Ледовый спидвей снова вернулся на стадион «Авангард». В прошлый раз он проходил год назад, а до этого был перерыв более чем в сорок лет. Но обещание сделать его ежегодным пока сбывается. Сегодня в Командном кубке Приморского края участвовали команды из Владивостока, Уссурийска, Большого Камня, Благовещенска и Читы. Все три призовых места заняли команды Приморья. Владивосток стал третьим.
Спидвей, даже ледовый, во Владивостоке очень популярен. Впрочем, сегодня во время первых заездов стадион не был заполнен. Билеты продолжали продавать перед соревнованиями, и почти целый час после начала зрители занимали свои места.
На стадионе стояла солнечная погода, было довольно тепло, чтобы высидеть все соревнования. Но опытные зрители надели лыжные костюмы, уги, тёплые шапки и принесли с собой пледы и туристические сиденья. Даже осенью на соревнованиях по гаревому спидвею на Авангарде бывало прохладно, а уж на зиму полагаться они вовсе не стали. Но некоторые семьи не побоялись взять с собой детей, порой даже совсем маленьких, возрастом до года.
Многие зрители принесли и термосы, но их пришлось оставить возле охраны, так что в перерывах семьи с детьми возвращались ко входу, чтобы попить чаю. Не такие подготовленные стояли в очередях за перекусом в киоски фуд-корта.
Комментаторы ещё перед началом отметили, что в этом году ледовый трек подготовили намного лучше, чем в прошлом, и даже идеально. По их словам, жёстких нормативов по толщине льда для соревнований нет, но его должно хватить на все заезды. После каждой серии – четырёх заездов по четыре участника в каждом – на стадион выезжали трактора, ровняли покрытие и убирали образовавшуюся шугу.
– К концу вы увидите, какие канавы будут, по 10 см, мотоциклы будет трясти, поэтому после каждой серии спецтехника будет выравнивать лёд, – рассказали зрителям комментаторы, одним из которых был Владимир Фадеев, восьмикратный чемпион мира по ледовому спидвею, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту.
На стадионе отметили синюю линию, за которую нельзя заезжать двумя колёсами. Но одно колесо допускается, так что опытные мотогонщики этим пользуются, выбирая себе тактику. Трек также ограничили мягким ограждением, в результате его диаметр стал 21 м – меньше, чем для гаревого спидвея, но соответствующий мировым стандартам.
Представление участников началось, как водится, за 10 минут до начала соревнований. Команды из Владивостока, Уссурийска, Большого Камня, Благовещенска и Читы вышли поприветствовать зрителей. За каждую команду выступало по три человека. От Владивостока участвовали Антон Змага, Сергей Цибулин и Семён Дранов.
К назначенным 13:00 на старте стояли участники первого заезда – по два спидвеиста из Владивостока и Уссурийска. В Уссурийске традиции ледового спидвея очень развиты, там регулярно проходят тренировки и в ближайшее время, по заявлению губернатора края, приехавшего на соревнования, откроют спидвейный трек, соответствующий мировым стандартам. В Уссурийске на треке вырос участник нынешней команды Андрей Иванов, бывший серебряным призёром СССР.
Спортсменам, как и в гаревом спидвее, дали шлемы разного цвета: белый, красный, жёлтый и синий, – чтобы судьям было проще определять их на треке. Спидвеисты подравнялись перед стартом, и Кубок начался.
Мотоциклы для ледового спидвея похожи на те, что ездят летом на гаревом треке, только тем, что они не имеют тормозов и заправляются спиртом метанолом, что и позволяет достичь высокой мощности – 64 лошадиные силы. Вес ледового мотоцикла больше – 110 кг. Колёса покрыты шипами длиной 28 мм. Иначе устроен двигатель, он имеет четыре клапана вместо двух. И ещё у ледового мотоцикла есть передачи.
– На гаревом мотоцикле нет передач, – рассказал комментатор. – То есть они подъезжают, зависают на подножке, заднее колесо вращается для того, чтобы не держать долго мотоцикл на сцеплении. А на ледовом мотоцикле есть нейтральная передача и есть две скорости. Первая передача сделана для того, чтобы стартануть. Вот они только стартанули, тут же моментально забивают вторую передачу – и поехали. Регулировка происходит за счёт звездочек.
Все эти особенности дают мотоциклу для ледового спидвея большую устойчивость, колёса не буксуют, причём даже на гаревом треке.
Заезды шли один за другим, достаточно ровно. Зачастую спортсмены, занявшие лидирующие позиции с самого начала, приезжали на финиш первыми. Бороться в ледовом спидвее трудно, трек быстро теряет свою ровность, и спортсменам приходится ехать в колее, которую они заняли с самого начала. И всё же каждый спортсмен, особенно опытный, использовал свою тактику. Например, Андрей Иванов на виражах проезжал рядом с линией и редко выходил на внешний круг. И часто такое поведение на треке срабатывало и оказывалось выигрышным.
По итогам первой серии определилось три лидера, которые на протяжении 20 заездов внутри этой тройки менялись местами. Владивосток набрал 8 очков, Уссурийск и Большой Камень – по 6 очков.
Среди владивостокских спортсменов больше всего очков набирал Антон Змага, чемпион края по мотокроссу и эндуро. Он продолжил свои прошлогодние традиции побеждать в заездах. А в 15 заезде обыграл Андрея Иванова, зная его тактику и двигаясь так же по внутреннему кругу трека.
За Большой Камень ездил чемпион мира по ледовому спидвею Александр Лагута, старший брат владивостокского любимца публики, гаревого спидвеиста Григория Лагуты. Александр также никому не уступал побед и зарабатывал для команды высокие баллы во всех своих заездах. Дикторы не могли не отметить, что Лагута – это спидвейная династия.
Про ледовый спидвей говорят, что в нём нет борьбы. Отчасти это правда: спортсмены редко обгоняют друг друга. Но бывает и иначе. В 6 заезде как раз между Александром Лагутой из Большого Камня и Владимиром Момонтом из Уссурийска разыгралась нешуточная битва за первое место. На финиш они вышли почти одновременно, но Александр Лагута немного опередил и взял 3 очка. Подобная борьба случилась и между спортсменами Благовещенска и Читы, которые зашли на финиш практически колесо в колесо.
И всё же не всем зрителям хватало адреналина. В основном трибуны молча наблюдали за гонками, не поддерживали кричалками. Аплодировали, чтобы поддержать упавшего в 18 заезде гонщика из Уссурийска. Не было трубачей, сопровождавших все гонки тёплого сезона. Некоторые зрители уходили, не дождавшись финала, то ли замёрзнув, то ли немного заскучав.
– Мы ждали с сыном ледовых гонок. Но борьбы здесь оказалось мало, смотреть не очень интересно. Так что очень сильно буду думать, идти ли ещё раз, – рассказала зрительница Светлана.
Зато все зрители с интересом слушали дикторов, даже на перерывах оставались на местах. Владимир Фадеев рассказывал о тонкостях мотоспорта, особенностях техники, спортсменах, комментировал тактику на треке. Неоднократно он повторил, что ледовый спидвей во Владивостоке возрождается и будет развиваться дальше, и что новая команда «Восход» сейчас заявляет о себе на Кубке России, хотя пока не может похвастаться победами.
После второй серии заездов Владивосток набрал 12 очков, разделив второе место в Большим Камнем и уступив первое место Уссурийску с 13 очками. Такая же расстановка сил держалась и на третьей серии: Уссурийск – 20 очков, Владивосток и Большой Камень – по 15. После четвёртой серии владивостокцы были третьими (19 очков) и уже не смогли опередить Уссурийск (23 очка) и Большой Камень (24 очка).
На завершающей серии основная борьба разыгралась между командами Уссурийска и Большого Камня. Победа Уссурийска в последнем заезде принесла победу команде и в Кубке. По итогам соревнований, Уссурийск набрал 30 очков, Большой Камень – 28, Владивосток – 23, Чита – 20 и Благовещенск – 19. Объявляя итоговый счёт, комментатор заявил, что победила дружба.
На трек позвали всех спортсменов. Награждал победителей губернатор края. Он особенно поблагодарил гостей – команды из Благовещенска и Читы, и объявил о планах оборудовать трассу международного уровня в Уссурийске, позже в Артёме и идею устроить гонку на драконах на льду.