Новости Владивосток

Не «Железный человек» и не «Игра престолов»: чьё имя носит адмиральский пролив во Владивостоке

На карте окрестностей Владивостока есть много мест, носящих фамилии различных людей. Мы давно привыкли к мысам и бухтам, названным в честь членов экипажей первых кораблей, изучавших наши берега. Но есть в топонимике Приморья и ряд «адмиральских званий» – объектов, названных в честь адмиралов. О двух из них мы уже писали, но если там были острова, то теперь речь пойдёт о небольшом проливе между островами Попова и Русским и о человеке, в честь которого он получил своё нынешнее название.

Пролив получил первое название Пятнадцатифутовый в начале 1880-х годов во время работ партии подпоручика Корпуса флотских штурманов Владимира Ивановича Филиповского по промеру самого пролива. Между прочим, по фамилии Владимира Ивановича названа одна из бухт острова Русского.

Первое название пролив проносил два десятка лет, пока в самом начале нового, уже ХХ века, не получил новое – по фамилии Оскара Викторовича Старка.

История семьи Старка уходит через Швецию в Шотландию. Из Швеции его предки перебрались в Российскую империю, где 16 августа (по новому стилю 29-го) 1846 года и родился будущий адмирал, чья фамилия теперь закреплена на картах Владивостока и Приморья. Местом рождения Старка стал Гельсингфорс (Хельсинки), где находился Морской кадетский корпус, в который и поступил юный Оскар.

Окончив корпус в 1864 году, Оскар Викторович начал уже активную службу на флоте. Но самое интересное в его жизни началось спустя 10 лет после выпуска. В 1874 году Старк получил под командование шхуну «Восток». Это, если так можно сказать, практически легендарное судно для Дальнего Востока – подробнее об этом VL.ru писал в материале об адмирале Путятине.

Так и под управлением лейтенанта Оскара Викторовича летом и осенью 1874 года шхуна обеспечивала работу Иркутского отдела Генерального штаба, которым командовал подполковник Логгин Александрович Большев. В задачи экспедиции входила топографическая съёмка побережья Японского моря. Второй задачей были такие же работы в Татарском проливе от Де-Кастри до бухты Пластун. Многие участники той экспедиции так же, как и в будущем Оскар Викторович, оставят свои имена на картах в тех местах, где проводились работы экспедиции. Помимо съёмки, было собрано много данных о течениях, приливах и отливах, а также метеорологических данных.

В следующем году «Восток» совместно с клипером «Гайдамак» занимались пресечением незаконной добычи китов и рыбы иностранными судами, что стало началом борьбы с браконьерством на Дальнем Востоке. Также с борта шхуны вёл гидрографические и гидрологические работы лейтенант Михаил Люцианович Онацевич во время проходов шхуной проливов Лаперуза и Татарского, а также походов в Охотском море. Залив Восток в Находке был назвал в честь шхуны, а бухта Гайдамак в нём, одноимённая остановка транспорта и сквер во Владивостоке носит имя клипера. Раньше во Владивостоке была ещё и такая улица, располагалась она в Экипажной слободке.

В 1878 году Старка назначают командиром канонерской лодки «Горностай», тоже отмеченной в топонимике Владивостока. Следующим местом службы для Оскара Викторовича стала другая канонерка – «Сивуч». За период службы на канонерках Старк продолжал заниматься обеспечением научной и гидрографической деятельности. Так, в 1887 году «Сивуч» проводил гидрографические работы у берегов Кореи, южнее реки Туманган. В том же году канонерка побывала в Сеуле и Чемульпо, а летом была официально выведена из состава Балтийского флота и зачислена в состав Сибирской флотилии.

В 1891 году во Владивостоке Оскар Викторович принял под своё командование броненосный крейсер «Владимир Мономах», после того как корабль прошёл модернизацию в Кронштадте и прибыл обратно на Дальний Восток. Тогда со Старком случилась весьма неприятная вещь. В начале декабря 1891 года корабль прибыл в Нагасаки для подготовки к обратному переходу на Балтику. В апреле 1892 года, выходя с рейда, крейсер по морскому обычаю огибал корму флагманского корабля «Память Азова». И Старк, плохо знакомый с «Мономахом» и его особенностями, посадил крейсер на мель. Только к концу следующего дня корабль удалось снять с мели и вывести в бухту. Наверное, есть в этом некая насмешка судьбы, ведь пролив между островами Русским и Поповым, который позже получил имя Старка, тоже славится своими коварными отмелями и течением.

Осенью «Мономах» перешёл на Балтику, где с 1893-го по 1898 год Старк командовал броненосцем береговой обороны (по своей сути, плавучей батареей) «Первенец».

В 1898 году Старк снова отправился на Тихий океан, где получил должность младшего флагмана (одна из командирских должностей в руководстве флотом и соединениями кораблей) эскадры Тихого океана. На этой должности с мая 1898 года и по октябрь 1902-го он командовал Порт-Артуром. Следом за этим стал командующим эскадрой Тихого океана (которая позднее станет известной как 1-я Тихоокеанская эскадра). И в этой должности Оскар Викторович встретил начало Русско-японской войны.

Поздней ночью 26 января (8 февраля по новому стилю) 1904 года на борту эскадренного броненосца «Петропавловск», бывшего флагманским кораблём Старка в тот момент, закончилось совещание, на котором обсуждалось возможное поведение в случае нападения неприятеля. Там же буквально за полчаса до японской атаки начальником морского штаба, контр-адмиралом Вильгельмом Карловичем Виггефтом были сказаны слова: «Войны не будет».

Когда загремели первые взрывы японских снарядов, Оскар Викторович не поверил, что это настоящее нападение, и пытался остановить ответный огонь русских сил. Но когда пришло понимание, что это не ошибка, он отдал приказ крейсерам «Аскольд» и «Новик» начать преследование японских кораблей. Но это был только первый удар японских миноносцев, которые, обстреляв русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, отошли. От ночного нападения японцев на несколько месяцев были выведены из строя броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также бронепалубный крейсер «Паллада». Ремонт кораблей занял полгода и ослабил силы эскадры.

Утром следующего дня японские крейсера были отправлены на разведку результатов ночной атаки адмиралом Того Хейхатиро. Японцы посчитали, что момент нападения удачный.

Оскар Викторович после ночной атаки японцев находился на докладе у наместника на Дальнем Востоке и командующего сухопутными и морскими силами Евгения Алексеева там же. В этот момент японцы с дистанции чуть меньше 9 км открыли огонь по всё ещё стоявшим на внешнем рейде русским кораблям. В ответ наши корабли начали сниматься с якорей и вести ответный огонь. Целью их было выйти навстречу врагу. Но Алексеев отдал приказ дожидаться Старка. Эта задержка привела к тому, что кораблям пришлось несколько дольше простоять на местах под огнём японцев и в результате они получили больше повреждений, чем если бы сразу начали маневрирование.

Но всё-таки корабли вышли в море, выстроившись в строй кильватера, и пошли на сближение с японскими кораблями, ведя по ним огонь. Вскоре японцы вышли из-под огня и ушли. Считается, что у русских сил была возможность нанести противнику серьёзный ущерб, но ряд причин не дал этого сделать: плохая выучка артиллеристов, дозорная служба прозевала японские корабли, Старк пропустил возможность нанести серьёзный удар по японцам... Тем не менее за этот бой он был награждён орденом Святого Владимира 2-й степени. Сам Оскар Викторович на должности командующего пробыл недолго после начала войны. В конце февраля 1904 года он передал командование вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову.

Последний этап военно-морской службы Старка прошёл уже на Балтике, после чего он в 1908 году ушёл в отставку. Уже на гражданке он стал председателем правления Обуховского и Ижорского заводов. Обуховский завод производил и производит до сих пор товары военного предназначения. Так, во времена Оскара Викторовича там активно производилась артиллерия как для морского, так и для сухопутного ведомств. И наличие в руководстве людей, знающих и понимающих, какие характеристики и какое оружие нужно, давало положительные результаты работы.

Революцию Старк воспринял негативно и был участником Белого движения, в котором числился в составе Вооружённых сил Юга России. В 1920 году отбыл за границу. Сначала в Югославию, где прожил какое-то время. После чего вернулся в Финляндию, где он родился и откуда начиналась его военная служба. Скончался Оскар Викторович в Хельсинки (Гельсингфорс после переименования) в 1928 году 30 ноября и был похоронен на Ильинском кладбище в районе Лапинлахти.

Трое сыновей адмирала следом за отцом стали морскими офицерами. Александр Оскарович Старк, как и отец, успел повоевать с японцами на Дальнем Востоке, участвовал в Цусимском сражении. Вместе с двумя братьями, Фёдором и Владимиром, принимал участие в Первой мировой войне.

Но Александр скончался почти ровно на 6 лет раньше отца, 11 ноября 1922 года. В Финляндии его могила расположена рядом с могилами родителей.

Фёдор Оскарович уехал из России, эмигрировал во Францию. Третий сын, Владимир Оскарович, в составе эскадры другого Старка (своего троюродного брата по отцовской линии), Георгия Карловича, ушёл в Шанхай, где и остался.

Семья Старков оставила большой след в истории Приморья и Дальнего Востока. Они здесь занимались научной работой, несли службу. И именно Старк, Георгий Карлович, уводил из рухнувшей Российской империи остатки белогвардейского движения осенью 1922 года из Владивостока.


Старк и Алексеев на палубе крейсера «Аскольд». Из книги В. И. Семёнова «Расплата» — newsvl.ru Старк и офицеры его штаба (второй слева). Wikipedia — newsvl.ru Шхуна «Восток» (слева) и пароход «Сибирия», 1875 год. Wikipedia — newsvl.ru Оскар Викторович Старк. Wikipedia — newsvl.ru
Старк и Алексеев на палубе крейсера «Аскольд». Из книги В. И. Семёнова «Расплата» — newsvl.ru Старк и офицеры его штаба (второй слева). Wikipedia — newsvl.ru Шхуна «Восток» (слева) и пароход «Сибирия», 1875 год. Wikipedia — newsvl.ru Оскар Викторович Старк. Wikipedia — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта