

В путеводителе «Владивосток. Полтора века на карте России» также отмечается, что на оставшейся территории здесь построили концентрационный лагерь: «В те времена современная улица Русская была взлетно-посадочной полосой для военных, гражданских и транспортных самолетов, а на месте нынешнего автовокзала и рынка "Березка" стояли казармы Владлага».

Совершенствуясь с годами, аэродром просуществовал до конца 1950-х годов, пока в долине реки не развернулось масштабное строительство. Судьбу местности решило Постановление Совета Министров СССР «О развитии города Владивостока» от 18 января 1960 года. Согласно новому генплану, в столетний юбилей города эта территория была отдана под новый жилой микрорайон: помимо хрущевок в результате творческого содружества московских и владивостокских зодчих здесь появились первые в Сибири и на Дальнем Востоке крупнопанельный девятиэтажный дом, первый 16-этажный дом, первый крупнопанельный дом с монолитным стыком. Сюда переселяли горожан со всего Владивостока — из старых бараков и частных домов.

Названия новых улиц, появившихся в 150-летнюю годовщину Бородинской битвы, также посвятили героям Отечественной войны 1812 года (Багратиона, Кутузова, Давыдова, Барклая, Раевского, Бородинская). Уже к январю 1965 года в долине Второй речки были закончены все работы по соединению окружающего ее района и «капустного поля» (нынешняя Молодежная — Прим. VL.ru) с центром города троллейбусными линиями, и вошел в строй первый маршрут от остановки «Багратиона» до Горпарка.

К слову, с самой рекой проектировщики поступили более чем жестоко — ее берега заковали в бетон (местами плиты до 3-4 метров) и вывели в русло канализационные стоки со всего жилмассива. Речка обмелела, дно заилилось, на берегах скопились горы мусора. К большому сожалению, сегодня в ее водах нет ни карасей, ни гольцов, ни красноперок, ни горбуши. Как, впрочем, нет и той реки, куда можно было бы входить на килевом вельботе — ее бассейн, за исключением незначительного участка в верховьях реки, почти полностью занят инфраструктурой. Хотя в период тайфунов эта водная артерия все еще превращается на несколько дней в бурный поток, но несет в море камни, гальку, песок, куски деревьев и разные отходы, над которыми летают в поисках пищи стаи чаек.

По индексу загрязнения вод токсичными элементами экологи относят Вторую речку к наихудшей категории. В предварительной оценке состояния реки за 2008 год, составленной студентами Дальрыбвтуза Василием Голотиным и Евгенией Щеголевой, отмечается, что наиболее чистым является участок верхнего течения Второй речки, а низовье характеризуется очень плохим качеством воды: «Основные источники загрязнения реки — завод "Варяг" и другие индустриальные предприятия, а также автомойки. Одной из причин загрязнения вод является бесконтрольное замусоривание водотока бытовыми отходами населения». А вот студент ВГУЭС Сергей Творогов в своей работе, опубликованной в материалах 16-й международной научно-практической конференции, пишет: «Степень загрязнения донных осадков Первой речки и Второй речки тяжелыми металлами и мышьяком соответствует критическому уровню. Почвы в долинах рек характеризуются высокими концентрациями свинца, цинка, серебра, сурьмы, висмута, других химических элементов...»

История реки Объяснения

История Первой речки

Катерина Зайцева (текст), Антон Балашов (фото)


Даже в верховьях русло Второй речки искусственно ограничено — newsvl.ru Еще с момента застройки в реку пускали все стоки — newsvl.ru В районе Снеговой Пади река загнана в трубы — newsvl.ru В районе Снеговой Пади река загнана в трубы — newsvl.ru По всей протяженности русла лежит мусор — newsvl.ru До застройки района в реку можно было зайти на вельботе  — newsvl.ru Река уходит под дорогу в районе Снеговой Пади — newsvl.ru Русло реки выровнено, склоны укреплены стальной сеткой — newsvl.ru Свое название река, как и Первая речка, получила из-за географического расположения — newsvl.ru Река течет под промзоной в районе кольца Багратиона — newsvl.ru В период тайфунов эта водная артерия превращается на несколько дней в бурный поток — newsvl.ru Река несет в море камни, гальку, песок, куски деревьев и разные отходы — newsvl.ru Бетонные блоки и плиты, смытые бурным потоком во время тайфунов — newsvl.ru Бетонное русло вдоль Бородинской — newsvl.ru Бетонное русло вдоль Бородинской — newsvl.ru Стены достигают высоты в 4 метра — newsvl.ru Сейчас река мелкая и в ней нет никакой живности — newsvl.ru Река под мостом проспекта 100-летия — newsvl.ru По индексу загрязнения вод токсичными элементами экологи относят Вторую речку к наихудшей категории — newsvl.ru Река под мостом проспекта 100-летия — newsvl.ru Недалеко от устья река течет вдоль пустыря — newsvl.ru Мост улицы Волжской — newsvl.ru Степень загрязнения донных осадков Второй речки тяжелыми металлами и мышьяком соответствует критическому уровню — newsvl.ru Река впадает в бухту Кирпичного Завода — newsvl.ru Река под железнодорожным мостом — newsvl.ru Река впадает в бухту Кирпичного Завода — newsvl.ru Вторая речка выносит в море мусор из микрорайона — newsvl.ru Отходы привлекают множество чаек — newsvl.ru Несмотря на состояние реки, на ее берегах часто можно встретить гуляющих местных жителей — newsvl.ru По индексу загрязнения вод токсичными элементами экологи относят Вторую речку к наихудшей категории — newsvl.ru Долина этой реки второй попала в хозяйственный оборот владивостокцев — newsvl.ru В конце 1950-х годов в долине реки развернулось масштабное строительство. Застройка Бородинской — newsvl.ru Судьбу местности решило Постановление Совета Министров СССР «О развитии города Владивостока» от 18 января 1960 года. Кольцо Бородинской — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год — newsvl.ru Здания в долине Второй речки, где поселили участников канадской экспедиции, 1919 год — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год. Вторая речка — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год — newsvl.ru Рыбалка канадцев на Второй речке. 1919 год — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год: русский женщины стирают во Второй речке свою одежду — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год — newsvl.ru В конце 1950-х годов в долине реки развернулось масштабное строительство. Русло Второй речки.  — newsvl.ru Аэродром на Второй речке просуществовал до конца 1950-х годов — newsvl.ru В те времена современная улица Русская была взлетно-посадочной полосой для военных, гражданских и транспортных самолетов — newsvl.ru Ринг, оборудованный внутри канадской казармы на Второй речке. Владивосток, 1919 — newsvl.ru Аэродром на Второй речке просуществовал до конца 1950-х годов — newsvl.ru Русский мальчик в долине Второй речки, 1919 год — newsvl.ru Японские солдаты стоят на карауле в казармах Вторая Речка. Владивосток, предположительно 1919 год — newsvl.ru Два манчжурца у казарм "Вторая речка" под Владивостоком, примерно 1919 год — newsvl.ru Казармы в долине Второй речки, начало 20-го века — newsvl.ru Казармы в долине Второй речки на северной окраине Владивостока, 1919 год — newsvl.ru Канадские солдаты на плацу казармы на Второй речке, 1919 год — newsvl.ru Матч по боксу в эскадроне Королевской северо-западной конной полиции. Внутренний двор казармы, 1919 год — newsvl.ru Японские солдаты стоят на карауле в казармах Вторая Речка. Владивосток, предположительно 1919 год — newsvl.ru Схема Второй речки — newsvl.ru
Даже в верховьях русло Второй речки искусственно ограничено — newsvl.ru Еще с момента застройки в реку пускали все стоки — newsvl.ru В районе Снеговой Пади река загнана в трубы — newsvl.ru В районе Снеговой Пади река загнана в трубы — newsvl.ru По всей протяженности русла лежит мусор — newsvl.ru До застройки района в реку можно было зайти на вельботе  — newsvl.ru Река уходит под дорогу в районе Снеговой Пади — newsvl.ru Русло реки выровнено, склоны укреплены стальной сеткой — newsvl.ru Свое название река, как и Первая речка, получила из-за географического расположения — newsvl.ru Река течет под промзоной в районе кольца Багратиона — newsvl.ru В период тайфунов эта водная артерия превращается на несколько дней в бурный поток — newsvl.ru Река несет в море камни, гальку, песок, куски деревьев и разные отходы — newsvl.ru Бетонные блоки и плиты, смытые бурным потоком во время тайфунов — newsvl.ru Бетонное русло вдоль Бородинской — newsvl.ru Бетонное русло вдоль Бородинской — newsvl.ru Стены достигают высоты в 4 метра — newsvl.ru Сейчас река мелкая и в ней нет никакой живности — newsvl.ru Река под мостом проспекта 100-летия — newsvl.ru По индексу загрязнения вод токсичными элементами экологи относят Вторую речку к наихудшей категории — newsvl.ru Река под мостом проспекта 100-летия — newsvl.ru Недалеко от устья река течет вдоль пустыря — newsvl.ru Мост улицы Волжской — newsvl.ru Степень загрязнения донных осадков Второй речки тяжелыми металлами и мышьяком соответствует критическому уровню — newsvl.ru Река впадает в бухту Кирпичного Завода — newsvl.ru Река под железнодорожным мостом — newsvl.ru Река впадает в бухту Кирпичного Завода — newsvl.ru Вторая речка выносит в море мусор из микрорайона — newsvl.ru Отходы привлекают множество чаек — newsvl.ru Несмотря на состояние реки, на ее берегах часто можно встретить гуляющих местных жителей — newsvl.ru По индексу загрязнения вод токсичными элементами экологи относят Вторую речку к наихудшей категории — newsvl.ru Долина этой реки второй попала в хозяйственный оборот владивостокцев — newsvl.ru В конце 1950-х годов в долине реки развернулось масштабное строительство. Застройка Бородинской — newsvl.ru Судьбу местности решило Постановление Совета Министров СССР «О развитии города Владивостока» от 18 января 1960 года. Кольцо Бородинской — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год — newsvl.ru Здания в долине Второй речки, где поселили участников канадской экспедиции, 1919 год — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год. Вторая речка — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год — newsvl.ru Рыбалка канадцев на Второй речке. 1919 год — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год: русский женщины стирают во Второй речке свою одежду — newsvl.ru Из записей экспедиции канадцев в Сибирь, 1919 год — newsvl.ru В конце 1950-х годов в долине реки развернулось масштабное строительство. Русло Второй речки.  — newsvl.ru Аэродром на Второй речке просуществовал до конца 1950-х годов — newsvl.ru В те времена современная улица Русская была взлетно-посадочной полосой для военных, гражданских и транспортных самолетов — newsvl.ru Ринг, оборудованный внутри канадской казармы на Второй речке. Владивосток, 1919 — newsvl.ru Аэродром на Второй речке просуществовал до конца 1950-х годов — newsvl.ru Русский мальчик в долине Второй речки, 1919 год — newsvl.ru Японские солдаты стоят на карауле в казармах Вторая Речка. Владивосток, предположительно 1919 год — newsvl.ru Два манчжурца у казарм "Вторая речка" под Владивостоком, примерно 1919 год — newsvl.ru Казармы в долине Второй речки, начало 20-го века — newsvl.ru Казармы в долине Второй речки на северной окраине Владивостока, 1919 год — newsvl.ru Канадские солдаты на плацу казармы на Второй речке, 1919 год — newsvl.ru Матч по боксу в эскадроне Королевской северо-западной конной полиции. Внутренний двор казармы, 1919 год — newsvl.ru Японские солдаты стоят на карауле в казармах Вторая Речка. Владивосток, предположительно 1919 год — newsvl.ru Схема Второй речки — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта